Классификация медицинских информационных систем
С января 2014 года Правительство России назначило единственных исполнителей по проектам информатизации здравоохранения. Распоряжение о наделении соответствующими статусами «Ростеха», «Ростелекома» и НИИ «Восход» подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Назначение единственных исполнителей инициировали министр здравоохранения Вероника Скворцова и министр связи Николай Никифоров, написав письмо… Читать ещё >
Классификация медицинских информационных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Классификация медицинских информационных систем основана на иерархическом принципе и соответствует многоуровневой структуре здравоохранения. Различают: медицинские информационные системы базового уровня, основная цель которых — компьютерная поддержка работы врачей разных специальностей; они позволяют повысить качество профилактической и лабораторно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени квалифицированных специалистов.
По решаемым задачам выделяют:
- а) информационно-справочные системы (предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя),
- б) консультативно-диагностические системы (для диагностики патологических состояний, включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения, при заболеваниях различного профиля),
- в) приборно-компьютерные системы (для информационной поддержки и/или автоматизации диагностического и лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом больного),
- г) автоматизированные рабочие места специалистов (для автоматизации всего технологического процесса врача соответствующей специальности и обеспечивающая информационную поддержку при принятии диагностических и тактических врачебных решений);
Также, различают медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений.
Представлены следующими основными группами:
- а) информационными системами консультативных центров (предназначены для обеспечения функционирования соответствующих подразделений и информационной поддержки врачей при консультировании, диагностике и принятии решений при неотложных состояниях),
- б) банками информации медицинских служб (содержат сводные данные о качественном и количественном составе работников учреждения, прикрепленного населения, основные статистические сведения, характеристики районов обслуживания и другие необходимые сведения),
- в) персонифицированными регистрами (содержащих информацию на прикрепленный или наблюдаемый контингент на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты),
- г) скрининговыми системами (для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для выявления групп риска и больных, нуждающихся в помощи специалиста),
- д) информационными системами лечебно-профилактического учреждения (основаны на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивают автоматизацию различных видов деятельности учреждения),
- е) информационными системами НИИ и медицинских вузов (решают 3 основные задачи: информатизацию технологического процесса обучения, научно-исследовательской работы и управленческой деятельности НИИ и вузов);
Кроме того, существуют медицинские информационные системы территориального уровня. Представлены:
- а) ИС территориального органа здравоохранения;
- б) ИС для решения медико-технологических задач, обеспечивающие информационной поддержкой деятельность медицинских работников специализированных медицинских служб;
- в) компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства на уровне региона;
МИС на федеральный уровне предназначены для информационной поддержки государственного уровня системы здравоохранения Вялков А. И. Управление и экономика здравоохранения. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. С. 44.
Модель стратегий ЕГИС включает 11 технологий, которые постепенно внедряются в медицинские учреждения:
T1. Системы ведения электронных медицинских записей (EMR/CPR).
T2. Системы ведения паспорта здоровья/электронной медицинской карты (EHR).
T3. Электронная запись на прием.
T4. Электронные назначения (CPOE — Computerised Physician Order Entry).
T5. Электронная передача рецептов (ETP — Electronic Transfer of Prescription).
Т6. Cистема передачи и архивации изображений (PACS).
T7. Персональный паспорт здоровья (PHR — Personal Health Record).
T8. Порталы для пациентов.
Т9. Телемедицина.
Т10. Средства бизнес-аналитики (BI — Business Intelligence).
T11. Радиочастотная идентификация и штрих-кодирование (RFID/Barcoding) Черных Е. А. Влияние развития информационных технологий в России на качество оказания услуг в области медицины //Вопросы управления. № 2. 2013. С. 39.
На сегодняшний момент данные МИС внедрены в большинство лечебных учреждений по всей России (крупные города и региона, области, края). Любой желающий может позвонить или посетить интернет-ресурс для записи в любую крупную поликлинику города. Многие частные медицинские учреждения уже давно перешли на такие возможности. Что касается рабочих мест, то здесь возникла необходимость дополнительного обучения медицинского персонала для освоения компьютерных программ и Интернет-ресурсов. Более того, в последнее время привлекаются специалисты (программисты), которые занимаются годовым обслуживанием МИС (ремонт компьютеров, установка необходимых программ и т. п.).
