Параметры рабочего режима
Сопротивление фазы короткозамкнутого ротора r2 является расчетным параметром, полученным из условия равенства электрических потерь в сопротивлении r2 от тока I2 и суммарных потерь в стержне и участках замыкающих колец соответственно от тока в стержне Iс и тока в замыкающем кольце Iкл реальной машины: Лобовая часть катушки имеет сложную конфигурацию (рис.8). Точные расчеты ее длины и длины вылета… Читать ещё >
Параметры рабочего режима (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассчитываем активное сопротивление фазы обмотки статора:
r1 = kR · сн ·; (101)
где kR — коэффициент увеличения активного сопротивления фазы обмотки от действия эффекта вытеснения тока; в проводниках обмотки статора асинхронных машин эффект вытеснения тока проявляется незначительно из-за малых размеров элементарных проводников, поэтому принимаем kR = 1;
сн — удельное сопротивление материала обмотки при расчетной температуре, для меди, при температуре 115С, сн = · 10-6 Ом · м;
L1 — общая длина эффективных проводников фазы обмотки;
L1 = lср1 · w1; (102)
где lср1 — средняя длина витка обмотки;
w1 — число витков в фазе обмотки статора (по (16));
lср1 = 2 · (lп + lл); (103)
lп — длина пазовой части катушки, равна конструктивной длине сердечников машины;
lп = l1 = l2 = 0,114 м;
lл — длина лобовой части катушки;
qэф — площадь поперечного сечения эффективного проводника (по (27));
a — число параллельных ветвей обмотки.
Лобовая часть катушки имеет сложную конфигурацию (рис.8). Точные расчеты ее длины и длины вылета лобовой части достаточно сложны. Однако для машин малой и средней мощности, и в большинстве случаев для крупных машин, достаточно точные для практических расчетов результаты дают эмпирические формулы:
Длина лобовой части:
lл1 = Kл · bкт + 2· B; (104)
Вылет лобовых частей:
lвыл1 = Kвыл · bкт + B; (105)
где Kл и Kвыл — коэффициенты, зависящие от способа изолирования лобовых частей статора;
Для не изолированных лобовых частей (таблица 6−19), для 2p =4, Kл = 1,3; Kвыл = 0,4;
bкт — средняя ширина катушки, определяемая по дуге окружности, проходящей по серединам высоты пазов;
bкт = · в; (106)
B — длины вылета прямолинейной части катушек из паза от торца сердечника до начала отгиба лобовой части;
Для всыпной обмотки укладываемой в пазы до запрессовки сердечника в корпус, берут B = 0,01 м = 10 мм.
в — укорочение шага обмотки (по (22));
D — внутренний диаметр статора (по (2));
hп1 — высота паза статора (по (32));
bкт = · в = (мм);
по формуле (104):
lл1 = Kл · bкт + 2· B = 1,3 · 40,08 + 2· 10 = 72,1 (мм);
по формуле (105):
lвыл1 = Kвыл · bкт + B = 0,4 · 40,08 + 10 = 26 (мм).
По формуле (103):
lср1 = 2 · (lп + lл) = 2 · (114 + 72,1) = 372,2 (мм).
По формуле (102):
L1 = lср1 · w1 = 372,2 · 90 = 33,5 (мм).
По формуле (101):
r1 = kR · сн · = 1 · · 10-6 · (Ом).
Относительное значение:
r1* = r1 ·; (107)
r1* = r1 · = 0,025 · (Ом) Рассчитываем активное сопротивление фазы обмотки ротора:
За фазу обмотки, выполненной в виде беличьей клетки, принимают один стержень и два участка замыкающих колец (рис.9).
Сопротивление фазы короткозамкнутого ротора r2 является расчетным параметром, полученным из условия равенства электрических потерь в сопротивлении r2 от тока I2 и суммарных потерь в стержне и участках замыкающих колец соответственно от тока в стержне Iс и тока в замыкающем кольце Iкл реальной машины:
I22 · r2 = Iс2 · rс + 2 · Iкл2 · rкл; (108)
где Iс — ток в стержне ротора;
Iкл — ток в замыкающих кольцах;
rс — сопротивление стержня;
rкл — сопротивление участка замыкающего кольца, заключенного между двумя соседними стержнями (рис.9).
Ток Iс называют током ротора и в расчетах обозначают I2.
Учитывая, что.
Iкл = =; (109)
получаем:
r2 = rс + 2 ·; (110)
где Д — определяется по формуле (68);
rс = сс · · kr; (111)
rкл = скл ·; (112)
где lс — полная длина стержня, равная расстоянию между замыкающими кольцами, lс = l2 = 0,1626 м;
Dкл.ср — средний диаметр замыкающих колец (по (70), рис.6);
qс — сечение стержня (по (64));
qкл — площадь поперечного сечения замыкающих колец (по (66));
kr — коэффициент увеличения активного сопротивления стержня от действия эффекта вытеснения тока; при расчете рабочих режимов в пределах изменения скольжения от холостого хода до номинального для всех роторов принимают kr = 1;
сс и скл — соответственно удельные сопротивления материала стержня и замыкающих колец; материал — алюминий, при температуре 115С,.
сс = скл = · 10-6 Ом · м.
По формуле (111):
rс = сс · · kr = · 10-6 · (Ом).
По формуле (112):
rкл = скл · = · 10-6 · (Ом).
По формуле (110):
r2 = rс + 2 · = 38,5· 10-6 + 2 · (Ом).
Сопротивление r2 для дальнейших расчетов должно быть приведено к числу витков первичной обмотки.
Приведенное значение активного сопротивления фазы обмотки короткозамкнутого ротора:
r2' = r2 ·; (113)
r2' = r2 · = 40,1· 10-6 (Ом).
Определяем относительное значение:
r2*' = r2' ·; (114)
r2*' = r2' · = 0,0493 · (Ом) Рассчитываем индуктивное сопротивление фазы обмотки статора:
x1 = 15,8 · · · · (лп1 + лл1 + лд1); (115)
где f — частота напряжения сети;
w1 — количество витков обмотки статора (по (16));
lд' - расчетная длина магнитопровода;
lд' = м;
p — число пар полюсов;
q1 — число пазов на полюс и фазу статора (по (11));
лп1 — коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния;
лп1 = · kв + · kв'; (116)
где.
h2 = hп.к — 2 · bиз; (117)
h2 = hп.к — 2 · bиз = 59.3 — 2 · 0.44 = 58.4 (мм);
kв, kв' - коэффициенты зависящие от укорочения шага обмотки (в = 0,8),.
при обмотке с укорочением в.
kв' = 0,25 · (6 · в — 1); (118)
kв' = 0,25 · (6 · в — 1) = 0,25 · (6 · 0,8 — 1) = 0,95.
kв = 0,25 · (1 + 3 · kв'); (119)
kв = 0,25 · (1 + 3 · kв') = 0,25 · (1 + 3 · 0,95) = 0,96.
лп1 = · kв+·kвОсновные потери в стали статоров асинхронных машин определяют по следующей формуле:
Pст.осн = p0,1/50 · · (kда · Bа2 · ma + kдz · BZ1ср2 · mZ1); (133)
где p0,1/50 — удельные потери при 1 Тл и частоте перемагничивания 50 Гц;
для стали 2212 p0,1/50 = 2,2 Вт/кг;
в — показатель степени, учитывающий зависимость потерь в стали от частоты перемагничивания; для большинства электротехнических сталей в = (1,3 1,5), примем в = 1,4;
kда и kдz — коэффициенты, учитывающие влияние на потери в стали неравномерности распределения потока по сечениям участков магнита провода и технологических факторов; для машин мощностью меньше 250 кВт приближенно можно принять kда = 1,6 и kдz = 1,8;
Bа и BZ1ср — индукция в ярме и средняя индукция в зубцах статора;
ma и mZ1 — масса стали ярма и зубцов статора;
ma = р · (Dа — ha) · hа · lст1 · kс1 · гс; (134)
где hа — высота ярма статора;
ha = 0,5 · (Da — D) — hп1; (135)
ha = 0,5 · (Da — D) — hп1 = 0,5 · (0,53 — 0,33) — 63,5 · 10-3 = 36,5 · 10-3
гс — удельная масса стали; в расчетах принимают гс = 7,8 · 103 кг/м3;
ma = 3,14 · (0,53 — 36,5 · 10-3) · 36,5 · 10-3 · 0,114· 0,97· 7,8 · 103 = 48,7(кг);
mZ1 = hZ1 · bZ1ср · Z1 · lст1 · kс1 · гс; (136)
где hZ1 — расчетная высота зубца статора;
bZ1ср — средняя ширина зубца статора;
bZ1ср = bZ1 = 6,4 · 10-3 м;
mZ1 = (кг),.
по формуле (133):
Pст.осн = p0,1/50 · · (kда · Bа2 · ma + kдz · BZ1ср2 · mZ1) = (Вт).
Добавочные потери в стали, (добавочные потери холостого хода) подразделяют на поверхностные (потери в поверхностном слое коронок зубцов статора и ротора от пульсации индукции в зубцах).
Для определения поверхностных потерь вначале находят амплитуду пульсации индукции в воздушном зазоре над коронками зубцов статора и ротора:
B01(2) = в01(2) · kд · Bд; (137)
где в0 — для зубцов статора в01 зависит от отношения ширины шлица пазов ротора к воздушному зазору:
в01 = f (bш2/д) =; по рис 6−41 в02 = 0,25.
для зубцов ротора — от отношения ширины шлица пазов статора к воздушному зазору:
в02 = f (bш1/д) =; по рис 6−41 в02 = 0,27.
kд — коэффициент воздушного зазора (по (72));
Bд — индукция в воздушном зазоре (по (18));
по формуле (137) для статора:
B01 = в01· kд · Bд = 0,25*1,12*0,772 = 0,21 (Тл),.
B02 = в02 · kд · Bд =0,27*1,12*0,772 = 0,23 (Тл).
По В0 и частоте пульсации индукции над зубцами, равной Z1n для статора и Z2n для ротора, рассчитывают удельные поверхностные потери, т. е. потери, приходящиеся на 1 м2 поверхности головок зубцов статора и ротора:
для статора.
pпов1 = 0,5 · k01 · · (B01 · tZ2 · 103)2; (138)
для ротора.
pпов2 = 0,5 · k02 · · (B02 · tZ1 · 103)2; (139)
где k01(2) — коэффициент, учитывающий влияние обработки поверхности головок зубцов статора (ротора) на удельные потери; если поверхность не обрабатывается (двигатели мощностью до 160 кВт, сердечники статоров которых шихтуют на цилиндрические оправки), то k01(2) = 1,4 1,8.
по формуле (138):
pпов1 = 0,5 · 1,5 · · (0,23 · 14,7· 10-3 · 103)2 = 35,86 (Вт/м2);
по формуле (139):
pпов2 = 0,5 · 1,5 · · (0,23 · 17,2· 10-3 · 103)2 = 40,08 (Вт/м2).
Полные поверхностные потери статора:
Pпов1 = pпов1 · (tZ1 — bш1) · Z1 · lст1; (140)
Полные поверхностные потери ротора:
Pпов2 = pпов2 · (tZ2 — bш2) · Z2 · lст2; (141)
по формуле (140):
Pпов1 = 35,86 · (17,2· 10-3 — 3,7· 10-3) · 60 · 0,114 = 3,3 (Вт);
по формуле (141):
Pпов2 = 40,08 · (14,7· 10-3 — 3,7· 10-3) · 68 · 0,114 = 3,4 (Вт).
Для определения пульсационных потерь вначале находится амплитуда пульсации индукции в среднем сечении зубцов:
для зубцов статора.
Bпул1 = · BZ1ср; (142)
для зубцов ротора.
Bпул2 = · BZ2ср; (143)
где BZ1ср и BZ2ср — средние индукции в зубцах статора и ротора;
г1 — определяем по формуле (73); 5,11.
г2 =; (144)
г2 =.
по формуле (142):
Bпул1 = (Тл);
по формуле (143):
Bпул2 = (Тл).
Определяем пульсационные потери:
в зубцах статора:
Pпул1 = 0,11 · · mZ1; (145)
в зубцах ротора:
Pпул2 = 0,11 · · mZ2; (146)
где.
mZ1 = 21,03 кг, по формуле (136);
mZ2 = Z2 · hZ2 · bZ2ср · lст2 · kс2 · гс; (147)
mZ2 = 68 · 32,1 · 10-3 · 10 · 10-3· 0,114 · 0,97 · 7,8 · 103 = 18,8 (кг);
по формуле (145):
Pпул1 = 0,11 · · mZ1 = 0,11 · 104,8 (Вт);
по формуле (146):
Pпул2 = 0,11 · · mZ2 = 0,11 · (Вт).
Определяем сумму добавочных потерь:
Pст.доб = Pпов1 + Pпов2 + Pпул1 + Pпул2; (148)
Pст.доб = 3,3 + 3,4 + 104,8 + 202,6 = 314,1 (Вт).
Определяем полные потери в стали:
Pст = Pст.осн + Pст.доб; (149)
Pст = 449,8 + 314,1 = 763,9 (Вт).
Определяем механические потери:
Для двигателя с внешним обдувом (0,1 Da 0,5м):
Pмех = Kт · · Dа4; (150)
где Kт — коэффициент, определяется по справочным данным, при 2p 4.
Kт = 1,3 · (1 — Da); (151)
Kт = 1,3 · (1 — 0,5) = 0,65.
Pмех = Kт · · Dа4 = 0,65 · · 0,54 = 914 (Вт).
Добавочные потери при номинальном режиме Рдоб.н = 0,005Р1Н = 0,005 (Вт) Определяем параметры холостого хода:
Ток холостого хода двигателя:
Iх.х =; (152)
где Iх.х.а — активная составляющая тока холостого хода;
Iх.х.а =; (153)
где Pэ1х.х — электрические потери в статоре при холостом ходе;
Pэ1х.х = m · Iм2 · r1; (154)
Pэ1х.х = 3 · 13,22 · 0,025 = 13 (Вт);
Iх.х.а = (А);
Iх.х.р — реактивная составляющая тока холостого хода;
Iх.х.р Iм = 13,2 А;
по формуле (152):
Iх.х = (А).
Коэффициент мощности при холостом ходе:
cosцх.х =; (155)
cosцх.х =.