Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Оценка риска ликвидности и методов управления ликвидностью в ходе инспекционных проверок

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предварительный анализ — это оперативный анализ деятельности кредитной организации за определенный временной период, проведенный на основании аналитических обзоров, подготовленных подразделениями, осуществляющими дистанционный надзор, анализ материалов аудиторских проверок, актов предыдущих инспекционных проверок, материалов проверок кредитной организации другими структурными подразделениями… Читать ещё >

Оценка риска ликвидности и методов управления ликвидностью в ходе инспекционных проверок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предварительный анализ: цель, задачи, информационно-аналитическое обеспечение

ликвидность банк риск показатель.

Главными задачами инспекционного подразделения Банка России являются: определение на месте реального финансового состояния коммерческого банка, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, проверка соблюдения кредитными организациями действующего банковского и валютного законодательства и нормативных актов Банка России.

Учитывая постепенное смещение акцентов банковского надзора от формальных критериев оценки деятельности кредитных организаций к оценке их будущего, финансовой устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе, определение новых подходов в обеспечении надзорной и инспекционной деятельности, хотелось бы отметить один из ключевых аспектов в работе инспекционных подразделений. Рассмотрение и регулирование этого аспекта позволит, как предполагается, максимально приблизиться к решению 2-х основных задач, а именно: повышению качества инспекционной проверки и сокращению затрат времени на нее. Для решения этих вопросов большое значение имеет использование для инспектирования предварительного анализа.

Предварительный анализ — это оперативный анализ деятельности кредитной организации за определенный временной период, проведенный на основании аналитических обзоров, подготовленных подразделениями, осуществляющими дистанционный надзор, анализ материалов аудиторских проверок, актов предыдущих инспекционных проверок, материалов проверок кредитной организации другими структурными подразделениями Банка России, осуществляющими надзорную деятельность в рамках своей компетенции.

Основная цель предпроверочного анализа — выявить возможные проблемы в финансовом состоянии банка и получить представление об особенностях управления банком ликвидностью, исходя из особенностей клиентской базы и доступа к финансовым рынкам.

В ходе предварительного анализа изучается отчетность банка, представляемая в территориальное учреждение Банка России в соответствии с Указанием Банка России от 16.01.2004 № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации». Наряду с этим, обобщается информация: о наличии фактов отбраковки расчетно-кассовым центром платежей кредитной организации из-за отсутствия средств на корреспондентском счете, о наличии жалоб со стороны кредиторов и контролирующих государственных органов на несвоевременное исполнение кредитной организацией своих обязательств.

Анализ целесообразно осуществлять с использованием следующих форм отчетности:

  • q Ф. 101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации»;
  • q Ф. 102 «Отчет о прибылях и убытках кредитной организации»;
  • q Ф. 118 «Данные о крупных кредитах»;
  • q Ф. 125 «Сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения»;
  • q Ф. 135 «Информация об обязательных нормативах»;
  • q Ф. 157 «Сведения о крупных кредиторах (вкладчиках) кредитной организации»;
  • q Ф. 311 «Отчет кредитной организации по картотекам к внебалансовым счетам № 90 903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации» и № 90 904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации»;
  • q Ф. 350 «Отчет о наличии в кредитной организации неудовлетворенных требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и неисполнении обязанности по уплате обязательных платежей в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации»;
  • q Ф. 501 «Сведения о межбанковских кредитах и депозитах»;
  • q Ф. 603 «Сведения об открытых корреспондентских счетах и остатках средств на них».

Также в качестве вспомогательных могут быть использованы данные по форме 251 «Структура платежей кредитной организации (ее филиала)».

Методика анализа должна быть адекватна целям анализа, информационной базе и навыкам аналитика. Иначе самая замечательная на свете методика не даст вам приемлемого результата [29].

Эффективность анализа чрезвычайно важна на всех этапах работы надзорного блока. При создании методики анализа руководствовались прежде всего следующими критериями:

  • q выбор финансовых показателей, на основе которых можно определить проблемные направления работы банка;
  • q возможность достоверного и оперативного определения значений выбранных показателей;
  • q экономичность ресурсов (время, люди, печатные материалы — нет смысла распечатывать 100 вариантов таблиц, чтобы определить 2−3 критичных момента в деятельности банка);
  • q простота в применении.

Необходимость выбора последних двух критериев обусловлена так же установленными в 2004 году сроками проведения проверок по ходатайствам банков о допуске их в систему гарантирования вкладов. Учитывая тот факт, что в нашем регионе в настоящее время зарегистрировано и действует 10 самостоятельных кредитных организаций, а также 33 филиала иногородних банков, включая Сбербанк, явной проблемой для нашего инспеционного подразделения при проведении в 2004 году инспекционных проверок по данной тематике был дефицит ресурсной базы (нехватка времени и квалифицированных сотрудников). Опыт показал, что в таких условиях необходимо изыскивать дополнительные ресурсы (привлекать к участию в проверках сотрудников подразделений территориального управления) и оптимизировать организацию работы по подготовке и проведению проверок.

