Анализ ассортимента и структуры продукции
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, расчитанными на основании стоимостных () и условно-натуральных показателей (можно в нормо — часах) () умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении): Используя описанные выше приемы… Читать ещё >
Анализ ассортимента и структуры продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. [8].
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл. 5 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9% (92 064 / 96 000×100) .
Таблица 5.
Выполнение плана по ассортименту продукции.
Изделие | Объем производства продукции в плановых ценах, млн. тенге. | Процент выполнения плана. | Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту. | |
А В. С. D. |
|
|
|
|
Итого. | 105,0. |
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования. [9].
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т. е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом, цепной подстановки (табл. 6), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
=100 800 млн. тенге.
=98 500 млн. тенге.
Таблица 6.
Анализ структуры товарной продукции.
Изделие | Оптовая цена за 1 тенге, тыс. тенге. | Объем производства продукции, тенге*. | Товарная продукция в ценах плана, млн. тенге. | Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. тенге. | |||
план. | факт. | план. | Фактически при плановой структуре. | факт. | |||
А В. С. D. |
|
|
|
|
|
|
+2476. +5385. |
Итого. | ; | +2300. |
* тенге — тысяч условных банок.
Данные графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах ():
= 16 440 / 16 023 = 1,26 025.
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025% по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн. тенге. При фактической структуре он выше на 2300 млн. тенге. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, расчитанными на основании стоимостных () и условно-натуральных показателей (можно в нормо — часах) () умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):
(1,05 — 1,26 025) х 96 000 млн. тенге. = +2300 млн. тенге.
Таблица 7.
Расчет изменения средней цены за счет структурного фактора.
Изделие | Оптовая цена. 1 тенге, тыс. тенге. | Структура продукции, %. | Изменение средней цены за счет структуры, тыс. тенге. | ||
план. | факт. | +,; | тыс. тенге. | ||
А В. С. D. |
|
|
|
+2,15. +4,36. |
+150,5. +327,3. |
Итого. | ; | -. | +140,0. |
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 тенге () за счет структуры (табл. 7):
Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
140 тыс. тенге. х 16 440 тенге = +2300 млн. тенге.
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
6131 тыс. тенге.
5991 тыс. тенге.
+140 тыс. тенге. х 16 440 = +2300 млн. тенге.
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 8).
Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 млн. тенге. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.
Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.