Вступление.
Сословная иерархия феодального общества: возникновение, общее и особенное в системах ценностей сословий
Отсюда явствует неправильность взгляда некоторых немецких публицистов, которые видят в сословиях органическое расчленение государства, в противоположность атомистическому раздроблению на отдельные лица, ничем между собой не связанные. Органическим расчленением можно назвать только то, которое вытекает из начал, господствующих в целом. Государство есть союз, облеченный верховной властью во имя… Читать ещё >
Вступление. Сословная иерархия феодального общества: возникновение, общее и особенное в системах ценностей сословий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сословие, социальная группа докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия нескольких сословий, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.
Сословное деление общества находится в связи с его классовым составом. Но число сословий, как правило, превышало число классов, что в значительной мере определялось разнообразием форм и методов внеэкономического принуждения. Формирование сословий — длительный процесс, протекавший по-разному в различных обществах и связанный с закреплением и оформлением в праве имущественного неравенства и определённых социальных функций (военных, религиозных, профессиональных и др.).
феодальный средневековый общество.
Возникновение сословий феодального общества
Происхождение сословий может быть патриархальное, гражданское, религиозное и, наконец, политическое. Чисто политическое сословие есть политическая аристократия, которая является органом и носителем государственной власти. В связи с различным происхождением сословий находится и различие оснований, на которых строится сословное деление.
Основанием может быть:
- 1) различие рождения;
- 2) различие вероисповедания;
- 3) степень зависимости;
- 4) различие занятий.
Различие общественного положения, присвоенное рождению, коренится, как мы видели, в патриархальном союзе. Старшие в роде пользуются большим почетом, нежели младшие. Из этого образуется целая иерархическая лестница, которой определяется и управление союзом. По смерти отца место его заступает старший в роде, а по смерти последнего — ближайший по очереди. Отсюда возникают сложные расчеты и столкновения дядей с племянниками. При разрастании рода в племя, порядок старшинства окончательно приводит к выделению старших, ближайших к правителю родов из остальных. Первые пользуются высшей честью, а вместе получают высшее участие в управлении. Они становятся благородными, в отличие от просто свободных, или простолюдинов. Таково первое возникновение сословий.
К этому присоединяется племенное различие, когда разные племена соединяются в общий союз. Одно может быть владычествующим, другое — подчиненным. Последнее, сохраняя свободу, пользуется меньшими политическими правами. Таково было в Риме различие патрициев и плебеев, в Спарте — Дорийцев и Лакедемонян. Точно так же иностранцы, поселяющиеся среди народа, хотя и принятые в число граждан, могут пользоваться меньшими правами. У нас инородцы составляют отдельное состояние, с особенными правами и с своим управлением.
К племенному различию нередко присоединяется различие религиозное. В Риме, умаление прав плебеев связывалось с тем, что они не были причастны к патрицианским священнодействиям (sine sacris sunt). Различие вероисповедания служит основанием для разделения Турок и райев в турецких владениях. В средние века Евреи во всей Европе считались особым сословием с умаленными правами, и это различие доселе сохранилось у нас.
Превосходство одного племени над другим бывает обыкновенным последствием завоевания. Отсюда рождается и различие зависимости. Пленные становятся рабами. Так устанавливается различие благородных, свободных и рабов, различие, которое в теократическом устройстве освящается религией. Самая зависимость может иметь разные степени, откуда рождаются различия в правах и в общественном положении. Полное бесправие есть рабство; оно приравнивает человека к вещи (servi sunt res). Ограниченное рабство, с признанием человеческих прав, есть крепостное состояние. Когда же зависимость состоит в отправлении определенных повинностей в пользу господина, то крепостное право переходит в состояние обязанных.
Наконец, различные элементы — гражданский, религиозный и политический — соединяются в разделении сословий по различию занятий.
