Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Правительственные мероприятия накануне реформы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как и подобает стране с развивающейся промышленностью, в середине 90-х годов Россия вплотную столкнулась с рабочим движением, забастовками, наконец, с первыми революционными организациями российского пролетариата. В 1895 году двадцатипятилетний В. И. Ульянов создал свою первую марксистскую организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса «, того самого класса, который еще только выходил… Читать ещё >

Правительственные мероприятия накануне реформы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

П.А. Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Новый курс представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство. Столыпину было поручено обеспечить сосуществование неограниченной власти самодержавия с народным консульством, т. е. Думой.

27 апреля 1906 г. собралась первая Дума. Выступая в ней, Столыпин говорил твердо и корректно, хладнокровно отвечая на выпады. Это не совсем нравилось депутатам, зато нравилось царю, которого раздражала слабость его министров.

Избранная 1-ая Дума оказалась наполовину левой, её центром стали кадеты с программой принудительного отчуждения — аграрного курса, отвергнутого царем. Это было первое противоречие. Второе оказалось еще больше суровым: трудовики и фермеры отвергли собственный проект, содержание которого сводилось к конфискации помещичьих земель и национализации всей земли.

В это же время наиболее суровые переговоры Столыпин вел с правым дворянством. На дворянском съезде был избран постоянно работающий Совет объединенного дворянства. Он обещал поддержку Столыпину на последующих критериях:

  • 1) роспуск Думы;
  • 2) введение скорорешительных судов;
  • 3) изменение избирательного закона.
  • 8 июля 1906 г. Дума была распущена. Соглашение правительства с представителями поместного дворянства равномерно исполнялось. Происходило сплочение всех врагов революции, чему много способствовал министр внутренних дел. Потому сразу же после роспуска Думы Столыпин был назначен председателем совета министров с сохранением за ним ранга министра внутренних дел. Через месяц после его назначения, 12 августа 1902 г., террористы взорвали дачу Столыпина на Аптекарском полуострове в Петербурге. Посреди покалеченных оказались сын и дочь Столыпина. Правительство ответило на этот взрыв через несколько дней. 19 августа 1906 г. в чрезвычайном порядке, по 87-й статье, был принят указ о военно-полевых судах.

Вторая Дума начала свою работу 20 февраля 1907 г. Правительство соображало, что она отклонит указ о военно-полевых судах в этот же день, когда он будет внесен. Потому указ не был внесен и автоматом растерял силу 20 апреля 1907 г.

В это время в Думе шли дебаты по двум вопросам: аграрная политика и принятие чрезвычайных мер против революционеров. Правительство требовало осуждения революционного терроризма, но большая часть депутатов отказались это сделать. Наиболее того, 17 мая Дума проголосовала против «незаконных действий полиции» .

Как и подобает стране с развивающейся промышленностью, в середине 90-х годов Россия вплотную столкнулась с рабочим движением, забастовками, наконец, с первыми революционными организациями российского пролетариата. В 1895 году двадцатипятилетний В. И. Ульянов создал свою первую марксистскую организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса «, того самого класса, который еще только выходил на арену экономической и социальной жизни. С. Ю. Витте среагировал практически мгновенно. В 1897 году был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». Впервые в истории России закон ограничил рабочий день… 11,5 часов. Но и это в условиях царской России было огромным достижением социальной политики.

В 1903 году Витте провел еще один закон — об ответственности предпринимателей за производственные увечья рабочих. Вполне цивилизованный закон. Особенно когда его исполняли.

Но время С. Ю. Витте кончилось вместе с революционным взрывом 1905 года. Он не успел превратить Россию в страну индустриальной цивилизованности. Тенденция к индустриализации страны была намечена, но не стала фактом. [7, с. 197−198].

Революция показала, что главный вопрос России — крестьянский — не нашел своего ответа.

8 июля 1906 года председателем Совета министров был назначен П. А. Столыпин, сохранивший за собой пост министра внутренних дел.

Важнейшим препятствием на пути индустриально-капиталистической модернизации России продолжала оставаться крестьянская община. Общинная организация землевладения, труда и быта оказалась настолько привычной для русских крестьян, что в 70-е годы XIX века началось возрождение общинных земельных переделов уравнительного характера.

23 января 1902 года было образовано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности под председательством С. Ю. Витте. Совещание начало свою деятельность с большим размахом. Первым этапом был сбор сведений с мест, для чего был организован 531 местный комитет. К участию в работах комитетов широко привлекались земские деятели, во всех случаях в них участвовали председатели и члены губернских и уездных земских управ, а в некоторых случаях и земские гласные. Совещание, включавшее в себя множество членов и сложным образом организованное, утонуло в гигантском количестве предложений и сведений, поступавших с мест или выдвигаемых его участниками. Деятельность Совещания протекала медленно, за более чем два года его работы не было выработано окончательных рекомендаций. В целом, Совещание уделяло большее внимание вопросам организации местного управления, судопроизводства и правовому статусу крестьян, чем отношениям собственности и обеспечению оптимальной организации сельского хозяйства, хотя лично С. Ю. Витте считал главным препятствием на пути развития сельского хозяйства общинное землевладение. Однако же, положительным результатом Совещания было уже само получение высшими бюрократическими учреждениями большого количества сведений, суждений и предложений от органов местного самоуправления.

За время работы совещания С. Ю. Витте пережил серьёзный карьерный кризис, связанный с падением доверия к нему императора. В августе 1903 года Витте потерял значимый пост министра финансов, его политический вес уменьшился. В результате различного рода правительственных интриг, 30 марта 1905 года Совещание Витте было закрыто, и в тот же день было образовано Особое совещание о мерах к укреплению крестьянского землевладения под председательством бывшего министра внутренних дел И. Л. Горемыкина.

Особое совещание Горемыкина действовало до 30 августа 1906 года, и также было распущено до выработки им каких-либо окончательных рекомендаций. Деятельность совещаний оказалась полезной только в части сбора первичных материалов, сама же идея разрешения сложного вопроса через деятельность многосторонней комиссии и согласование ведомственных позиций и интересов (но не интересов самих крестьян, мнение которых прямо никем не запрашивалось) оказалась нежизнеспособной. Проведение аграрных реформ оказалось возможным только при появлении премьер-министра с собственными твердыми убеждениями и сильной политической волей. В целом, деятельность Совещаний дала не более чем вспомогательный материал для последующей аграрной реформы. [9].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой