Евфросиния Полоцкая.
Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский
Неожиданно для близких у Предславы созрело решение посвятить жизнь другому. В «Житии» сказано, что Предслава представляла: женившись и вышедши замуж люди не вечны, а жизнь их течет мимо. Слава их погибает как прах. Памятны те люди, кто не склонил голову, отказавшись от светской жизни и плотских радостей, служит духовности. Втайне от родителей Предслава принимает постриг под именем Ефросиньи… Читать ещё >
Евфросиния Полоцкая. Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Евфросиния Полоцкая. Без этого имени невозможно представить не только панораму духовной жизни восточнославянских земель в XII столетии, но и всю многовековую историю Беларуси. Княжна, игуменья, выдающаяся просветительница, о которой «Житие» говорит, что она — «небопарный орел, попаривши от Запада и до Востока, яко луча солнечная, просветивши всю землю Полоцкую». Святая Евфросиния оставила о себе вечную память в душе народа.
Между нами и временем жизни знаменитой полочанки лежит более восьми веков. Не удивительно, что история донесла о ней не слишком богатые известия, но и они позволяют увидеть общеевропейскую значимость личности этой женщины-подвижницы. Самоотверженный труды святой Евфросинии обусловили высокий культурный подъем на земле наших предков.
Жизнь Евфросинии Полоцкой
Будущая святая родилась в семье князя Святослава-Георгия, младшего сына Всеслава Чародея примерно в 1104 году. Случилось это через несколько лет после смерти прославленного полоцкого властелина. Девочку назвали древним кривичским именем Предслава. По тогдашнему обычаю полученное при рождении имя после крещения могло измениться, но маленькая княжна осталась Предславою. С детства она слышала от родителей предания о знаменитых предках. В ее сознание рано вошло имя непокорной Рогнеды, которую муж — Владимир Красное Солнышко вынужден был отправить с малолетним сыном Изяславом назад на родину. Предславу привлекала и легендарная личность деда Всеслава. Его битва с войском князей Ярославичей на Немиге, вероломное пленение и киевская темница, восстание 1068 года, когда киевляне «прокричали» Всеслава великим князем, возвращение в Полоцк и продолжение борьбы с Киевом — воспоминания об этих событиях давали княжне яркие примеры преданности родной земле.
Училась Предслава в школе при Софийском соборе или дома, при княжьем дворе (это более вероятно). Учителями были духовные особы, в первую очередь монахи, учебниками — Святое Писание, житийная литература. От наставников, из жизнеописаний святых девочка получала и представление о монастырских уставах и обычаях. Наука давалась ей значительно легче, чем ровесникам. «Житие» отмечает ее любовь к учению, прилежание и большие способности.
Княжеская дочь имела широкий доступ к книгам. Уже в отцовском доме, кроме богослужебной и другой религиозной литературы, Предслава могла читать «Изборники» с изречениями и афоризмами, переведенный с греческого роман о подвигах Александра Македонского — «Александрию»,.
остросюжетную «Повесть об Акире Премудром». Позднее их сменили сочинения с богословскими толкованиями сущности природы, книги по античной истории.
От кормилицы, нянек, от матери — княгини Софии, она слышала сказки, обрядовые песни, заговоры и заклятья. Своеобразное двоеверие существовало на Полотчине даже в княжеско-дружинной среде, а значит, Предслава хорошо знала языческих богов. В юные годы она была зрительницей, а возможно, и участницей купалий, коляд и других дохристианских праздников.
Слава о красоте и образованности Предславы разнеслась «по всем градам», и в Полоцк, к князю Святославу-Георгию зачастили сваты. «Житие» рассказывает, что, когда княжне исполнилось 12 лет (с такого возраста девочку в те времена считали невестой), родители решили выдать ее замуж за сына некоего богатого правителя.
Неожиданно для близких у Предславы созрело решение посвятить жизнь другому. В «Житии» сказано, что Предслава представляла: женившись и вышедши замуж люди не вечны, а жизнь их течет мимо. Слава их погибает как прах. Памятны те люди, кто не склонил голову, отказавшись от светской жизни и плотских радостей, служит духовности. Втайне от родителей Предслава принимает постриг под именем Ефросиньи.
Узнав о поступке дочери, князь Святослав-Георгий, как повествует «Житие», от горя рвал на голове волосы, а княгиня София причитала по Предславе, как по покойной. Это было первое и очень тяжелое испытание юной Предславы, но она сумела убедить родителей в правильности своего выбора, в том, что они должны не печалиться, а радоваться: их дочь отдала всю себя Господу.
В монастыре Евфросиния знакомится более углубленно с христианским учением, много читает. Её внимание притягивают книги о причинах борьбы добра и зла, об отношениях между людьми и другие философские вопросы.
Через некоторое время Евфросиния получила разрешение от полоцкого епископа Ильи на переселение в келью Софийского собора, где она начала переписывать книги. В основном это были святые книги, фрагменты византийских хроник и отечественных летописей.
Но не только переписка книг была основным занятием молодой монахини. Педагогическая деятельность великой подвижницы внесла значительный вклад в дело народного образования. Детвора начинала одолевать грамоту в школах, открытых Евфросинией. Однако программа в этих школа была расширена: кроме церковославянского языка изучались греческий и латинский языки, получали знания по природоведению и медицине, по риторике. Не раз уроки вела сама Евфросиния.
Преподобная Евфросиния основала женский и мужской монастыри, ставшие центром просвещения в Полоцком княжестве. Ее стараниями пополнялась библиотека Софийского собора и велось полоцкое летописание.
Посвятив всю свою жизнь служению богу, в 1167 году Евфросиния решила осуществить поломничество на Святую Землю. В далёкую дорогу вместе с ней отправился её брат Давид и Евпраския. В апреле 1167 года поломники достигли Иерусалима. Евфросиния 3 дня посещала гроб Божий, возносила к нему свои дары и в искренней молитве просила Всевышнего, чтобы он даровал ей избавление от земных хлопот. Вскоре Евфросинию настала болезнь. На 24 день болезни она умерла (1173 год). Просветительница была похоронена в монастыре недалеко от Иерусалима. В 1187 году ее мощи были перевезены в Киево-Печерскую лавру, а в 1910 — в Полоцк, где находятся и теперь.