Скальные храмовые комплексы
Дорога восхождения к храму вела с берега Нила через аллею сфинксов и обелисков. Здание храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производит впечатление величия и торжественности. От молельни в долине к террасам храма Хатшепсут ведет длинная дорога, по сторонам которой через каждые 10 м стояли высеченные из песчаника статуи сфинксов. В них образ фараона… Читать ещё >
Скальные храмовые комплексы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом жены Рамзеса II Нефертари. Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной, в отдаленном ущелье гробницы, в так называемой «Долине Царей».
Наиболее примечателен сложный архитектурный комплекс в Карнаке и Луксоре, который был возведен по обеим сторонам Нила недалеко от города Фивы — бывшей столицы Египетского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий. Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н.э.) является древний храм Амона-Ра, хорошо сохранившийся до нашего времени. Храм и сегодня поражает своими размерами. Это самый просторный в мире храм с колоннами. (Исследователи считают, что он мог бы вместить знаменитый парижский собор Нотр-Дам.) Он состоит из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов.
Гипостиль Карнака, являющийся величайшим колонным залом мира, имеет 102 м в ширину и 53 м в длину. 34 колонны 23-метровой высоты в верхней части имеют окружность около 15 м. Состоит из более сотни помещений, дворов, аллей, переходов, огромных статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков. Потолки были раскрашены в темно-синий цвет с желтыми звездами и парящими коршунами. Два пилона составляли фасад здания.
Их верхняя часть (капители) имеет в окружности около 15 м — там свободно могли бы разместиться 50 человек.
В полумраке, царившем между этими каменными гигантами, подданный фараона ощущал с особой силой величие и непостижимость того «божественного начала», во славу которого был воздвигнут Карнакский храм и чьим промыслом, в сознании египтянина, держалась египетская империя.
Храм Амона в Карнаке. Колоннада Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью. В которой, бог солнца, Амона-Ра, совершает свой вечный путь по небу. На западной окраине Луксора (часть территории древних Фив) находится грандиозный древний храмовый комплекс Ипет-ресит (древнеегипетское «Южный покой»), который обычно называют Луксорским. Длина сооружения от входа до самой северной стены — 260 м. Луксорский храм, как и комплекс в Карнаке, был посвящен божественной фиванской триаде — Амону-Ра, его жене Мут и их сыну Хонсу Стены и колонны храма покрыты рельефами, посвященными богам и прославлению победоносных войн Рамсеса II. На стене храма записана и знаменитая поэма, воспевающая отвагу Рамсеса II в битве с хеттами при Кадеше. Тут же изображена и битва: фараон, мчащийся на колеснице, бегущие хетты, бесконечные вереницы воинов.
Перед фасадом храма стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков ныне украшает площадь Согласия в Париже. Вход в Луксорский храм оформлен фундаментальным пилоном, украшенным барельефами с изображениями военных походов фараона и текстом поэмы, прославляющей его военные походы.
Главным украшением храма была колоннада. Она имеет 260 метров в длину. Здание храма, казалось, превращено в строгий строй гигантских папирусов. Колонный зал храма Амона в Карнаке — величайший в мире. Перед фасадом стояли два обелиска и 6 огромных статуй фараона.
На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины. Самая знаменитая из которых — долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения углублены в толщу скалы на сотни метров. Храм состоял из трех широких террас, поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами.
Гробница уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м.
Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями коллоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса. Храм великолепно сочитался с местностью, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал.
В начале XV в. до н.э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Рядом с храмом Ментухотепа I царица Нового Царства Хатшепсут в XVI в. до н.э. воздвигла свой заупокойный храм.
Великолепный храм царицы Хатшепсут ХVI в. до н.э. превосходит масштабом все прежние храмы. Стены храма покрыты уникальными яркими рельефами. Эти рельефы рассказывают об экспедиции в страну Пунт. Двести скульптур — отличительная черта храма — изображали царицу в виде царя, бога Осириса (осирические) и сфинкса.
В отличие от святилища Ментухотепа I этот храм не был увенчан пирамидой. Три его террасы украшены портиками и соединены пологими пандусами. Погребальная камера царицы выбита в глубине скалы. Там же ее фаворит — архитектор Сененмут дерзнул выбить и свою усыпальницу. Поминальный храм царицы Хатшепсут является самым необычным памятником древнеегипетской архитектуры, находится он в городе Луксор. Храм расположен у подножия скал Дейр эль-Бахри. Необычность архитектуры храма соответствует факту появления на исторической арене женщины-фараона. Храм Хатшепсут явился важным этапом в истории египетского зодчества. Принципиальное отличие архитектуры этого храма от сооружений Среднего царства особенно ясно выступает при сравнении храма Хатшепсут с близким ему по планировке и оформлению храмом Ментухотепа. Так же как храм Ментухотепа, храм Хатшепсут расположен на трех террасах. Горизонтальные линии террас сочетаются с вертикалями портиков; цельность архитектуры храма подчеркивается дикостью окружающих скал. Вместе с тем, в отличие от заупокойных храмов Среднего царства в храме Хатшепсут не было погребения. Это обстоятельство во многом определило своеобразие храма. По сравнению с храмом Ментухотепа он менее суров и богаче декорирован.
Для строительства храма царица, покровительствующая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить ее замысел. Храм состоял из трех террас, поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Четкие и строгие линии белой колоннады портиков храма до сих пор ярко выделяются на фоне желтых скал.
Дорога восхождения к храму вела с берега Нила через аллею сфинксов и обелисков. Здание храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производит впечатление величия и торжественности. От молельни в долине к террасам храма Хатшепсут ведет длинная дорога, по сторонам которой через каждые 10 м стояли высеченные из песчаника статуи сфинксов. В них образ фараона воплощен со всеми атрибутами царского достоинства — клавтом, подвесной бородой, только вместо лица непреклонного владыки у сфинксов красивое, нежное лицо женщины. На белых пьедесталах ярко выделялись желтые тела сфинксов с головами, обрамленными клавтами в красных и синих полосках. На пьедесталах высечены изображения пленных, символизирующие победы, одержанные Хатшепсут. К нижней террасе храма Хатшепсут примыкают два маленьких святилища; одно из них посвящено богу-шакалу Анубису, другое — богине-корове Гатор. Святилище Гатор имеет два зала. Потолок первого зала поддерживают 32 колонны с капителями в виде головы женщины с ушами коровы — так называемыми гаторическими капителями. Во втором, маленьком зале стояли две колонны; этот зал имел проходы в боковые ниши и в святилище. Портик второго двора храма Хатшепсут, как и первого, был разделен лестницей, которая вела на вторую, среднюю террасу. Снизу террасу окружала балюстрада, украшенная скульптурными изображениями змей-кобр, символизировавших богиню Северного Египта Буто. На спине у Буто сидел сокол — символ Бехудти, бога города Южного Египта Эдфу. Перед лестницей, ведущей на третью, верхнюю террасу, стояли сфинксы, высеченные из розового гранита. Верхнюю же часть храма посвятили богам, которые даровали жизнь египетской земле и ее правителю. По сторонам вокруг центрального двора третьей террасы были расположены святилища солнца Ра и Тутмоса I и Яхмес (они были родителями Хатшепсут). Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м.
После прихода к власти в Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились.
Заупокойный храм Ментухотепа II (XI династия; 21 в. до н. э.), совмещавший в своем строении принципы мастабы, пирамиды и колоннады (практически не сохранился.
Культ Исиды на острове Филе восходит к глубокой древности. Традиция требовала, чтобы, по крайней мере раз в год каждый египтянин совершил сюда паломничество. Филе — самый маленький из трех островов, которыми заканчивается на юге группа скал, образующих первый порог: он имеет около 400 м в длину и 135 м в ширину Ком-Омбо (древнеегип. Небут или Небит — город на восточном берегу Нила в 50 км севернее Асуана. Птолемей VI Филометор начал здесь строительство необычного двойного храма предположительно на месте культовых строений XII, XVIII и XIX династий. Декорирование храма была закончена только во II—III вв.еках нашей эры.