Проект основных положений
5. Цены на аренду земли устанавливает государство. Разницу между арендной ценой, установленной государством, и арендной ценой, установленной для определенной местности, выплачивает государство землевладельцу, сдавшему землю в аренду на основании договора. Россия не стала процветающей страной. Не были решены проблемы, связанные с голодом и аграрным перенаселением. Сельское хозяйство по-прежнему… Читать ещё >
Проект основных положений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
§ 1. Земля для сельского хозяйства должна отдаваться в пользование всем желающим ее обрабатывать.
§ 2. Для этого образовать земельный фонд, в который должны войти все казенные, императорские, частновладельческие, продаваемые землевладельцами.
§ 3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, сдают в аренду необрабатываемые, но пригодные для ведения сельского хозяйства земли по установленной государством цене.
§ 4. Все помещичьи земли пригодные для сельского хозяйства и необрабатываемые в последние 5 лет, в обязательном порядке сдаются в аренду крестьянам. Арендная плата на них устанавливается § 5.
§ 5. Цены на аренду земли устанавливает государство. Разницу между арендной ценой, установленной государством, и арендной ценой, установленной для определенной местности, выплачивает государство землевладельцу, сдавшему землю в аренду на основании договора.
§ 6. Крестьяне имеют право выйти из общины, без каких либо ограничений, с получением надела земли, который находился в их пользовании до выхода из общины.
§ 7. Надел земли полученный при выходе из общины переходит в собственность крестьянина.
§ 8. Надел земли полученный при выходе из общины, по желанию крестьянина может быть сведен в единый надел или может остаться чересполосным в зависимости от ландшафта и хозяйственных условий местности, а также на основании местных положений.
§ 9. По желанию крестьян допускается создание коллективных хозяйств, в этом случае выделение наделов производится с учетом местных условий и местных положений.
§ 10. Если земли для наделения крестьян в данной местности не хватит, то крестьяне получают право на переселение за счет государства в те местности, где земля имеется в избытке.
§ 11. Переселение производится за счет государства и с предоставлением льгот, субсидий, с выделением необходимых денежных средств на обустройство и покупку сельхозинвентаря, машин, семян.
§ 12. Государство выделяет необходимые денежные средства на мелиорацию и осушение, находящихся в пользовании надельных земель крестьян.
§ 13. Государство создает фонд необходимых для крестьян сельхозинвентаря и машин и предоставляет их на правах аренды с последующим выкупом в рассрочку.
§ 14. Лицам, получившим землю, но не имеющим достаточных средств для обзаведения всем необходимым для хозяйства, должна быть оказана помощь за счет государства в форме ссуд и пособий и кредитов с отсрочкой выплаты сроком на 5 лет.
§ 15. На местах организовать агрономические комитеты для оказания консультативной помощи крестьянам, с целью освоения передовых способов ведения хозяйства.
§ 16. Создать местные комитеты для выработки основных положений для конкретной местности.
Итоги столыпинской аграрной реформы выражаются в следующих цифрах. К 1 января 1916 г. из общины в чересполосное укрепление вышло 2 млн. домохозяев. Им принадлежало 14,1 млн. дес. земли. 469 тыс. домохозяев, живших в беспредельных общинах, получили удостоверительные акты на 2,8 млн. дес. 1,3 млн. домохозяев перешли к хуторскому и отрубному владению (12,7 млн. дес.).
По приблизительным подсчетам, всего из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что составляет несколько меньше третьей части саг общей их численности в тех губерниях, где проводилась реформа. Впрочем, как отмечалось, некоторые из выселенцев фактически давно уже забросили земледелие. Из общинного оборота было изъято 22% земель. Около половины их пошло на продажу. Какая-то часть вернулась в общинный котел.
Одни авторы считают, что реформа достигла намеченных целей и проводившиеся реформы отвечали глубинным интересам развития страны, были получены позитивные результаты в модернизации крестьянских хозяйств, повышения производительности и товарности.
Другие, напротив, придерживаются мнения, что реформа провалилась, так как кабинет Столыпина попытался совместить несовместимое — интересы развития страны и сохранение интересов помещиков.
Третья точка зрения — «половинчатость реформ». Частичный успех соседствует с крупными просчетами.
На мой взгляд, Столыпину удалось осуществить реформу только частично. Было много недодуманного. Предполагалось, что реформа будет проходить повсеместно, по всей стране, без учета природных и экономических условий, социально-психологической готовности крестьян к новым формам хозяйствования. Для преобразований в стране не было соответствующей материальной и финансовой базы, и их стали форсировать при помощи административных мер.
Тем не менее, можно сказать, что реформа ускорила процесс развития рыночной экономики в России, поскольку в ходе ее наблюдался быстрый рост товарности сельскохозяйственного производства, увеличился спрос на сельскохозяйственную технику, удобрения.
За те пять лет, что Столыпин находился у власти, в России что-то сдвинулось. Десятки тысяч крестьян, получив земельные наделы в собственность, переселились на хутора. Тысячи и тысячи семей поехали в «столыпинских вагонах» за Урал и там при помощи государства стали осваивать новые земли.
Были достигнуты существенные успехи в развитии аграрного сектора страны. Если в целом по стране пахотные площади увеличились примерно на 10%. То в регионах, где было больше всего выходов крестьян из общины, количество посевных угодий возросло в 1,5 раза.
- — Урожайность по стране увеличилась на 10%.
- — Сельское хозяйство стало переходить к интенсивному типу производства.
- — На полях появились первые трактора, купленные за границей.
- — Посевные площади в Сибири и на Дальнем Востоке увеличились в 2 раза.
- — Валовые сборы зерна увеличились на 40%.
- — Доходы от животноводства выросли на 108%.
- — Перед Первой мировой войной Россия по производству главных продуктов питания на 28 процентов опередила Аргентину, Канаду и Америку, вместе взятых.
В целом по стране правительству не удалось создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников.
Россия не стала процветающей страной. Не были решены проблемы, связанные с голодом и аграрным перенаселением. Сельское хозяйство по-прежнему развивалось экстенсивно, производительность труда в нем росла медленнее, чем в США и странах Западной Европы.