Медико-педогогический аспект синдрома ранний детский аутизм
Л. Каннер (1943) расценивал РДА как особое болезненное состояние; Г. Аспергер (1944;1948) — как патологическую конституциональную структуру, ближе к психопатической. Большинством отечественных исследователей (Г.Е.Сухарева, 1935, 1974; Т. П. Симпсон, 1948; О. П. Юрьева, 1967), а также рядом зарубежных исследователей (Л.Бендер, 1958; М. Кларк, 1963 и др.) ранний детский аутизм рассматривается… Читать ещё >
Медико-педогогический аспект синдрома ранний детский аутизм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие, этиология, возможные причинные факторы возникновения раннего детского аутизма
Ранний детский аутизм (классический аутизм или синдром Каннера) — отклонение в психическом развитии ребенка, включающее не одну дисфункцию. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Главным проявлением аутизма является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Причины возникновения аутизма разнообразны. Чаще всего это патология так называемого «шизофренного спектра» реже — особая органическая недостаточность центральной нервной системы (хромосомная, наследственно-обменная, возможно и внутриутробная). Не исключено, что РДА может возникнуть и кА самостоятельная аномалия психической конструкции, обусловленная наследственностью.
В странах Западной Европы статистика показывает, что частота РДА оценивается от 5 до 15−20 на 10 тысяч детского населения. [5, с.3] Щипицына Л. М. Детский аутизм. Хрестоматия/Сост/СПб., 1997. [5;254 с.].
В вопросе об этиологии раннего детского аутизма единства мнений нет.
Л.Каннер (1943) расценивал РДА как особое болезненное состояние; Г. Аспергер (1944;1948) — как патологическую конституциональную структуру, ближе к психопатической. Большинством отечественных исследователей (Г.Е.Сухарева, 1935, 1974; Т. П. Симпсон, 1948; О. П. Юрьева, 1967), а также рядом зарубежных исследователей (Л.Бендер, 1958; М. Кларк, 1963 и др.) ранний детский аутизм рассматривается в основном в рамках патологии шизофренного круга: как начальный период детской шизофрении, реже — тяжелой формы шизоидной психопатии. В этих случаях речь идет о наследственной патологии с невыясненными механизмами, как это имеет место при шизофрении. [5, с.3] Шипицына Л. М. Детский аутизм. Хрестоматия/Сост. СПб., 1997. [5;254 с.].
Ряд исследователей предполагают возможность и органического происхождения синдрома РДА (Д.Н.Исаев, 1970, 1978; К. С. Лебединский и С. В. Немировская, 1981) его связь с внутриутробным поражением нервной системы и локализацией в стволовых отделах мозга.
В зарубежных исследованиях, значительная роль отводится хронической психотравмирующей ситуации (Б.Беттельхейм, 1967 и др.), вызванной холодностью матери по отношению к ребенку, деспотическим давлением матери.
Со времени признания существования раннего детского аутизма проведены многочисленные исследования, в ходе которых делались попытки раскрыть суть заболевания. Обнаружены различные механизмы развития аутизма: психологические, неврологические (резидуально-органический дефект), нейрофизиологические (недостаточная активация ретикулярной формации), биохимические (увеличение содержания серотонина), иммунные (наличие аутоиммунных процессов) и генетические (родственники первой степени родства заболевают в 50 раз чаще, чем в здоровой популяции) [4, с.4] Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты/Под ред. Л. М. Шипицыной, Д. Н. Исаева. СПб.1998. [4; 4с].
Около половины из всех людей с синдромом Аспергера имеют близких родственников с таким же синдромом или его типичными симптомами.
По сравнению с общим населением среди детей с аутизмом встречается большее число случаев повреждений мозга, возникших во время беременности, родов или послеродового периода. Они особенно часто препятствуют благополучному развитию в течение пре-, перии неонатального периодов.
Дети, перенесшие определенные инфекции, такие как краснуха во время беременности или вирусный инфекционный герпес в течение первых лет жизни, подвержены высокому риску развития аутизма. Другие инфекции также могут являться причиной повреждений мозга, достаточных для развития аутизма. [4, с.54] Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты/Под ред. Л. М. Шипицыной, Д. Н. Исаева. СПб.1998. [4; 54с.].
Остается неизвестным, что эти соматические расстройства имеют общего. Считается, что они нарушают функции мозга, необходимые для нормального социально-коммуникативного развития и развития воображения.
Итак, причины детского аутизма еще не достаточно изучены. Но необходимо отметить, что детский аутизм — это, прежде всего вызванное особыми биологическими причинами нарушение психического развития, которое проявляется очень рано.
В настоящее время в некоторых случаях могут быть определены причинные расстройства или заболевания. Определена локализация некоторых поражений и найден ряд биологических отклонений.