Обработка всей информации, поступающей от кредитных организаций в территориальное учреждение, происходит с помощью программно-аналитического комплекса «Прогноз». Первоначально, в 1997 году, аналитические таблицы были составлены на основе методики, предложенной в программе «Анализ финансового состояния коммерческих банков» разработанной специалистами ТОО НВТ «ИНЭК». В последствии, в процессе работы управления инспектирования указанные аналитические таблицы дополнялись, пересматривались, были переведены на новый план счетов. В дополнение к тому пакету аналитических таблиц, которые были предложены авторами программы, управлением инспектирования были разработаны дополнительные формы для анализа отчетности кредитной организации. Структура отчетов, методики расчетов тех или иных показателей, а также перечень реализуемых аналитических задач могут быть изменены и дополнены. Главное управление по Пермской области и многие банки региона используют в своей работе аналитические программы, предлагаемые информационно-аналитическим комплексом «Прогноз».

Агрегирование баланса и алгоритм расчета показателей представлены в приложении к работе:

Приложение 2. Структура активов в динамике;

Приложение 3. Структура пассивов в динамике;

Приложение 4. Наличе собственных ресурсов в динамике;

Приложение 5. Наличие кредитных ресурсов в динамике;

Приложение 6. Динамика остатков балансовых счетов с выделением в отдельный отчет тех счетов, по которым абсолютное отклонение величины остатков составило более 5%, 10%;

Приложение 7. Анализ оборотов и остатков по определенному балансовому счету или группе балансовых счетов в динамике;

Приложение 8. Анализ удельного веса оборотов и остатков в инвалюте по балансовому счету или группе балансовых счетов;

Приложение 9. Выборка оборотов и остатков по счетам второго порядка, имеющим наибольший удельный вес в структуре оборотов и остатков по счетам первого порядка;

Приложение 10. Динамика нормативов и показателей для их расчета с установленными индикаторами при нарушении нормативных значений либо при отклонении значения от предыдущего более чем на 5%, 10%;

Приложение 11. Структура баланса по срокам размещения (привлечения);

Приложение 12. Сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения по состоянию на 01.12.2004.

Необходимо обратить внимание на то, что большинство методик ориентировано на показатели рентабельности / прибыльности тех или иных операций банка и далеко не каждая методика предлагает рассчитать показатели объема проведения этих операций.

Динамика показателей, характеризующих интенсивность деятельности банка, как в целом, так и по отдельным операциям позволяет более точно определить объем проверяемых вопросов, количество инспекторов и оптимальные сроки для проведения проверки.

При этом можно рассматривать несколько вариантов расчета:

  • 1) Отношение ежемесячных оборотов к абсолютному значению сальдо на отчетную дату;
  • 2) Отношение оборотов к сальдо определенных счетов, рассчитанное по средней хронологической.

Кроме того, при отсутствии остатков на балансовых счетах на отчетные даты, необходимо обращать внимание и на изменение динамики среднемесячных оборотов в разных отчетных периодах (квартал, полугодие, год), наличие либо отсутствие тенденций в активизации тех или иных операций в определенные периоды работы банка.

Динамика структуры активов и пассивов позволяет определить приоритетные направления деятельности кредитной организации, а сопоставление оборотов и остатков по некоторым балансовым счетам, сгруппированным определенным образом — характеризует интенсивность проводимых банком операций.

Кроме того, программа позволяет группировать в динамике отчетность, получаемую из кредитных организаций, просчитывать абсолютные и относительные отклонения, при необходимости выделить удельный вес операций банка, проводимых в инвалюте.

Интересен для анализа отчет «Динамика оборотов и остатков по балансовым счетам первого и второго порядка, с определением наиболее активно работающих счетов второго порядка», например:

показатели / период.

на 01.10.2004.

на 01.11.2004.

на 01.12.2004.

сумма.

уд. вес.

сумма.

уд. вес.

сумма.

уд. вес.

бс 301.

Дт-оборот.

100%.

100%.

100%.

Кт-оборот.

100%.

100%.

100%.

сальдо.

100%.

100%.

100%.

в т.ч.: бс 30 102

Дт-оборот.

80%.

Кт-оборот.

80%.

сальдо.

50%.

бс 30 110

Дт-оборот.

20%.

Кт-оборот.

20%.

сальдо.

30%.

бс 30 114

Дт-оборот.

0%.

Кт-оборот.

0%.

сальдо.

20%.

Данные отчета определяют балансовые счета второго порядка, работающие более активно, что позволяет выявить позиции банка по проведению тех или иных операций.

При необходимости можно ограничить объем выводимой на экран информации только оборотами или только остатками, абсолютными либо относительными величинами. Используя полученную информацию, еще до выхода на проверку определить объем и характер проводимых банком операций.

Таким образом, мы получили информацию, которая необходима для организации проверки и оптимизации ее проведения. При этом вся информация скомпанована в удобном для использования в работе табличном и графическом виде и будет использоваться как в ходе проведения проверки, так и потом при написании акта. Система показателей подобрана таким образом, что позволяет определить основные направления деятельности банка и обозначить проблемные участки в его деятельности.

В период осуществления проверки для анализа структуры оборота, остатков и сущности операций, привлекших внимание на стадии предварительного анализа, инспектора работают с базой данных в Ассеsse, предоставленной банком, согласно указанной структуры файлов базы данных (Приложение 13). Использование в работе базы данных кредитной организации значительно увеличивает объем выборки при проверке и оптимизирует работу инспектора. Существует возможность задать за конкретный период времени (или дату) интересующий проверяющего балансовый (внебалансовый) счет и увидеть всю корреспонденцию как по дебету, так и по кредиту данного счета с указанием назначения операции, что позволяет уточнить основные операции, проводимые по выбранному счету и выявить нестандартные контировки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой