Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Развитие физического воспитания в военно-учебных заведениях России во второй половине XIX — начале XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Бордунов С. А. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX — начала XX в.: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1991; Ильин Ю. В. Опыт деятельности военного министерства по укреплению офицерского корпуса России (1905 — 1914 гг.): Дис. канд. ист. наук. — М., 1995; Осташкин В. Н. Культурно-досуговая работа в русской армии… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.стр
  • ГЛАВА I. Становление основ физического воспитания учащихся военно-учебных заведений российской армии и флота в пореформенный период
    • 1. Нормативно-правовые основы физической подготовки в военно-учебных заведениях дореволюционной России. стр
    • 2. Управление и материально-техническое обеспечение физического воспитания в военно-учебных заведениях России второй половины XIX — начала XX вв. стр
  • ГЛАВА II. Совершенствование физического воспитания в российских военно-учебных заведениях во второй половине XIX — начале XX вв
    • 1. Организация физической подготовки в военно-учебных заведениях
  • России во второй половине XIX в. стр
    • 2. Развитие физического воспитания учащихся военно-учебных заведений в конце XIX — начале XX в. стр
    • 3. Подготовка военно-физкультурных кадров для военно-учебных заведений. стр

Развитие физического воспитания в военно-учебных заведениях России во второй половине XIX — начале XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История и современное положение мирового сообщества убедительно свидетельствуют, что государство не может претендовать на международное влияние и даже уважение, не обладая достаточной военной мощью. Становление новой российской государственности и реформы, проводимые в армии, побуждают обратиться к осмыслению и осознанию исторического опыта прошлого.

В современных российских условиях, когда существенно изменяется облик Вооруженных Сил, понятен и закономерен интерес к истории русской армии. Реалии XXI в. предъявляют повышенные требования к офицерским кадрам, выдвигают новые задачи по их обучению и воспитанию. Их решению во многом способствует обращение к богатейшему опыту наших предков.

Недаром С. М. Соловьев говорил: «Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимосвязи. — вот обязанность историка в настоящее время» 1.

Исторические условия, сложившиеся в мире во второй половине XIXначале XX вв., выявили новые тенденции в развитии военного дела. В этот период произошли качественные перемены в материальной сфере. Началась массовая технизация и машинизация вооруженных сил. Резко повысилась скорострельность и дальнобойность артиллерийских систем и стрелкового оружия. В армию стали поступать бронемашины и аэропланы. Шло активное внедрение новых средств связи: телеграфа, телефона, радио.

1 Соловьев С. М. Чтение и рассказы по истории России. — М., 1989. — С. 25.

Вместе с тем выявилась тенденция к созданию массовых многомиллионных армий, поскольку войны стали носить напряженный и затяжной характер. Изменилась взаимосвязь армии и народа, фронта и тыла. Роль тыла в войне резко возросла, так как снабжение массовых армий могло быть обеспечено силами все народного хозяйства, а не одной только военной промышленности. В военное время требовалась мобилизация всех ресурсов страны. Однако как бы хорошо ни была вооружена, снабжена и обучена армия, она могла рассчитывать на победу постольку, поскольку ее личный состав удовлетворял определенным интеллектуальным, нравственным и физическим требованиям.

Физическое воспитание в русской армии и на флоте было важной и неотъемлемой частью военного воспитания военнослужащих. Оно способствовало формированию у будущих офицеров качеств и навыков, являвшихся ведущими при выполнении ими своих обязанностей.

Вторая половина XIX — начало XX вв. стали временем наиболее бурного развития в России физической подготовки в армии и на флоте, в том числе и в военно-учебных заведениях. Физическое воспитание в той или иной степени объективно существовала на протяжении всей истории человечества и вооруженных сил. В России появление понятия «физическое воспитание» относится к первой половине XIX в.

В первой части «Устава для военно-учебных заведении 2-го класса» говорилось о нравственном и физическом воспитании обучавшихся1. Впоследствии термин «физическое воспитание», причем в основном в практически-прикладном значении, стал связываться с жизнедеятельностью общеобразовательных и профессиональных военно-учебных заведений, с армией и флотом в целом.

В своей работе автор исходил из того, что в исследуемый период в понятие «физическое воспитание» в военно-учебных заведениях включались строевое обучение, фехтование, верховая езда, плавание, танцы, физический труд (в кадетских корпусах и военных гимназиях), гимнастика, спортивные игры и.

1 См.: Фейгин С. Л. Развитие систем гимнастики в новое время. — М.-Л., 1940. прогулки. Следует также учитывать, что главным средством физического воспитания военнослужащих армии и флота являлись гимнастика (как воспитательного, так и прикладного характера), штыковой бой (фехтование, рубка), плавание, а также спортивные игры.

Актуальность темы

диссертации обусловлена следующим:

1. Требованием военно-политического руководства России анализировать, изучать и учитывать исторический опыт российского военного строительства в условиях военной реформы, проводимой в России. Необходимость избегать ошибок прошлого делает актуальным обращения к богатому опыту строительства русской армии, в том числе содержанию системы физического воспитания в дореволюционных военно-учебных заведениях страны.

2. Хронологический период, рассматриваемый автором, охватывает собой одно из крупнейших преобразований во многовековой истории российской армии, поэтому особенно интересным представляется изучение деятельности военно-политического руководства страны по реформированию военного образования, в том числе и в области физического воспитания.

3. Наличие достаточного количества источников и фактологического материала по вопросам совершенствования физического развития воспитанников военно-учебных заведений русской армии во второй половине XIX — начале XX вв. настоятельно требует их обобщения, систематизации и научного осмысления.

4. Значимостью исторического исследования форм и методов физического воспитания, опыта его реализации в рассматриваемый период, что приобретает дополнительную актуальность в начале XXI в., когда изменения в военном деле, средствах и методах ведения войны предъявляют повышенные требования к физической подготовленности офицеров.

5. Потребностью военно-политических органов России иметь научно обоснованные выводы, рекомендации и предложения о перспективах развития и повышения эффективности и действенности физического воспитания будущих офицеров.

Поэтому исторический анализ основных направлений деятельности военного руководства страны по совершенствованию физической подготовки в военно-учебных заведениях России во второй половине XIX — начале XX в. на основе комплексного анализа материалов и событий представляет собой решение научной задачи, имеющей важное теоретическое и практическое значение для отечественной военной науки и военно-политических органов.

Степень научной разработанности проблемы.

Следует отметить, что вопросы становления и развития системы физического воспитания в военно-учебных заведениях России во второй половине XIX — начале XX вв. долгое время не привлекали должного внимания историков. В проанализированной диссертантом литературе по истории русской армии и флота, военного образования в указанный период имеются лишь исследования, освещающие те или иные стороны рассматриваемой проблемы.

Для изучения государственной системы физического воспитания второй половины XIX в. определенное значение имеют мемуарная литература. Дневники военного министра Д. А. Милютина рассказывают об изменениях в боевой подготовке армии и показывают место в ней гимнастики, рукопашного боя и вольтижировки, свидетельствуют о его участии в реформировании общеобразовательных и профессиональных военно-учебных заведений и др1.

При генерал-адъютанте Д. А. Милютине гимнастика прочно вошла в учебную программу военных гимназий, а гимнастика, фехтование и верховая езда стали составлять важный раздел военно-служебной подготовки в военных и юнкерских училищах.

Из воспоминаний генерал-адъютанта А. Н. Куропаткина видно, что, будучи военным министром, он много внимания уделял подготовке офицерских кадров в военно-учебных заведениях, способствовал открытию школ и курсов,.

1 См.: Милютин Д. А. Дневник Д.А. Милютина. — М., 1947. — Т. 1- 1949. — Т. 2- 1950. — Т.

2 См.: Дневник А. Н. Куропаткина // Красный архив. — 1922. — Т. 2. осуществлявших подготовку квалифицированных специалистов по гимнастике и фехтованию1.

В мемуарах генерала от кавалерии В. А. Сухомлинова освещаются вопросы реорганизации военно-учебных заведений, в ходе которой много внимания уделялось профессиональной подготовке будущих офицеров пехоты, артиллерии и кавалерии2.

Для историка большой интерес представляют мемуары великого князя Константина Константиновича, бывшего в 1900 — 1910 гг. Главным начальником военно-учебных заведений, а затем, вплоть до 1915 г., генерал — инспектором военно-учебных заведений. Об этой стороне своей деятельности Константин Константинович рассказал очень подробно, придавая огромное значение физическому воспитанию в военно-учебном ведомстве. Значительная часть дневниковых записей, касающихся военной деятельности великого князя КонЛ стантина Константиновича, хранится в его фонде в ГАРФ .

Среди другой мемуарной литературы, где затронуты вопросы физического воспитания в военно-учебных заведениях, можно выделить, в частности, воспоминания A.A. Брусилова, А. И. Деникина, A.A. Самойло, Б. М. Шапошникова, A.A. Игнатьева, Е. К. Андреевского, B.C. Кривенко, И. В. Павлова и др. Все они, как правило, взаимно дополняя и уточняя друг друга, характеризовали содержание военно-служебной подготовки в военно-учебных заведениях, где они получали специальное военное образование4.

Среди дореволюционной литературы определенный интерес представляют работы, посвященные истории военно-учебных заведений царской России. В них, как правило, приводится очень интересный фактический материал, особенно по организации внеклассной работы в кадетских корпусах и военных.

1 РГВИА, ф. 165, оп. 1, д. 520, л. 7 об.

2 См.: Сухомлинов В. А. Воспоминания. М.- JL, 1926.

3 ГАРФ, ф. 660, оп. 1, д. 47, л. 4 об.

4 См., например: Брусилов A.A. Мои воспоминания. — М., 1941; Деникин А. И. Путь русского офицера. — М., 1991; Самойло A.A. Две жизни. — М., 1958; Шапошников Б. М. Воспоминания. Военно-научные труды. — М., 1974; Игнатьев A.A. Пятьдесят лет в строю. — М., 1983; Андреевский Е. К. Михаил Иванович Драгомиров и военно-учебные заведения // Русская старина. — 1908. — Т. 136. — № 10. — С. 33 — 54. гимназиях, военно-служебной подготовке в военных училищах, но при этом преобладает описательный подход. Часто авторы не объясняют причины происходивших перемен в воспитательной работе в общеобразовательных и профессиональных военно-учебных заведениях. Они излагают ход военных реформ и преобразований без каких — либо попыток анализа и обобщения результатов1. В меньшей мере эти недостатки свойственны, пожалуй, работам, исслел дующим деятельность Главного управления военно-учебных заведений .

Более детально вопросы физической подготовки в военно-учебных заведениях рассмотрены в трудах А. Д. Бутовского, Ф. В. Игнатьева, П. Ф. Лесгафта, П. О. Бобровского, И. П. Старкова, А. Ф. Годлевского, Г. А. Захарченко, О. И. Пантюхова и др.

Достаточно обстоятельно вопросы физической подготовки в военно-учебных заведениях раскрыты в книгах П. О. Бобровского и И.П. Старкова3. Так, П. О. Бобровский проанализировал инструкции и руководства по гимнастике, фехтованию и верховой езде в юнкерских училищах. Он считал, что «заботясь о нравственном и умственном воспитании, мы не можем отказаться от воспитания физического» 4. И. П. Старков отмечал, что всесторонняя подготовка.

1 См.: Лохвицкий. Юбилейная памятка Павловского военного училища. 1798 — 1898. -СПб., 1898- Андреев А. 100-летний юбилей Константиновского артиллерийского училища. -СПб., 1908; Санкт-Петербургская военно-фельдшерская школа. Исторический очерк жизни школы за 25 лет ее существования. 1869 — 1894. — СПб., 1894- Антонов А. Н. Первый кадетский корпус: Краткие исторические сведения. — СПб., 1906; Кротков А. Морской кадетский корпус: Краткий исторический очерк. — СПб., 1901; Викентьев В. П. Полоцкий кадетский корпус: Исторический очерк 75-летия его существования. — Полоцк, 1910; Жерве П., Строев.

B. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса. 1712 — 1912. — Т. 1. — СПб., 1912; Николаевская инженерная академия и училище: Личный состав, распределение учебных и других занятий и прочие сведения. — Пг., 1914; Пароменский А. И. Исторический очерк Морского инженерного училища императора Петра I. 1798 — 1898. — Вып. 3. — СПб., 1911.

2 См.: Греков Ф. В. Краткая история военно-учебных заведений: 1700 -1910. — М, 1910; Бернацкий В. А. Пятидесятилетие Главного управления военно-учебных заведений, 1863 -1913. — СПб., 1913; Лалаев М. С. Исторический очерк ВУЗов, подведомственных главному их управлению. — Ч. 2. — СПб., 1880. Данилов H.A. Исторический очерк развития военного управления. — СПб., 1902; Гиппиус А. И. Образование (обучение) войск. — СПб., 1903; Петров П. В. Главное управление военно-учебных заведений. — Ч. 1,2. — СПб., 1902 — 1907; Соколов H.A. Главное управление военно-учебных заведений. — СПб., 1914.

3 См.: Бобровский П. О. Юнкерские училища. — Т. 1−2. — СПб., 1872 — 1873- Старков И. П. Физическое развитие воспитанников военно-учебных заведений. — СПб., 1897.

4 Бобровский П. О. Юнкерские училища. — В 3-х тт. — СПб., 1872 — 1876. — Т.2, 1873.

C.523. защитника Отечества требует развивать «одновременно душу и тело» будущих офицеров1.

Интересные сведения о зарождении физического воспитания в России и в военно-учебных заведениях, подготовке специалистов по гимнастике для военл ных училищ и войск приведены в работе Ф. В. Игнатьева .

Особняком стоит статья неизвестного автора в журнале «Педагогический сборник», в которой сделана попытка обобщить положительный опыт физического воспитания в системе Главного управления военно-учебных заведений. Работу отличает привлечение богатого фактического материала, глубокий анализ причин имеющихся недостатков3.

Вторая половина XIX и начало XX в. были периодом развития не только практики, но и теоретических основ физической подготовки в русской армии. Большой вклад в разработку методики и теории физической подготовки в русской армии внесли М. И. Драгомиров, А. Д. Бутовский и П. Ф. Лесгафт. Генерал М. И. Драгомиров много внимание уделял вопросам военно-физической подготовки войск. Им были разработаны средства и методы обучения солдат гимнастике, штыковому бою, стрельбе и военному строю. Занятия проводились в оборудованных снарядами гимнастических городках, солдаты учились брать штурмом земляные укрепления, рвы4.

Диссертант полагает, что особого внимания заслуживают работы А. Д. Бутовского, которого можно назвать пионером в изучении проблем физического воспитания военнослужащих в русской армии. Будучи генералом для поручений Главного управления военно-учебных заведений, он всесторонне рассмотрел системы физической подготовки в зарубежных странах, методы и.

1 Старков И. П. Физическое развитие воспитанников военно-учебных заведений. -СПб., 1897.-С. 46.

2 Игнатьев Ф. В. Гигиена и история физических упражнений. — Ч. 1,2. — СПб., 1899.

3 См.: По вопросу о введении гимнастики в ВУЗ с кратким историческим обозрением развития этого дела // Педагогический сборник. — 1887. — № 4. — С. 336−359. — № 5. — С. 414 429.

4 См.: Драгомиров М. И. Избранные труды: Вопросы воспитания и обучения войск. -М., 1956; Догмарев A.A. Взгляды Драгомирова на нравственное и физическое воспитание войск. — М., 1946. формы проведения занятии по физической подготовке, ратовал за создание специального учебного заведения по подготовке специалистов для обучения гимнастике, фехтованию и плаванию1. А. Д. Бутовский считал физическое воспитание органической частью воспитания в широком смысле слова.

При участии А. Д. Бутовского создавались многие инструкции, положения Л и программы по физической подготовке в военных учебных заведениях. Он руководил курсами, на которых офицеры учились гимнастике, преподавал историю и методику физических упражнений. Им были разработаны методические указания для обучения общеразвивающим и прикладным физическим упражнениям3. А. Д. Бутовский подробно проанализировал различные гимнастические школы, сделав вывод, что Россия, взяв все самое лучшее, должна выработать свою систему физического воспитания4. Этот незаурядный человек активно участвовал в международном олимпийском движении, был членом Международного олимпийского комитета и лично знал П. де Кубертена5.

Основы национальной подготовки военно-физкультурных кадров были заложены П. Ф. Лесгафтом. В своих трудах он исследовал вопросы становления науки о физическом воспитании, разработал формы, методы и задачи физиче.

1 Бутовский А. Д. Полевая гимнастика в различных государствах Западной Европы. -СПб., 1897- Бутовский А. Д. Заметки о военной гимнастике. — СПб., 1897- Бутовский А. Д. Телесные упражнения и внеклассные занятия в кадетских корпусах. — М., 1898- Бутовский А. Д. Упражнения и занятия, имеющие отношения к физическому воспитанию в наших кадетских корпусах. — СПб., 1899- Бутовский А. Д. Система шведской педагогической и военной гимнастики. — СПб., 1903 и др.

2 См.: Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях. — СПб., 1889- Общая программа, распределение времени и наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах. — СПб., 1890 и др.

3 См.: Бутовский А. Д. Заметки о военной гимнастике. — СПб., 1897.

4 См.: Бутовский А. Д. Полевая гимнастика в различных государствах Западной Европы. — СПб., 1897- Бутовский А. Д. Телесные упражнения и внеклассные занятия в кадетских корпусах. — М., 1898.

5 См.: Выдрин В. Россиянин в МОКе // Физкультура и спорт. — 1964. — № 6. — С. 10 -11- Суник А. Первый член МОК для России // Олимпийская панорама. — 1984. — № 2. — С. 38 -40- Бутовский А. Д. Вопросы физического воспитания и спорта на Международном конгрессе в Брюсселе летом 1905 г. // Педагогический сборник. — 1906. — № 1. — С. 34 — 69- Кюйперс. Международный конгресс по физическому воспитанию в Брюсселе // Педагогический сборник. -1911. — № 6. — С. 682 — 690. ского воспитания1. Для военно-учебных заведений огромное значение имела теоретическая и практическая деятельность П. Ф. Лесгафта при 2-й Петербургской военной гимназии в 1879 — 1882 гг.

Значительный толчок развитию физического воспитания молодежи дало возникновение скаутского движения в России. В работах Г. А. Захарченко и О. И. Пантюхова обоснована идея использования элементов подготовки скаутов для нравственного воспитания будущего защитника Отечества. Последний даже написал особое руководство для российских скаутов2.

В целом диссертант отмечает, что хотя в данный период многие работы позволили определить место и роль государственной системы физического воспитания в подготовке будущих офицеров, для него характерно поверхностное рассмотрение вопросов физического воспитания учащихся военных заведений, отсутствие всестороннего и комплексного анализа, глубокого теоретического осмысления проблем.

Среди работ советского периода нашей истории следует отметить таких авторов, как Г. А. Дюперрон, Е. Ю. Зеликсон, Д. А. Крадман, Г. Г. Шахвердов, A.A. Догмарев, Н. И. Алпатов, A.A. Братцев, A.C. Булатов, В. М. Выдрин, А. Е. Скворцов, Л. Г. Бескровный, П. А. Зайончковский, А. И. Каменев и др.

Г. А. Дюперрон, работавший до революции в канцелярии главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи В. Н. Воейкова, осветил различные аспекты деятельности общественных спортивных организаций в деле физического воспитания населения страны. Особенно ценным является его анализ деятельности Главной гимнастическо-фехтовальной школы. В его трудах достойное место нашло, а изложение проблем физического воспитания в армии и на флоте. Так, говоря о быстром распространении сокольской гимнастики в русской армии, он связал.

1 См.: Лесгафт П. Ф. Программа для преподавания гимнастики во 2-й военной гимназии. — СПб., 1875- Лесгафт П. Ф. Физическое развитие в школах. — СПб., 1880- Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей. — СПб., 1884- Лесгафт П. Ф. Значение физических упражнений для войск. — СПб., 1888 и др.

2 См.: Захарченко Г. А. Юный разведчик. — М., 1910; Пантюхов О. И. Памятка юного разведчика. — СПб., 1911.

3 См.: Дюперрон Г. А. Краткий курс истории физических упражнений. — Л., 1924; Дюперрон Г. А. Краткий очерк истории физических упражнений. — Л., 1924; Дюперрон Г. А. кольской гимнастики в русской армии, он связал это с внешнеполитическим фактором, т. е. осложнением отношений с Германией и сближением с Францией. Интересен такой факт, что студент Г. А. Дюперрон был первым спортивным журналистом России, передававшим репортажи с Олимпийских Игр в Париже.

В предвоенный период в работе Е. Ю. Зеликсон были комплексно рассмотрены вопросы истории физического воспитания1. В целом автор очень низко оценивала уровень физической подготовки и ее организации в армии, выделяя, однако, в этом смысле в лучшую сторону военно-учебные заведения. По ее мнению, главная причина этого заключалась как в кастовости офицеров, так и в том, что подготовка физкультурных кадров осуществлялась «пол кустарному» .

В 40-х гг. появляются работы, затрагивающие деятельность известных педагогов по развитию в России и русской армии физического воспитания. С точки зрения диссертанта, интересной представляется монография A.A. Догма-рева, где он рассмотрел педагогическую деятельность генерала М.И. Драгоми-рова и его взгляды на физическое воспитание войск3.

Изучению наследия другого великого педагога, П. Ф. Лесгафта посвящены работы Г. Г. Шахвердова4. Автор отмечает, что П. Ф. Лесгафт был тесно связан с общеобразовательными военно-учебными заведениями, изучал материалы, характеризующие физическое состояние и развитие воспитанников гимназий, обобщал эти материалы и давал методические указания. Он обратил внимание на взаимовыгодное сотрудничество П. Ф. Лесгафта с военным министерством.

Теория физической культуры. — Л., 1924; Дюперрон Г. А. Шведская педагогическая гимнастика.-СПб., 1911.

1 См.: Зеликсон Е. Ю. Очерки по истории физической культуры в СССР (1861−1917). -Л., 1940.

2 Зеликсон Е. Ю. Очерки по истории физической культуры в СССР (1861−1917). — Л., 1940.-С. 9.

3 См.: Догмарев A.A. Взгляды Драгомирова на нравственное и физическое воспитание войск. — М., 1946.

4 См.: Шахвердов Г. Г. Жизнь и педагогическая деятельность П. Ф. Лесгафта // Теория и практика физической культуры. — 1945. — № 2. — С. 5 — 17- Шахвердов Г. Г. П. Ф. Лесгафтноватор подготовки педагогических кадров по физическому образованию // Теория и практика физической культуры. — 1948. — № 11. — С. 492 — 495 и др.

Д.А. Крадман, обратив внимание на постановку физического воспитания • в гражданских учебных заведениях дореволюционной России, указывал на связь целей физического воспитания с введением всеобщей воинской повинности1.

Н.И. Алпатов, рассмотрев вопрос становления системы физической подготовки населения в дореволюционной России, отметил особый вклад военного ведомства в развитие физического воспитания в стране2.

В послевоенные годы среди других выделяется работа А. А Братцева, А. С Булатова и В. М. Выдрина, в которой исследована история физической культуры и физической подготовки в военно-учебных заведениях дореволюционной России. Важнейшей причиной «слабого развития физической подготовки в русской армии» авторы считали «отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов» 4. Однако и здесь вопросы физического воспитания в русской армии были отражены только в самых общих чертах.

В это же время появляется диссертационное исследование B.C. Ежова, в Ф котором, изучив вопросы развития гимнастики в русской армии перед Крымской войной, автор сделал вывод, что гимнастика в военно-учебных заведениях была введена из-за желания правительства отвлечь военнослужащих от политической деятельности5.

В трудах известных военных историков Л. Г. Бескровного и П.А. Зайонч-ковского исследованы отдельные аспекты физического воспитания в армии и военно-учебных заведениях6. П. А. Зайончковским сформулированы общие за.

1 См.: Крадман Д. А. Физическая культура в России в XIX веке // Очерки по истории физической культуры. — Вып. 5. — б. м., 1950. — С. 95 — 115.

2 См.: Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатского типа: Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России. — М., 1958.

3 См.: Братцев A.A., Булатов A.C., Выдрин В. М. История физической культуры и физической подготовки армий. — Д., 1958.

4 Братцев A.A., Булатов A.C., Выдрин В. М. История физической культуры и физической подготовки армий. — Л., 1958. — С. 84.

Ф 5 См.: Ежов B.C. Гимнастика в русской армии перед Крымской войной: Дис. канд. ист. наук. — Л., 1955. — С. 92, 220 — 227.

6 См.: Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX в. Военно-экономический потенциал. — М., 1973. Бескровный Л. Г. Армия и флот России в начале XX в. Очерки военно-экономического потенциала. — М., 1986; Зайончковский П. А. Военные реформы 1860 — 1870-х дачи физического воспитания, такие, как формирование военно-прикладных навыков, необходимых для действий в боюразвитие физических и совершенствование волевых качеств военнослужащих.

Проблемы обучения кадров по физической подготовке для армии и военно-учебных заведений подробно рассмотрены в статьях преподавателя Военного института физической культуры А.Е. Скворцова1. Он сделал попытку дать обобщенную картину возникновения и развития форм физической подготовки в русской армии, а также исторического развития военно-физкультурного образования в России конца XIX — начала XX в. При всех имеющихся недостатках, это был шаг вперед в деле исследования проблемы физического воспитания в российских военно-учебных заведениях.

Историю Главной гимнастическо-фехтовальной школы, основного учебного заведения царской России, готовившего специалистов по физической подготовке для войск и военно-учебных заведений, рассмотрел Б. В. Евстафьев .

Различные стороны физического воспитания в военно-учебных заведенил ях изучены А. И. Каменевым. Интересен его сравнительный анализ подготовки офицеров в русской, европейской и азиатской военных школах, которым автор уделил немало внимания.

Диссертант отмечает, что и в постсоветский период проблема совершенствования системы физической подготовки в военно-учебных заведениях России в прямую не ставилась в исследованиях российских историков. Педагогигодов в России. — М., 1952; Зайончковский П. А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX — XX столетий: 1881 — 1903. — М., 1973.

1 См.: Скворцов А. Е. Обучение кадров по физической культуре для русской армии накануне Первой мировой войны // Теория и практика физической культуры. — 1975. — № 2- Скворцов А. Е. О начальных этапах возникновения физического образования в России // Теория и практика физической культуры. — 1978. — № 4- Скворцов А. Е. Подготовка в России военно-физкультурных кадров / Материалы к истории физической подготовки войск. — Вып. 1. — СПб., 1992; Скворцов А. Е. Физическое образование в России. — М., 1992; Скворцов Е. А. Возникновение и развитие форм физической подготовки в русской армии // Материалы к истории физической подготовки войск. — Вып. 2. — СПб., 1994; Скворцов А. Е. Управление физической подготовкой в русской армии // Материалы к истории физической подготовки войск. — СПб., 1995.

2 См.: Евстафьев Б. В. Страницы истории института. — JL, 1983.

3 См.: Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров в России. — М., 1990. ческий аспект темы был рассмотрен в работе B.JI. Марищука и H.H. Поплути-на1. Лишь частично вопрос физической подготовки в военно-учебных заведениях русской армии раскрывается в монографиях В. И. Харламова и A.A. Михайлова. В. И. Харламов, вслед за А. И. Каменевым, много внимания уделяет анализу систем подготовки офицерских кадров в иностранных армиях. A.A. Михайлов обобщил основные результаты деятельности Главного управления военно-учебных заведений.

Монография А. Е. Григорьева, основанная на его диссертации и раскрывающая историю физического воспитания в России на рубеже XIX — XX вв., немало внимания уделяет различным аспектам создания систем гимнастики как л основы военно-физической подготовки в российской армии и на флоте. Он впервые обратил внимание на важную роль великого князя Константина Николаевича в деле введения гимнастики в военно-учебных заведениях4. А. Е. Григорьеву удалось воссоздать картину смены гимнастических систем и раскрыть причины подобных изменений.

В.В. Изонов, освещая проблему подготовки военных кадров в России в конце XIX — начале XX в., обратил внимание на важность гимнастики, фехтования и плавания, а также верховой езды в подготовке офицерских кадров для русской армии5.

Особо следует отметить диссертационные исследования, рассматривающие те или иные вопросы подготовки офицеров в русской армии конца XIX.

1 См.: Марищук B.JI., Поплутин H.H. Вопросы истории физкультурного педагогического образования в дореволюционной России. — СПб., 1998.

2 См.: Харламов В. И. Русская военная школа (1700 — 1917). — Т 1, 2. — М., 1997; Михайлов A.A. Руководство военным образованием в России во второй половине XIX — начале XX в. — СПб., 1999.

См.: Григорьев А. Е. Физическое воспитание в России (XIX — начало XX века). -СПб., 1994.

4 РГАВМФ, ф. 431, оп. 1, д. 9243, ф. 434, оп. 1, д. 262.

5 См.: Изонов В. В. Подготовка военных кадров в России (XIX — начало XX в.). — СПб., С. 223 — 362, 408 — 527. начала XX в. Это работы С. А. Бордунова, Ю. В. Ильина, В.Н., Осташкина, В. М. Крылова, В. М. Курмышова, Д. Г. Ефимова и др1.

Однако непосредственно анализу физического воспитания в русской армии в указанный период посвящена только диссертация C.B. Федорина2.

Проведенный анализ степени научной разработанности проблемы позволяет диссертанту сделать вывод, что вопросы развития системы физического воспитания в военно-учебных заведениях русской армии в конце XIX — начале XX в. до сих пор не стали предметом комплексного анализа.

Источниковая база исследования условно может быть разделена на четыре крупных блока3.

Во-первых, это различные архивные документы. Диссертантом привлечены материалы фондов РГВИА, ГАРФ, РГАВМФ, РГИА. Особую ценность представляют материалы РГВИА, в частности фонда 725, где отражена деятельность Главного управления военно-учебных заведений, другие материалы официального делопроизводства, касающиеся системы физического образования в русской армии, хранящиеся в ряде фондов РГВИА.

1 См.: Бордунов С. А. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX — начала XX в.: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1991; Ильин Ю. В. Опыт деятельности военного министерства по укреплению офицерского корпуса России (1905 — 1914 гг.): Дис. канд. ист. наук. — М., 1995; Осташкин В. Н. Культурно-досуговая работа в русской армии во второй половине XIX в.: Дис. докт. ист. наук. — М., 1997; Михайлов A.A. Псковский кадетский корпус, 1882 — 1917 гг.: Дис. канд. ист. наук. — СПб., 1994; Крылов В. А. Роль кадетских корпусов в подготовке артиллерийских и инженерных офицерских кадров русской армии: Дис. канд. ист. наук. — М., 1995; Харламов В. И. Развитие военного образования офицеров регулярной армии и пограничной охраны России (1700 — 1917): Дис. докт. ист. наук. — М., 1995; Струтинский В. Ф. Подготовка офицерских кадров в России во второй половине XIX — начале XX вв. (историографическое исследование): Дис. канд. ист. наук. — М., 1995; Курмышов В. М. Воспитание в кадетских корпусах России (анализ педагогического опыта), 1882 — 1917 гг.: Дис. канд. пед. наук. -СПб., 1997; Изонов В. В. Подготовка военных кадров России (XIX — начало XX вв.): Дис. докт. ист. наук. — СПб., 1999; Теркун А. Н. Военное воспитание в России (1905 — 1914 гг.): Дис. канд. ист. наук. — СПб., 2000; Ефимов Д. Г. Становление и развитие физической культуры и спорта в государственных учреждениях России (1861−1917 гг.): Дис. канд. ист. наук. -СПб., 2000; Михайлов A.A. Военное ведомство России во второй половине XIX — начале XX в. и его роль в подготовке офицерских кадров: Дис. докт. ист. наук. — СПб., 2000 и др.

2 См.: Федорин C.B. Физическое воспитание в системе военного образования России (1905;1914 гг.): Дис. канд. ист. наук. — СПб., 2000.

3 Полный ее перечень дан в списке источников и литературы. — Прим. авт.

Во-вторых, законодательные акты высших органов государственной власти, законы и указы, а также различные уставы, наставления, руководства, инструкции, приказы по военному и морскому ведомству. Важность обращения к этой группе источников заключается в том, что именно эти документы определяли нормативно-правовую базу физического воспитания в русской армии и флоте исследуемого периода.

