Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Намерения Александра упразднить конституцию

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мысль об отмене польской конституции, однако, не покидала Александра. В рескрипте на имя административного совета, данном в мае 1821 г. по поводу дефицита в несколько миллионов злотых, император выражал сомнение, может ли Польское королевство при существующей организации держаться своими собственными средствами, или оно должно принять иную форму, более соответствующую его силам. Но опасность… Читать ещё >

Намерения Александра упразднить конституцию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мысль об отмене польской конституции, однако, не покидала Александра. В рескрипте на имя административного совета, данном в мае 1821 г. по поводу дефицита в несколько миллионов злотых, император выражал сомнение, может ли Польское королевство при существующей организации держаться своими собственными средствами, или оно должно принять иную форму, более соответствующую его силам. Но опасность, надвигавшуюся с этой стороны, сумел предотвратить министр финансов кн. Любецкий. Он принял все меры к тому, чтобы сократить расходы и увеличить доходы. Очень много денег тратил великий князь Константин на содержание тайной полиции и на другие цели, не оправдываемые действительными нуждами государства. Любецкий составил точный бюджет и отказывался выдавать деньги на нужды, не обозначенные определенно в бюджете, без разрешения Петербурга. Чтобы увеличить доходы, он назначил комиссии по воеводствам для розыска и взыскания административным порядком всевозможных недоимок со времен Станислава-Августа, причем для поощрения их усердия предоставил им долю сбора, ввел государственную монополию на водку, не считаясь с привилегиями городов, самовольно накладывал подати и определял способы их взимания. Все эти поборы и фискальные злоупотребления возбудили ненависть народа к Любецкому. Но он все же привел казну царства в порядок и тем отклонил угрозу Александра.

Реакция в школьной политике.

Реакционный дух, охвативший императора Александра в эту эпоху, проявился и в других сторонах его политики в Польше. Он стал оказывать особенное расположение католическому духовенству, надеясь на его содействие в искоренении либеральных стремлений в народе. Католическое духовенство подняло голову. Оно потребовало предоставления епископам надзора над школами и правами, уничтожение гражданских браков, разрешенных кодексом Наполеона, и устранения неугодных ему сановников — главным образом министра народного просвещения Станислава Потоцкого. Потоцкий проявил себя неутомимым деятелем народного просвещения в Польше. Его стараниями в 1816 г. был учрежден в Варшаве университет из пяти факультетов (в состав их вошли, между прочим, юридическая и медицинская школы, учрежденные в Варшавском княжестве) с уставом, проникнутым началами широкой академической автономии. Кроме университета, Царство Польское обогатилось при нем и другими высшими учебными заведениями, каковы были: горная академия (учр. в 1816 г.), лесная школа (в 1818 г.) и агрономический институт (в 1818 г.). При нем открыто было много и средних, и низших школ. В своей просветительной деятельности Потоцкий выступил открытым врагом клерикализма и обскурантизма. Его стараниями закрыто было несколько богатейших монастырей; он поддерживал союзы масонов, писал в журналах едкие статьи против ханжества и лицемерия. Его повесть «Путешествие в Темноград» вызвала негодование великого князя Константина, Новосильцева, духовенства и высшей аристократии, вследствие чего он вынужден был выйти в отставку. Назначенный на его место Станислав Грабовский и его помощник Иосиф Шанявский явились ревностными служителями реакции. Шанявский не пропускал в печать ни одного произведения, в котором крылась какая-либо свободная мысль. Исходя из убеждения, что образование только кружат голову простым людям, Грабовский и Шанявский закрыли множество низших школ, увеличением платы затруднили доступ в средние и высшие школы. Особенное внимание было обращено на университет. Инспекция, состоящая в подчинении генерального куратора, обязана была следить не только за поведением студентов, но и за преподаванием профессоров «согласно с программами и особо изданными инструкциями». Аналогичные меры приняты были и относительно Виленского университета, который под попечительством кн. Чарторыйского развивался в национальнопольском направлении и стал проводником полонизма в литовских и западнорусских губерниях. Стоя подобно другим русским университетам во главе своего учебного округа, Виленский университет, в котором сосредоточились крупные ученые силы Польши, назначал учителей исключительно из поляков, издавал учебники на польском языке и вел все воспитание молодежи в польском духе. Молодежь и ответила по-своему на это педагогическое воздействие. В годовщину майской конституции 1791 г. четырнадцатилетний ученик виленской гимназии Михаил Шатер написал на классной доске: «Да здравствует конституция 3 мая!» Об этом сообщено было губернатору, который донес о поступке ученика великому князю Константину. Цесаревич поручил Новосильцеву произвести следствие. Начались обыски в квартирах профессоров и студентов, и в конце концов Новосильцев напал на след тайного общества молодежи, называвшегося филаретами и ставившего себе целью не только нравственное товарищеское воздействие, но и направление к высоким гражданским идеалам. Новосильцев представил императору обо всем этом доклад, и в результате Александр лишил кафедр четырех профессоров, в том числе известного историка Лелевеля и профессора философии Голуховского, устранил от должности попечителя кн. Чарторыйского и назначил на его место Новосильцева, который и уничтожил всю систему Чарторыйского.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой