Государственно-правовые порядки московского великого княжества
Разберемся сначала с думными чинами. Следует иметь в виду, что между боярином по сословному положению и обладателем боярского чина часто существовала дистанция огромного размера. Чин надо было выслужить. А что касается высших чинов, то их получение, как правило, сопряжено было с особыми заслугами. Многие бояре и представители титулованной знати вообще не достигали думных чинов. Некоторые… Читать ещё >
Государственно-правовые порядки московского великого княжества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Порабощенная татаро-монголами Русь долгое время пребывала в состоянии удельной раздробленности. Завоеватели не разрушили эту исторически сложившуюся государственность, а лишь частично ее изменили применительно к выгодам своего владычества. Государственно-правовые порядки русских княжеств стали более монархическими. Теперь светлые князья не только управляли в своих уделах, но и властвовали над населением, но властвовали как покорные слуги, как данники татаро-монгольских ханов, вынужденные всемерно им угождать, в том числе участием в угнетении и ограблении народных масс. Вечевые демократические порядки как противные духу татаромонгольского владычества ушли в историю.
Единственным мандатом на княжество становился ханский ярлык. Его можно было заслужить и сохранить только ценой покорности, преданности, умением отблагодарить, подношением щедрых даров, что вынуждало к дополнительным поборам с населения. Со временем на русских князей было возложено взимание татарской дани со своих подданных. Начало этому было положено великим московским князем Иваном Калитой, сумевшим завоевать расположение и доверие ханов.
Формирование служилого сословия
Великий и удельные князья имели в своем распоряжении определенные контингенты служилых людей. Порядок несения службы приобретал все большую правовую определенность. Служебные отношения между князьями и профессионально предназначенными к несению службы слоями населения долгое время строились на началах добровольности. Для бояр, слуг вольных и детей боярских служба была вольной. Эти свободные отношения служилых людей к князьям получали выражение в известной формуле договоров князей между собой: «а боярам и слугам межи лас вольным воля»[1], что давало право боярам, слугам вольным и детям боярским переходить от одного князя к друтому, не опасаясь за свои земельные владения. Имея, например, вотчины в Рязанском княжестве, служилые люди этих трех разрядов могли служить тверскому князю, сохраняя за собой свои рязанские земельные владения.
Но положение о вольной службе не распространялось на так называемых «слуг под дворским» — дворян, которые находились в непосредственном подчинении у княжеского дворского или дворецкого, т. е. управителя княжеского двора. В отношении их действовала другая формула княжеских договоров: «Слуг, которые потягли к дворскому, в службу не принимати». «Слово „дворянин“, — писал Н. К. Нелидов, — обозначало всех слуг, живших в княжеском дворе, если даже они не были свободными людьми. В первый раз название дворян употребляется в Суздальской летописи под 1175 годом»[2]. Свободные отношения остальных категорий служилых людей к князьям сохранялись долгое время, вплоть до утверждения единодержавия на Руси. Первые ограничения свободного перехода для бояр, детей боярских (измельчавшие вотчинники, не удержавшие за собой боярские звания) относятся в началу XVI века. По духовной грамоте великого князя Ивана Васильевича от 1504 года служилые люди, оставлявшие его службу, лишались своих вотчин: «А боярам и детям боярским ярославским со своими вотчинами и со куплями не отъехать от моего сына Василья; а кто отъедет, и земли их сыну моему»[3]. Таким образом, не только пожалованные князем за службу, но и родовые и купленные вотчины в таком случае отбирались. Постепенно служба великому князю становится повинностью всех землевладельцев. Заметим, что со временем и владение землей стало составлять привилегию служилых людей.
В период образования русского централизованного государства складывается система дворцовых чинов, которыми великий князь, царь отмечал заслуги служилых людей. С обладанием тем или иным чином связывались и размеры денежных и земельных пожалований. Существовало три разряда этих чинов: 1) чины думные; 2) чины Московские и 3) чины провинциальные. Высшими среди них были чины думные. Это: боярин, окольничий, думный дворянин, думный дьяк. Обладатели этих чинов заседали в Боярской думе. За ними следовали чины Московские: стольник, стряпчий, дворянин московский, жилец. На самом низу лестницы чинов находились чины провинциальные: дворяне городовые и выборные, дети боярские дворовые и городовые.
Разберемся сначала с думными чинами. Следует иметь в виду, что между боярином по сословному положению и обладателем боярского чина часто существовала дистанция огромного размера. Чин надо было выслужить. А что касается высших чинов, то их получение, как правило, сопряжено было с особыми заслугами. Многие бояре и представители титулованной знати вообще не достигали думных чинов. Некоторые из князей Щербатовых не поднимались по службе выше жильца. Князь Дмитрий Пожарский служил в чине стольника и только за великую миссию по спасению России в 1613 году получил чин боярина. Козьма Минин тогда же был возведен в чин думного дворянина.
Что же касается Московских чинов, то все они выросли из дворцовых должностей. Стольник — тот, кто ведал организацией княжеских застолий, пиров. Отсюда происходит название чина, но сам чин в Московском государстве имел другое значение.
Стольники, как правило, были воеводами в полках или в городах. Чин этот соответствовал полковнику. Стольники могли занимать те или иные должности в приказах, направляться за границу послами или в составе посольств.
Чин стряпчего также имел должностное происхождение. Служилые люди, занимавшие эту должность, ведали княжеским снаряжением, т. е. стряпней. Вот как писал о должности стряпчего Г. К. Котошихин: «…чин их таков: как царю бывает выход в церковь или в поход, на потехи или в палату, в думу и для обедов, и в то время несут (стряпчие) перед ним скифетр, и в церкове держат шапку и платок, а в походах возят панцирь, саблю. И посылают их во всякие ж посылки, кроме воеводств и посольств»[4].
Чин дворянина московского произошел от названия несших службу непосредственно при великом князе и размещенных в Московском уезде дворян. Пожалование в этот чин позднее уже не связывалось с несением службы в непосредственной близости от царя.
Должность жильца обязывала к несению службы, в основном охранной, при княжеских палатах, в которых эти служилые люди и жили. Отсюда название должности — жилец. Одноименный чин уже не определялся службой при дворце. Служилый человек, в глаза не видевший княжеского или царского дворца, мог носить этот чин, низший из чинов московских.
Среди провинциальных чинов наибольшее значение имели дворяне выборные. «Дворяне выборные, — писал В. О. Ключевский, — были наиболее зажиточные и исправные по службе, отборные из уездных детей боярских, какие бывали не в каждом уезде, они по очереди на известный срок вызывались в Москву для исполнения столичных поручений, служили младшими офицерами в своих уездных отрядах, вместе с московскими чинами входили в состав царева войска, когда государь сам шел в поход, вообще составляли переходную ступень от городовых к столичным»[5].
По свидетельству того же автора, дети боярские городовые не состояли на постоянной службе, а привлекались к участию в отдельных походах, после чего распускались по домам[6]. Дети боярские различались по статьям.
Важно подчеркнуть, что эти дворцовые чины никем не изобретались, ни у кого не заимствовались, а сложились естественным историческим путем.
- [1] См.: Нелидов Н. К. Юридические и политические основания государственнойслужбы. Ярославль, 1875. С. 219.
- [2] Нелидов Н. К. Указ. соч. С. 22.
- [3] Там же. С. 22.
- [4] Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. 2-е изд. СПб., 1859. С. 7.
- [5] Ключевский В. О. Курс русской истории: В 9 т. М, 1988. Т. 2. С. 194.
- [6] См.: Там же. С. 195.