Ориентировочная стоимость — данный компонент можно оценить только на уровне министерства здравоохранения. В середине 2008 года была изменена структура министерства, и на основе двух отделов (информационно-аналитического и технической поддержки) создали департамент, который должен был сформировать и координировать политику министерства в области информатизации. Приоритетом стало обеспечение инструментов сбора и обработки информации для оперативного управления наиболее востребованными задачами в деятельности управления здравоохранением Вялков А. И. Управление и экономика здравоохранения. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. С. 28. ИТ-департамент совместно с Минкомсвязи разработал проект распоряжения Правительства РФ «О мерах по созданию государственной информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи». На создание системы в течение 3 лет предполагалось выделить около 14 млрд руб., но из-за кризиса финансирование сократили, а процессы согласования документов затянулись на 2 с лишним года.
«Уже потом, при проработке идеи программ модернизации здравоохранения, удалось обосновать необходимость работ по ИКТ и появились 5% от бюджета программ модернизации, или 24 млрд. рублей», — вспоминает Олег Симаков. Концепция создания Единой государственной информационной системы в здравоохранении, ставшая базовым документом информатизации, была утверждена приказом министра Татьяны Голиковой в апреле 2011 года.
Средства на модернизацию, в том числе на ИТ, выделяются из бюджета Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС). В январе 2013 года министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщала, что на информатизацию в 2011 — 2012 годах было предоставлено 20,2 млрд руб. из ФФОМС и 9,2 млрд руб. из бюджетов субъектов. Еще около 4,9 млрд руб. Минздрав направил на создание и внедрение федеральных прикладных компонентов МИС. В июне 2013 года Минздрав провел электронный аукцион по выбору подрядчика, который сдаст ему в аренду ЦОД и каналы связи для обеспечения работы ЕГИСЗ. Начальная цена аукциона составляла 1,738 млрд руб. Срок предоставления мощностей — до конца 2013 года. Победителем стал МТС, согласившийся оказать услуги за 564,9 млн руб. В ЦОДе, который арендовал Минздрав, разместились федеральные прикладные компоненты ЕГИСЗ: сервисы «Интегрированная электронная медицинская карта» (агрегирует данные из электронных медкарт со всей страны) и «Электронная регистратура», система управленческого учета административно-хозяйственной деятельности медицинских организаций, реестр нормативно-справочной информации, сервис идентификации и аналитическую систему.
С января 2014 года Правительство России назначило единственных исполнителей по проектам информатизации здравоохранения. Распоряжение о наделении соответствующими статусами «Ростеха», «Ростелекома» и НИИ «Восход» подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Назначение единственных исполнителей инициировали министр здравоохранения Вероника Скворцова и министр связи Николай Никифоров, написав письмо президенту Владимиру Путину, который, в свою очередь, поддержал идею. Наличие у компании статуса единственного исполнителя позволяет госзаказчику заключать с ней контракты без проведения конкурсных процедур. К примеру, «Ростелеком» уже несколько лет обладает таким статусом применительно к электронному правительству.
С «Ростехом» Минздрав заключил контракты на поддержку уже разработанных федеральных сервисов электронной регистратуры и интегрированной электронной медицинской карты (собирает и обрабатывает данные из электронных карт со всех регионов). Кроме того, госкорпорация получила заказ на предоставление тестового центра обработки данных. «Восход» предоставляет Минздраву услуги основного центра обработки данных, а «Ростелеком» — резервного ЦОДа. До мая 2014 года субподрядчиком Ростеха по проекту Минздрава была компания «Регионком», в которой госкорпорация была миноритарным акционером. С конца мая Ростех перепоручил проект 100%-ной «дочке» — «РТ-Электронные услуги», а долю в «Регионкоме» продал.