Использование материалов в процессе географического образования школьников
И носило меня (мой одинокий коч) по морю (Берингову) всюду неволею и выбросило на берег в передний конец (на юг) за Анадырь-реку. А было нас на коче всех 25 человек и пошли мы все в гору, сами путь себе не знаем, холодны, голодны, наги и босы… до Анадыря-реки ровно 10 недель, и пали (попали) на Анадырь-реку вниз, близко моря, и рыбы добыть не могли, лесу нет. И с голоду мы, бедные, врозь… Читать ещё >
Использование материалов в процессе географического образования школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Географический вечер на тему «Воспоминания русских путешественников»
Цели: Расширить знания учащихся о путешественниках России, и их исследованиях, внесшим свой вклад в развитие географической науки, в освоение и изучение новых земель. Формировать умения работы с географической картой и историческими источниками. Привить интерес учащихся к географии и истории. Оборудование: Политическая карта мира. Физическая карта мира. Костюмы участникам вечера. Костер (импровизированный). Гитара. Книга Старокадомского Л. М. «Экспедиция Северного Ледовитого океана (1910 — 1915 г. г.). Ведущие и исполнители песни — учащиеся 10 классов. Учитель: — Сегодня мы собрались у костра на встречу с русскими путешественниками. Во все времена новые земли привлекали исследователей, особенно это заметно в XV веке, когда начинается эпоха Великих географических открытий. Нам всем известны имена таких европейцев, как В. да Гама, Х. Колумб, Д. Кук и другие. Не отставали от них и наши соотечественники — русские путешественники. Некоторые из них «пришли» на наш вечер встречи. Ты помнишь, как все начиналось, Все было впервые и вновь. Как строились лодки, И лодки звались — «Вера», «Надежда», «Любовь». Как дружно рубили канаты И вдаль уходила земля. Как волны нам пели. И каждый пятый, Как правило, был у руля… I ведущий: Из маленькой гавани вышел неуклюжий, с тремя рядами весел корабль. Было это почти две с половиной тысячи лет назад. Корабль плывет неделю за неделей и, наконец, приходит к огромной горе, по форме напоминающей уснувшего медведя. Это один из двух мысов, запирающих выход из Средиземного моря в океан. Их называли Геркулесовыми столбами. II ведущий: Путь окончен, корабль пристает к берегу. Молчаливые рабы оставляют весла и, понукаемые надсмотрщиками, начинают таскать из трюма на берег остроконечные глиняные кувшины с маслом и соленой рыбой. Скоро начнется торг. Местные жители принесут шкуры зверей и тяжелые тусклые слитки олова. Несколько дней будет стоять здесь корабль, и каждый день моряки будут с опаской прислушиваться к рокоту волн: там, за горой, бушует океан, внушает страх и ужас отважным морякам, и они все больше утверждаются в том, что Земля — это плоская тарелка, в центре которой расположено Средиземное море, а вокруг, кольцом сжимая сушу — грозный и пугающий беспредельный океан. I ведущий: Но так было очень давно. С тех пор многое изменилось. Уже давно доказано, что Земля не плоская, а шарообразная, но новые неизведанные земли манят и манят к себе. Сегодня у нашего костра собрались русские путешественники разных времен, которые пришли поделиться с нами рассказами о своих путешествиях. Давайте, послушаем их. (Тихо звучит музыка, на фоне музыки слова ведущего.). II ведущий: Афанасий Никитин — первый русский путешественник в Индию, тверской купец, совершил своё путешествие из Руси в Индию и обратно в 1466 — 1472 г. г. Умер на русской земле, не дойдя до родной Твери. Афанасий Никитин. Я вовсе не собирался странствовать по свету. Набрав у себя на Родине товары, я собирался обменять и продать их в Ширване, что на берегу Каспийского моря. Но у Астрахани на нас напали татары. Мы потеряли свои суда и почти всё имущество. Оставшись ни с чем, мы разбрелись кто куда. Кто-то вернулся на Русь, а кто пошёл куда глаза глядят. Я не мог вернуться домой — там меня ждала долговая тюрьма или кабала. Я решил сделать попытку расторговаться в чужих странах. Набрав товары в долг, я направился в сторону Ирана. По дороге мне пришлось много услышать об Индии, загадочной, далёкой. Узнав, что в Индии ценятся породистые лошади и что там можно приобрести дешевые товары, которые ценятся на Руси, я уже не сомневался. В Индии я видел не только пышный двор, блеск и выезды местного султана, но и страшную нищету, раздоры индусов и мусульман. Истомившись в Индии, сделав все дела, я отправился в обратный путь. Почти весь свой путь я описывал, делал записи о своих наблюдениях. Эти записи в будущем стали известны под названием «Хождение за три моря». (Показ по карте маршрута путешествия.). I ведущий: Афанасий Никитин был первым европейцем, давшим вполне правдивое описание средневековой Индии, которую он показал реалистично, деловито, без прикрас. Семён Дежнев. Мой маршрут проходил по студёным морям — Северного Ледовитого и Тихого океанов. (Показ по карте маршрута путешествия.). II ведущий: В конце XVI века Ермак Тимофеевич «со товарищи» «пробили и отворили широкую дверь в Сибирь». Преодолевая Большой Каменный пояс (Урал), ринулись в погоню за счастьем русские торговые люди, охотникипромысловики, казаки. Всего за 60 лет, оставив позади многие тысячи километров, они пробились к берегам Тихого океана и Амура, достигнув на востоке края Сибирской земли. Храбрейшим среди храбрых, удачливейшим среди удачливых был казак Семен Иванович Дежнев. Когда исходный