Лекция 13. «ПОТАЕННАЯ СТРАНА»
Таинственная секта людей Божиих, или христов, появилась в середине XVII в. возникла после раскола. В обескураженном петровской революцией белом и черном духовенстве нашлось много тайных последователей христов. С начала XVIII в. христы стали заметным явлением в монашестве. «Хлысты» — искаженное гонителями произношение слова «христы», они сами себя хлыстами не называли, считая такое прозвание… Читать ещё >
Лекция 13. «ПОТАЕННАЯ СТРАНА» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Возникшая в период раскола подпольная секта «христов» несколько веков проповедовала возможность воплощения божества в человеке. Сначала на окраинах, за Уралом, в Сибири, а потом и по всей России в пригородах и удаленных селениях вели тайное служение кормщики хлыстовских «кораблей» — многих общин этой секты. «Летучие ангелы» — связные этих общин — направлялись от «корабля» к «кораблю», приносили «вести», отчего подпольные ячейки сектантов вели отнюдь не замкнутую жизнь, знали о своих. Численность этих подпольных сектантов постоянно росла, их организация крепла. Таким «посланником» Григорий прошел от сибирских хлыстов в саму столицу.
«Христы» или Хлысты
Таинственная секта людей Божиих, или христов, появилась в середине XVII в. возникла после раскола. В обескураженном петровской революцией белом и черном духовенстве нашлось много тайных последователей христов. С начала XVIII в. христы стали заметным явлением в монашестве. «Хлысты» — искаженное гонителями произношение слова «христы», они сами себя хлыстами не называли, считая такое прозвание позорным1.
В оппозиционной православной церкви секте сказалось сильнейшее влияние древнего язычества. Считая, что душа обладает предсуществованием и способностью к переселению, хлысты утверждали способность божества перевоплотиться в человека. Духовные христиане считали возможным прямое общение со «Святым духом», они верили в воплощение Бога в так называемых «Христах» и «Богородицах». Веря в непосредственное общение верующего с Богом, хлысты полагали, что человек во время радения — так называется их культовое служение — сам обожествляется, становится Христом. Мистического экстаза достигали древнейшим способом — радением: члены секты переодевались в широкие белые балахоны, распевали «роспевцы» и, стоя на одной ноге, вращались вокруг своей оси, балансируя и производя «плескание руками». Напоминавшие полет птиц ритуальные «танцы» приводили к головокружению, потере равновесия, падению, иной раз приступам или припадкам, которые воспринимались как схождение «божества» в «Христов» и «Богородиц».
Отказавшись от христианских таинств, от священников и церковной иерархии, сектанты мнили, будто Христос изрекает им и может даже в них перевоплощаться. Провозглашая равенство всех людей, хлысты давали каждому возможность «стать» пророком и даже Христом и утверждали, что рай можно увидеть уже на земле. Сопровождавшиеся «танцами», пением и оргиями, таинственные радения стали весьма популярными в населении, оппозиционном властям. Призывая отвергнуть постылую семейную жизнь, хлысты призывали покинуть немилых жен и мужей и новой семьей обитать в общине — «корабле».
За свою «богоугодную» жизнь они называли себя «людьми Божиими», полагая, что в них обитает Христос. Свое сообщество сектанты весьма метафорично именовали всевозможными поэтическими названиями: «сад зеленый», «царский сад», который насадил «сам батюшка» и для которого избрал «кипарисовые древа». В ветвях «большого древа» проживают и щебечут «божьи птицы» — члены общины. Сами корабли — «духовное царство», ведь в ней обитает Троица.
В народе их звали по-разному: богомами, лядами, кантовщиками и сладкоедцами, монтанами, шалопутами, духовными христианами, самообожателями, братьями корабельщиками, вертунами и баклушниками. 12 «заповедей» составляют хлыстовский «закон Божий». Главной они полагают заповедь «Святому духу верьте».