Обыкновенные разряды в этом делении суть сословия: военное, духовное и промышленное (Wehrstand, Lehrstand, Nahrsstand). Оно коренится глубоко в самых основаниях человеческих обществ. Платон в своем идеальном государстве разделял граждан на философов, воинов и промышленников. Те же начала лежат в основании деления каст, как в Индии, так и в Египте. И здесь и там мы находим воинов, жрецов и промышленников. В средние века, на тех же началах строился весь общественный быт у европейских народов. Этот порядок сохранялся и в новое время, до тех пор пока развитие государства не привело к выделению политического строя из гражданского, а с тем вместе к установлению в последнем начал свободы и равенства, а в первом — доступности всех к государственным должностям.
Из означенных трех сословий промышленное имеет совершенно частный характер и в свою очередь распадается на отдельные разряды, по различию занятий. Главные из них суть состояние сельское и городское, которые могут подразделяться на более мелкие группы. Первые же два сословия имеют значение политическое, ибо не только воины, но и духовенство, занимая высокое положение в общественном союзе, облекаются политическими правами.
Однако сословные права присваиваются этим разрядам не в качестве должностных лиц, а в силу занятия, которое становится их личным призванием и нередко переходит на потомство. С ним соединяется и различие чести, которое по частному праву присваивается не должности, а лицу, и точно так же передается по наследству. Оно же становится основанием корпоративного устройства, связывающего людей, имеющих общие интересы. Таким образом, происхождение сословий, как уже было объяснено выше, не государственное, а гражданское, хотя они получают политический характер вследствие наложения на них обязанностей в пользу государства. Здесь происходит смешение обеих сфер, которое ведет к тому, что частное начало становится политическим.
Отсюда явствует неправильность взгляда некоторых немецких публицистов, которые видят в сословиях органическое расчленение государства, в противоположность атомистическому раздроблению на отдельные лица, ничем между собой не связанные. Органическим расчленением можно назвать только то, которое вытекает из начал, господствующих в целом. Государство есть союз, облеченный верховной властью во имя совокупных интересов. Поэтому органическим расчленением политической области можно назвать разделение власти по различным ее функциям, а не разделение граждан по их занятиям. Последнее будет органическим расчленением гражданского общества, которое, однако, не мешает свободному передвижению лиц из одного разряда в другой, а с тем вместе и равенству гражданских прав. При разделении гражданской области и государственной, преимущества одних граждан перед другими в политическом строе определяются общими признаками политической способности или исполнением общественных должностей, которым присваиваются известные права, а не занятием, которое есть частное дело. Поэтому здесь сословные различия исчезают; сохраняется только то, что требуется с чисто политической точки зрения. Политическое сословие есть наследственная аристократия.
Права, которые присваиваются сословиям, могут быть частью гражданские, частью политические. Сюда относятся:
- 1) исключительное право на известные занятия;
- 2) права имущественные и по обязательствам;
- 3)права по суду, как-то: сословные или привилегированные суды, различные гарантии в суде, различие наказаний;
- 4) изъятия и льготы при отправлении повинностей;
- 5) права по службе, как-то: преимущества при вступлении на службу, более или менее быстрое восхождение по чиновной лествице, право на известные должности;
- 6) права почетные: известная честь с различными внешними ее знаками, приезд ко двору и т. п.;
- 7) различное участие в управлении, местном, вотчинном или государственном.
Что касается до обязанностей, то они могут состоять в податях, повинностях и службах разного рода. В Западной Европе, при господстве сословного строя, общим правилом было, что дворянство служит мечом, духовенство — молитвами, промышленное сословие — кошельком. Эти обязанности могут быть принудительные. Если при этом правительство не ограничено в своих требованиях, то личные повинности, наложенные на сословие, делают его крепостным государству. Так было в разлагающейся Римской Империи, которая вся держалась принудительными повинностями сословий. То же было и у нас, не только относительно сельского сословия и горожан, но и в отношении к дворянству, которое обязано было постоянной, неограниченной службой государству. В новое время дух свободы, а вместе и требования государства, которые лучше удовлетворяются добровольным отправлением обязанностей, нежели принудительной службой, ведут к раскреплению сословий. Личные обязанности с них снимаются; остаются обязанности имущественные.
Эти различия прав и обязанностей относятся к сословиям в целом их составе. Но, кроме того, они образуют местные корпорации, основанные на ближайших отношениях членов друг к другу. Корпоративная связь требует частных сношений, а потому относится не к целому сословию, а к его частям. Это местное устройство может быть общинное и областное. Различные сословия имеют при этом различный круг действия: главный интерес сельского сословия сосредоточивается в селе, городского — в городе, дворянства — в области. Поэтому местные корпорации крестьян суть главным образом сельские общины, городского сословия — городские, дворянства — областные союзы. Каждая корпорация может, в свою очередь, подразделяться на более дробные части с корпоративным характером, по различию занятий. Так, в городе могут существовать купеческие гильдии и ремесленные цехи.
Частный интерес, соединяющий сословия в корпорации, состоит во взаимной помощи и в заботе о благосостоянии членов. С последним связывается и попечение об успехе общего занятия, насколько оно составляет частное дело сословия. Но так как эти местные корпорации суть вместе части государственного сословия, то они имеют значение не только частное, но и общее. Через них сословие выражает свои нужды; через них же оно пользуется теми политическими правами, которые предоставляются ему государством.
Корпоративные права сословий суть следующие:
- 1) Корпорация есть субъект имущества; она может иметь свою кассу, свои земли, свои дома и учреждения.
- 2) Корпорация ведает опеки над своими членами; она помогает им в случае нужды. Она может учреждать и разные полезные для них заведения, благотворительные, воспитательные, учебные, промышленные.
- 3) Она имеет свои власти и своих представителей, которым может быть предоставлено участие и в общем управлении.
- 4) Сословиям может быть предоставлен и свой внутренний суд. Но в сущности такое право несовместно с государственными началами. Суд должен быть общий для всех; охранение права есть дело государства, а не частного союза. Поэтому, с высшим развитием государства, корпоративные суды исчезают и заменяются общими.
- 5) Корпорации пользуются автономией и могут делать постановления, обязательные для членов, в пределах, дозволенных законом.
- 6) Корпорациям предоставляется самоуправление, а с тем вместе и право обкладывать своих членов податями в известных размерах.
- 7) Выше было сказано, что на корпорацию может быть возложена ответственность за членов, а вследствие того и право понуждать их к исполнению обязанностей перед государством. Но чем шире корпорация, тем менее возможна подобная ответственность. В высших сословиях каждый отвечает за себя.
- 8) Что касается до права принимать или не принимать членов, то частное значение сословий и образуемых ими корпораций, без сомнения, влечет за собой подобное право, но общественное их значение этого не допускает. В сословиях промышленных оно противоречит свободе промышленности и ведет к тому, что занятие становится монополией известных лиц. В дворянском же сословии оно противоречит праву государства давать высшее достоинство людям по их способностям и заслугам. Поэтому чем более корпорация имеет значение частное, тем более возможно оставить за ней право принимать новых членов. При ответственности за членов, этого нельзя обойти.
Наконец, 9) корпорации может быть предоставлено право исключать членов из своей среды, хотя, с другой стороны, лицо в таких случаях должно быть ограждено от произвола.
Таковы, вообще, права и обязанности сословий. Каждое из них получает их настолько, насколько это требуется его занятием и тем местом, которое оно вследствие того занимает в общественном строе. Взглянем на существующие или существовавщие в этом отношении различия.
Занятие сельского сословия состоит в обработке земли и связанных с ней промыслах. Это — занятие однообразное, которое не ведет к дальнейшему разделению внутри сословия. Различные группы определяются здесь главным образом степенью зависимости. Земледелие делает население оседлым, приковывает его к месту жительства. Вследствие этого, при господстве частных отношений, это сословие скорее всех других становится крепостным или обязанным. Зависимость устанавливается в отношении к землевладельцу, кто бы он ни был, государство, церковная корпорация или привилегированное лицо, принадлежащее к высшему сословию, дворянству, которое состоит главным образом из землевладельцев. На этом основании сельское сословие разделяется на крепостное, обязанное и свободное. Последнее владеет своим имуществом на праве полной собственности и само распоряжается своим трудом, вследствие чего здесь образуются разряды крестьян-собственников, арендаторов и вольных рабочих. Первые же два ограничены в том и другом отношении. Кроме того, сельское сословие, как зависимое, так и свободное, обязано податями и повинностями в пользу государства, сообразно своему званию. Оно несет их с земли или с рабочей силы, смотря по тому, что имеет цену по экономическим условиям. Составляя кассу народонаселения, оно ставит людей н на низшие службы, особенно военную. Своими корпоративными правами оно пользуется главным образом в сельской общине, хотя ему может быть предоставлено и более обширное участие в управлении, по мере способности. Так как эта способность, вообще, не велика, то и участие бывает ограничено; только широкое развитие демократических начал уравнивает его с другими. При введении представительного порядка, сельское сословие обыкновенно представляет наиболее консервативную часть населения, а потому составляет существенный элемент представительства, особенно в демократии. Наконец, ему может быть предоставлен больший или меньший простор для выхода в другие состояния, для занятия торговлей, для переселения в города, для вступления в учебные заведения, а через это — на службу. С уничтожением сословного порядка всякие ограничения, разумеется, падают. Городское сословие занято главным образом промышленностью и торговлей, а так как эта отрасль занятий весьма разнообразна, то в этом сословии образуются многие подразделения. Здесь могут быть ремесленники, фабриканты, купцы, различных наименований и с особым корпоративным устройством. Для ремесл требуется личное искусство, почему они нередко организуются в цехи, с разделением на мастеров, подмастерьев и рабочих и с испытаниями в ремесле, что делает их более или менее открытыми для посторонних, при известных условиях. Торговля, напротив, требует расчета и капитала; здесь размер капитала играет главную роль. В прежнее время и купцы нередко организовывались в цехи; но существу торговли более соответствует корпоративное устройство, открытое для всех капиталов. Таково начало гильдий. При этом мелкие торговцы и промышленники образуют низший разряд, также с корпоративным устройством; таковы у нас мещане. Что касается до фабричного производства, то и здесь главное значение имеет не личное искусство, а капитал и расчет, вследствие чего фабриканты примыкают к купечеству.
Фабричные же рабочие, вместе с другими вольнонаемными, образуют класс чернорабочих, которые обыкновенно остаются без цехового устройства, так как здесь не требуется личное искусство; однако и на них иногда распространяется цеховая организация. Фабрики существуют и в селах, рассеянные по стране. Вообще, фабричное производство менее поддается корпоративному устройству, нежели другие отрасли промышленности, почему развитие его ведет к падению городских корпораций.
Таким образом, и в городском сословии есть высшие и низшие разряды, смотря по тому, преобладает ли капитал или труд. Высший разряд составляет знатное купечество, низшие суть цеховые, мещане и чернорабочие. Сообразно с этим распределяются и права. Высшее городское сословие, знатное купечество, как более образованное и занимающее первенствующее место, пользуется обыкновенно и большими льготами. Они могут состоять:
- 1) в изъятии от низших повинностей и служб;
- 2) в преимуществах относительно суда и наказаний: оно может иметь привилегированный суд и быть избавлено от наказаний, наносящих бесчестие;
- 3) в высших правах по государственной службе;
- 4) в высшем участии в управлении и доступе к известным должностям;
- 5) в разных частных преимуществах, как-то: в высшей чести, в разных званиях и т. п.
Обязанности городского сословия относительно государства состоят главным образом в том, что оно несет подати и повинности с своих промыслов и торговли. С этим связаны и разного рода службы, особенно по финансовому управлению. Оно подлежит и военной повинности, или в целом составе, при всенародном отбывании, или в низших разрядах, при сословном порядке. В прежние времена самые финансовые службы были принудительные. При значительном их развитии городское сословие становится более или менее крепостным государству. Таково было его положение в древней России. Но такой порядок всего менее соответствует интересам промышленности и торговли, которые для своего процветания требуют свободы. На Западе, с самых средних веков, города были убежищем свободы. Везде высшее развитие государства неизбежно ведет к водворению в этой области свободных отношений.