Обобщенная оценка чрезвычайных ситуаций, сущность управления рисками
При осуществлении мероприятий управления рисками выделяют такую основную группу целей, которую условно можно назвать проблемой генерального штаба. Дело в том, что при ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф времени, как правило, оказывается очень мало, информации также обычно недостаточно. Поэтому при неполных данных необходим сценарий чрезвычайной ситуации и наиболее эффективный… Читать ещё >
Обобщенная оценка чрезвычайных ситуаций, сущность управления рисками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Различают обобщенную и частные оценки ЧС. Первая используется для оценки любой ЧС, вторые характерны только для отдельных ЧС.
Прогнозирование ЧС обычно имеет цель установить возможный факт ее появления и возможные последствия. Но масштабы и тяжесть последствий таких ситуаций можно определить только после их оценки.
Оценку ЧС можно проводить как до появления ее источников, так и после их появления. Во втором случае оценка будет более точная, в то время как в первом случае оценка носит вероятностный характер.
Если оценка последствий ЧС проводится до их появления, то результаты используются для принятия мер по предупреждению ЧС. Если оценка последствий ЧС проводится после появления ее источников, то результаты оценки используются для определения мероприятий, сил и средств, которые необходимы для ликвидации последствий.
Обобщенная оценка годится для всех ЧС, так как обычно определяются обобщенные показатели. Но конкретную оценку проводят по частным методикам, с помощью которых определяют специфические параметры и последствия. Во всех случаях для проведения оценки должны быть известны: критерии оценки; величины и параметры, которые необходимо определить.
Оценка риска. Риск — вероятность реализации негативного воздействия на жизнь и здоровье человека, на работу хозяйственного объекта и экологической системы.
Вероятность возникновения ЧС различного характера оценивают по различным методикам, но общим для всех методик является сравнение полученных результатов с принятыми критериями. Выбор критериев — одна из важных проблем оценки риска. Вероятность возникновения ЧС применительно к техническим объектам и технологиям оценивают на основе статистических данных или теоретических исследований. При использовании статистических данных величину риска определяют по формуле.
R = (Nчс/N0)? Rдоп, (1).
где R — риск; Nчс — число чрезвычайных событий в год; N0 — общее число событий в год; Rдоп — допустимый риск.
При этом качестве допустимого риска может быть выбран один из трех ранее названных. Чаще всего используется приемлемый риск, хотя в ряде случаев могут быть применены и другие.
Под управлением риском понимается комплекс взаимосвязанных, постоянно корректируемых и дополняемых, в зависимости от меняющейся ситуации и полученных результатов, нормативно-правовых, организационно-административных, экономических, инженерно-технических и других мероприятий и механизмов, направленных на уменьшение или предупреждение возможных или существующих потерь населения, объектов экономики и окружающей природной среды от природных и техногенных опасностей, охватывающих все уровни управления от локального — до глобального.
Более ёмким может служить следующее определение, под управлением риском понимается основанная на оценке риска целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, исходя из существующих ограничений на ресурсы и время.
При осуществлении мероприятий управления рисками выделяют такую основную группу целей, которую условно можно назвать проблемой генерального штаба. Дело в том, что при ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф времени, как правило, оказывается очень мало, информации также обычно недостаточно. Поэтому при неполных данных необходим сценарий чрезвычайной ситуации и наиболее эффективный план действий. До сих пор задачи такого объема, сложности и ответственности возникали только в военном деле (впрочем, сравнимые по сложности проблемы, связанные с маневром экономическими ресурсами, решал Госплан, созданный впервые в СССР).
В настоящее время происходит переход от оперативного управления, которым в основном занимается МЧС РБ, к прогнозированию и предупреждению бедствий и катастроф, подготовке и отработке сценариев наиболее эффективных действий, выработке национальной доктрины в области безопасности. Это требует создания аналога генерального штаба для сферы природных, техногенных и социогенных аварий и бедствий. Эта задача одна из главных в программе-максимум.
Поэтому научное обеспечение работы аналога Генерального штаба в области прогноза и предупреждения бедствий и катастроф, ликвидации и смягчения их последствий является одной из важнейших задач, которые сейчас необходимо ставить перед исследователями. От нелинейной динамики, системного анализа, компьютерного моделирования требуется глубокое исследование механизмов катастроф, новые методы прогноза и мониторинга, выработка сценариев проектных, запроектных и гипотетических аварий, системный синтез результатов различных дисциплин, занимающихся вопросами безопасности, конкретные рекомендации в области национальной политики в этой сфере.
Важно подчеркнуть, что риски, угрозы, катастрофы перестали быть отраслевыми. Они переросли в междисциплинарные, поэтому и анализировать их надо, широко используя междисциплинарные подходы. При этом следует задумываться не только об уровне решения проблем, связанных с обеспечением безопасности, но и об их увязке с другими неотложными и исключительно важными проблемами, которые сейчас решает общество. Это также требует использования потенциала фундаментальной науки.
Существуют мнения авторитетных ученых, которые заключаются в том, что согласно теории исследования операций чрезвычайные ситуации возможно рассматривать как целенаправленный процесс. Учитывая то, что возможные землетрясения, охватывающие территории крупных мегаполисов и следующие за ними вторичные факторы поражения согласно теории исследования операций могут быть рассмотрены как сложные процессы. В этой связи процесс протекания ЧС, вызванные разрушительным землетрясением предлагается описывать методами теории логистики.
Однако в полной мере процесс развития ЧС от начальной стадии до конечной не может быть точно прогнозируем, как например движение потоков в экономике. Если бы удалось осуществить точное их описание, то естественно выработать адекватные меры реагирования не составило бы труда. Главной трудностью является тот факт, что если поток ЧС рассматривать как логистический процесс, то сопутствующий ей информационный поток будет перемещаться не параллельно основному потоку ЧС, а с большим запозданием и неравномерно. В этой связи попытка описать процесс развития (движения) потока ЧС с помощью логистического подхода является актуальной задачей, т.к. получив достаточно детализированный процесс развития ЧС, можно было бы заняться постановкой задач по выработке методик по управлению этими потоками с целью предотвращения либо смягчения их угрожающих последствий.