Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Ассамблеи. 
Праздничная культура эпохи Петра Великого

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует распространенное мнение, что идею ассамблей Петр I привез из-за границы, а именно из Франции, где он был в 1717 году. Однако уже тремя годами ранее состоялись первые две ассамблеи, зафиксированные в «Походных и путевых журналах императора Петра 1-го» в 1714 году. В частности, в журналах имеется запись за март: «В 17-й день тезоименитство Государя Царевича Алексея Петровича, у которого… Читать ещё >

Ассамблеи. Праздничная культура эпохи Петра Великого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ассамблея Петра I — празднование, введенное Петром Великим в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года. Идея ассамблей была заимствована из форм проведения досуга, виденных им в Европе. Проводились во все времена года, летом — на открытом воздухе. Этикет поведения ассамблей был регламентирован петровским указом, согласно которому, посещение ассамблей было обязательно для дворян (т.е. не только мужчин, но и женщин, девушек этого сословия).

Устраиваться они должны были три раза в неделю в частных домах, и Петр I приказал напечатать «Объявление, каким образом ассамблеи отправлять надлежит», разъясняющее подданным очередное царское нововведение: «Ассамблея — слово францужское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать — вольное, в котором доме собрание или съезд делается не для только забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается; при том же и забава». Далее следовали пункты правил:

  • 1. «В котором дому имеет Ассамблея быть, то надлежит письмом или другим знаком объявить людям, куда всякому вольно придти, как мужскому полу, так и женскому.
  • 2. Ранее пяти или четырех часов не начинается и долее десяти полуночи не продолжается.
  • 3. Хозяин не должен ни встречать, ни провожать, ни потчевать гостей, но только должен очистить несколько покоев, предоставить столы, свечи, питье для утоления жажды, и игры, на столах употребляемые».

«Очищенные» хозяином комнаты предназначались: одна — для танцев, другая — для шашек, шахмат и карт (позднее, правда, запрещенных), третья — для курения и ведения мужской беседы, четвертая — для дам, где они играли в фанты и болтали. Кроме комнат и питья хозяин обязан был позаботиться и о музыке для танцев. Те, кто не имел своего оркестра, занимали его у Апраксина или у княгини Черкасской. Одним из пунктов отправления ассамблей являлось запрещение «чинить церемонии» под страхом штрафа кубком «Большого орла». Каждый присутствующий мог вольно ходить, вставать, играть или танцевать, хозяину же вменялось в обязанность почтить гостей только поклоном при приезде и отъезде, которые также не регламентировались никем в эти отведенные часы.

В списке лиц, проводивших ассамблеи, часто фигурировало имя Петра Михайлова — самого царя, — устраивавшего их в Почтовом доме на Адмиралтейской стороне. На вечерах полагалось присутствовать «с высших чинов до обер-офицеров и дворян, также знатным купцам и начальным мастеровым людям, также и знатным приказным». Таким образом происходит формирование городского светского общества, т. е. аристократии, которая до не давнего времени не выделялась как слой. Петр с помощью рекреационной функции праздника приблизил к себе дворянство и отделил «чернь».

Сам Петр танцевал много. Начинались танцы, как правило, польским, и первой парой выходил государь с Екатериной, второй — часто становились князь Кантемир и принцесса Анна, а третьей — пара с «царицей» ассамблеи, выбираемой каждый раз заново среди самых молодых и красивых девушек или женщин. За польским следовал «миновет», а затем Петр объявлял танец, придуманный им самим и именуемый «гросфатер». В нем участвовало очень много пар (если позволял зал, то от тридцати до пятидесяти), и руководил им «маршал», избранный «царицей» ассамблеи. Под звуки печальной мелодии, пары медленно двигались друг за другом. Вдруг, по взмаху маршальского жезла, оркестр переходил на веселый лад, и тогда дамы оставляли своих кавалеров и выбирали себе других из числа тех, кто не танцевал в этот момент. Брошенные кавалеры ловили убегающих дам, поднимался шум, и царь и все члены его семьи обязательно участвовали в этой своеобразной игре, прерывавшейся вдруг жезлом «маршала», и под звуки прежней унылой мелодии пары опять чинно выстраивались. Но те из кавалеров, кто остался без дам, «штрафовались» кубком «Большого» или «Малого орла», и тогда остаток вечера был для них окончательно потерян: устоять на ногах после данного «штрафа» оказывалось невозможным. Особенно Петр любил вовлекать в свой любимый танец стариков.

Если ассамблеи устраивались в доме, где комнаты не могли вместить сразу так много народу, как этого требовал «гросфатер», то Петр заводил другой танец, называвшийся «кеттен-танц», то есть цепочка. Десять-двенадцать пар связывали себя носовыми платками и переходили из помещения в помещение, при этом ведущая пара придумывала разные па, а все остальные повторяли. Танцующие могли забраться и на чердак и в погреб, откуда иногда дамы возвращались со сломанными каблуками.

Петр I безусловно в первую очередь был политиком и императором во всем смысле этого слова, поэтому, на мой взгляд, можно смело утверждать, что все его преобразования были направлены на смену «русского» уклада жизни на более цивилизованный, по мнению Петра, «европейский» уклад.

В главе «Ассамблеи петровского времени» Комиссаренко С. С. пишет: «Создание ассамблей было связано с формированием новых культурно-досуговых традиций, нацеленных на придание „людскости“ русскому обществу, на европейский лад. Это был государственный подход к пониманию досуга в противоположность тем собраниям, которые Петр организовывал в целях „необузданного веселья“, где функция релаксации играла основную роль. Таков был „сумасброднейший. всешутейский и всепьянейший собор“ или „Великобританский монастырь“. Царь целенаправленно устраивал ассамблеи, где веселье имело воспитательное значение. Как государственный деятель, Петр осознавал значение ассамблей в культурных преобразованиях, позволяющих приобщать подданных к новым моделям жизни. Параллельно увеселительным и шутовским формам досуга, он внедрял ассамблеи как центры обучения и выработки норм и навыков социально-культурной жизни.».

Существует распространенное мнение, что идею ассамблей Петр I привез из-за границы, а именно из Франции, где он был в 1717 году. Однако уже тремя годами ранее состоялись первые две ассамблеи, зафиксированные в «Походных и путевых журналах императора Петра 1-го» в 1714 году. В частности, в журналах имеется запись за март: «В 17-й день тезоименитство Государя Царевича Алексея Петровича, у которого после обеда Господин Генерал, Государыня Царица и все сенаторы были на ассамблее». В походных журналах за 1715 год также сообщается о двух ассамблеях, организованных Петром I в феврале: «2-го был ассамблей в Доме Царского Величества… 19-го в Доме Царского Величества был ассамблей, и тут были все Министры, такожь и домашние были шумны».

После смерти Петра ассамблеи приняли всем известное название — балы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой