Реформы и преобразования Петра I
Из-за границы привозилось множество ученых для разработки горных богатств и для обучения русских горному делу. Железо и медь стали вывозить за границу. При Петре возникло много полотяных, парусных, суконных фабрик, а также заводы по производству товаров народного потребления. Для решения первой проблемы требовались капиталы и свободные рабочие руки. Ни того, ни другого ресурса в стране не было… Читать ещё >
Реформы и преобразования Петра I (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главная цель государственной деятельности Петра (1696−1725) заключалась в том, чтобы превратить Россию в мощное современное государство.
Петр ставил перед собой основные задачи:
- 1. создание крупного производства (мануфактуры)
- 2. развитие торговли (особенно морской)
- 3. создание мощных армии и флота
- 4. развитие науки, просвещения и образования
Для решения первой проблемы требовались капиталы и свободные рабочие руки. Ни того, ни другого ресурса в стране не было. Единственно свободной рабочей силой в стране являлись «гулящие», но их число было очень мало.
Из-за границы привозилось множество ученых для разработки горных богатств и для обучения русских горному делу. Железо и медь стали вывозить за границу. При Петре возникло много полотяных, парусных, суконных фабрик, а также заводы по производству товаров народного потребления.
Способы, которыми Петр обеспечивал создание в России крупного производства, были различны:
- — призыв иностранных специалистов,
- — освобождение фабрикантов от повинностей,
- — позволялось покупать к заводам деревни,
- — была возможна постройка фабрик средствами казны и их сдача частным компаниям,
- — давались казенные ссуды и субсидии,
- — разрешался привоз из заграницы материалов и инструментов,
- — была введена защита от иностранной конкуренции таможенными пошлинами.
Великим делом Петра было создание регулярной российской армии. Для комплектования армии солдатским составом были введены рекрутские наборы (по 1705 г.). Для подготовки офицерского состава было учреждено несколько специальных школ. Указ 1714 г. запрещал производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардейских полках. В конце царствования Петра численность регулярного сухопутного войска достигла 200 тысяч. Одной из задач было создание морского флота. В итоге военный флот состоял из 48 линейных кораблей, 800 галер и иных судов. 1720 г.- морской устав.
Не менее важны были реформы по преобразованию государственного управления. Высшим учреждением петровской администрации был сенат, сменивший боярскую думу. Петр произвел коренную перестройку органов центрального управления. В 1717−18 гг. были учреждены 9 коллегий: воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц-коллегия, камер-коллегия, ревизион-коллегия, штатс-коллегия, комерц-коллегия, берг-, мануфактур-коллегия. Коллегия состояла из 11 членов. В конце 1708 г. Петр издал указ о разделении России на 8 губерний. Губернии делились на провинции, провинции — на дистрикты. Он провел церковную реформу. Утвердил духовный регламент: ликвидация автономии церкви и подчинение её государству, для управления учреждение духовной коллегии (синод), упразднение патриаршества.
Положение сословий. Табель о рангах. Дворянство. Дворянство при Петре далеко не было привилегированным сословием. Высших должностных лиц центрального и областного управления Петр назначал, совершенно не считаясь с их происхождением. Служебная повинность всего дворянского сословия при Петре не только не облегчилась, а, наоборот, стала более тяжелой, чем она была в Московском государстве. Дворяне при Петре обязаны были с 15 лет поступать в регулярные солдатские полки. Они должны были служить в армии до старости или до потери трудоспособности. С другой стороны, всякий солдат, дослужившийся до офицерского чина, получал потомственное дворянство. Таким образом, доступ в дворянское сословие, через военную службы был открыт всем классам населения. Прежние московские служебные «чины», зависевшие от происхождения служилых людей, были отменены Петром. Изданная им «табель о рангах» разделяла всю массу государственных служащих, военных и гражданских, на 14 чинов, или «рангов», по которым должен был продвигаться каждый офицер и гражданский чиновник. Кроме служебной повинности Петр возложил на дворянство совершенно новую, учебную повинность. Всех дворянских детей мужского пола ведено было учить грамоте, арифметике и геометрии. В то же время Петр ограничил права дворян в распоряжении их имениями. Указом о единонаследии Петр запретил землевладельцам делить имения между всеми сыновьями и приказал завещать недвижимое имение лишь одному сыну.