рубеж продвижения русских на Восток переместился на великую реку Лену, на ней был основан Якутский острог, куда в составе казачьего отряда я прибыл в 1638 году. В 1648 году в городе Нижнеколымске, что в устье реке Колымы, была организована большая промысловая экспедиция. Цель её — поиски на Востоке моржовых лежбищ и богатых соболями районов реки Анадырь. Я был назначен сборщиком ясака (дани). Мы с Федотом Поповым пошли на Восток на различных судах. Из 7 кочей — два были разбиты о льды, два — пропали без вести. В стычке с «чукочьими людьми» на пристанище (в гавани) ранили Попова, его коч бурей отнесло к полуострову Камчатка. О дальнейшей его судьбе мне не известно. К этому времени я уже обогнул Северо-Восточный «Нос» (мыс) Азии, который я описал через несколько лет «…а тот Нос вышел в море гораздо далеко, а живут на нём люди чухчи, добрее много. Против того же Носу, на островах, живут люди, называют их зубатыми (эскимосы), потому что пронимают они сквозь губу по 2 зуба немалых костяных (моржовых клыка). А тот Большой Нос мы знаем, потому что разбило у того Носу судно. И мы тех разбойных (потерпевших, крушение) людей имали на свои суды и тех зубатых людей на острову видели ж». «И носило меня (мой одинокий коч) по морю (Берингову) всюду неволею и выбросило на берег в передний конец (на юг) за Анадырь-реку. А было нас на коче всех 25 человек и пошли мы все в гору, сами путь себе не знаем, холодны, голодны, наги и босы… до Анадыря-реки ровно 10 недель, и пали (попали) на Анадырь-реку вниз, близко моря, и рыбы добыть не могли, лесу нет. И с голоду мы, бедные, врозь разбрелись. И вверх по Анадыре пошло 12 человек и ходили 20 ден, людей… не видали и воротились назад и не дошед… до стану, обночевалисъ, почали в снегу ямы копать». Мы прожили здесь всю зиму, основали ясачное зимовье. Поиски «моржового зуба» увенчались успехом. В 1660 году по моей просьбе меня сменили, и я вернулся в Якутск. А «царь-государь за то пожаловал меня за 19-ти летнюю службу — деньгами и сукном, всего на сумму 126 рублей по 20 копеек серебром, и приказал «за прииск рыбья зуба, за кость и за раны поверстать в атаманы». [3,4]. I ведущий: В Сибири атаман Семён Дежнев служил еще на реках Оленек, Вилюй и на Яне. Он вернулся в 1671 г. с соболиной казной в Москву и умер там в 1637 г. II ведущий: В XVIII веке молодой Российский флот, созданный Петром I, готовится выйти в воды Мирового океана. Иван Федорович Крузенштерн. До своего знаменитого путешествия, мы, вместе с Лисянским Юрием Федоровичем, уже имели опыт плавания в тропических водах. В 1799 году я представил проект кругосветного плавания, как наиболее выгодного прямого торгового сообщения между русскими портами Балтийского моря и русской Америкой. Проект был утвержден при поддержке Российско-Американской компании, которая взяла на себя половину расходов. Я на корабле «Надежда» и Лисянский на «Неве» отправились в путь 26 июля 1803 года. На борту «Надежды» был Николай Петрович Резанов, один из директоров учредителей Российско-Американской компании: он направлялся в Японию со свитой, как посланник для заключения русско-японского торгового соглашения. К тому же необходимо было снабдить жителей Русской Америки всем необходимым и, наконец, исследовать ранее неизвестные пространства Мирового океана. Мы шли с Лисянским разными путями. По пути следования мы скупали товары у местных жителей, а потом выгодно продавали в других странах. Осенью 1806 г. я вернулся в Кронштадт, потеряв 1 человека, выполнив свою миссию. (Показ по карте маршрута путешествия.). I ведущий: В 1809 — 1812 г. г. Крузенштерн издал в трёх томах описание своего плавания -«Путешествие вокруг света в 1803- 1806гг.» на кораблях «Надежда» и «Нева». Труд завоевал общее признание. А в 1813 г. он выпустил «Атлас к путешествию вокруг света «капитана Крузенштерна, а в 20-х годах «Атлас Южного моря» с обширным текстом, который и в настоящее время является ценным литературным источником для историков открытия океана. II ведущий: В 1845 г. Высочайшим повелением императора Николая I в Санкт — Петербурге было учреждено Русское географическое общество, сыгравшее выдающуюся роль в исследовании страны. Среди учредителей Общества — выдающиеся отечественные ученые, общественные деятели и путешественники: полярные исследователи — Фердинанд Петрович Врангель, Федор Петрович Литке, лингвист ~ Владимир Иванович Даль, историк — Константин Иванович Арсентьев, знаток Сибири Николай Николаевич Муравьев — Амурский и другие. По направлению Русского географического общества были созданы экспедиции Петра Петровича Семенова (впоследствии названым Тянь-Шанским), Николая Николаевича Миклухо-Маклая (изучал Новую Гвинею), а также экспедиции к южному и северному полюсам, экспедиции по освоению Северного морского пути. I ведущий: Уже почти не осталось «белых пятен» на планете. Совершенно изменился лик Земли. Железные рельсы блестящей паутиной окружили материки, на грунтовых дорогах появились изрыгающие голубой дым автомобили, белые треугольники парусов почти совсем исчезли с океанских просторов. II ведущий: Только безмолвные ледяные просторы попрежнему манят к себе. Дрейфующие льды уносят смельчаков, снег заметает следы, сколько здесь погибло людей. Но… давайте послушаем дальше. Александр Васильевич Колчак. Я тот самый адмирал Колчак, Верховный правитель России в годы Гражданской войны, «злейший враг советской власти», «кровавый душитель революции». |