В-третьих, это дневники и мемуары, которые являются важной группой исторических источников. При всем субъективизме, свойственном названной группе источников, они представляют собой ценные материалы, так как содержащаяся в них информация не всегда находит свое отражение в источниках других типов.

В-четвертых, материалы периодической печати, так как многие вопросы физической культуры и спорта находили свое отражение на страницах журналов и газет. Анализ материалов, опубликованных в газетах и журналах, позволяет увидеть некоторые важные тенденции совершенствования физического развития военнослужащих.

Особенно ценными являются публикации в таких журналах, как «Военный сборник», «Педагогический сборник», «Офицерская жизнь», «Теория и практика физической культуры» и др. Они дают возможность объективно подойти к раскрытию тех или иных вопросов темы диссертации.

Одним из самых популярных военных журналов в изучаемый период был «Военный сборник». Во время военных реформ он стал настоящей, а главное, открытой, трибуной передовой военной мысли и обмена опытом. В нем, в частности, печатались очерки, посвященные истории обучения и воспитания в военно-учебных заведениях1.

Наиболее информированным в вопросах физического воспитания кадет и юнкеров являлся «Педагогический сборник». В журнале систематически печа.

1 См.: Лалаев М. Исторический обзор регламентации воспитания и обучения в наших военно-учебных заведениях от основания первых военных школ до последнего времени // Военный сборник. — 1900. — № 1. — С. 115−139- Бутовский А. Д. Телесные упражнения как предмет преподавания // Военный сборник. — 1910. — № 2. — С. 57−77. тались проблемные статьи, направленные на совершенствование физического воспитания обучавшихся в военно-учебных заведениях, обсуждались вопросы истории физического воспитания и спорта в России, организации и методики проведения занятий по физической подготовке1.

Использование всех этих источников позволило автору опереться на важнейшие исторические документы и фактический материал, что стало базой для обобщений и выводов, позволило исследователю ввести в научный оборот новые документы и факты.

Анализ источников и литературы, прямо или косвенно относящейся к теме диссертации, свидетельствует, что, несмотря на всю ее значимость, лишь отдельные аспекты проблемы подвергались научному осмыслению.

Исходя из актуальности и степени научной разработанности проблемы автор объектом исследования определил физическое воспитание в военно-учебных заведениях русской армии и флота во второй половине XIX — начале XX вв.

Предметом исследования выступает деятельность органов военно-политического руководства страны по организации и осуществлению физической подготовки в военно-учебных заведениях России в указанный период.

Цель диссертации заключается в том, чтобы на основе конкретно-исторического подхода, опираясь на определенную базу источников и литературы, исследовать эволюцию системы физического воспитания учащихся военно-учебных заведений русской армии в середине XIX — начале XX вв.

Поставленная цель обусловила стремление автора разрешить следующие основные задачи:

1 Дитман В. А. Заметки о значении физического воспитания и училищной гигиены для военно-учебных заведений // Педагогический сборник. — 1870. — № 4. — С. 458−46- Дометта К. К. Заметки о физических упражнениях в кадетских корпусах // Педагогический сборник. -1898. — № 11. — С. 473−499- Влияние военных упражнений на здоровье // Педагогический сборник. — 1886. — № 11. — С. 367 — 372- О вольнонаемных учителях гимназии // Педагогический сборник. — 1867. — № 5. — С. 198- Первый опыт устройства состязаний в телесных упражнениях между вузами // Педагогический сборник. — 1909. — № 11. — С. 128 -135 и др.

— проанализировать структуру управления физическим воспитанием в военно-учебных заведениях русской армии, сложившуюся в середине XIX — начале XX вв.;

— выявить основные направления физической подготовки воспитанников военно-учебных заведений во второй половине XIX в.;

— рассмотреть пути совершенствования физического воспитания учащихся военно-учебных заведений России в конце XIX — начале XX в.;

— дать анализ решения задачи подготовки военно-физкультурных кадров для военно-учебных заведений Российской империи в указанный период;

— на основе проведенного исследования сделать научно обоснованные выводы и сформулировать практические рекомендации по совершенствованию физической подготовки в военно-учебных заведениях современной России в условиях проводимой военной реформы.

При определении хронологических рамок исследования автор исходил из того, что изменения в российской армии и на флоте во второй половине XIX в., проводимая военная реформа выдвинули принципиально новые требования к уровню физической подготовки офицерского состава русской армии.

Выбор хронологического периода позволяет, по мнению автора, во всей полноте оттенков рассмотреть основные аспекты совершенствования физической подготовки в военно-учебных заведениях русской армии в пореформенный период.

Методологической основой диссертации является комплексный подход к изучению всего массива источников и литературы по проблеме. При этом автор исходил из фундаментальных положений теории научного познания, накопленного опыта методологии приращения и обогащения знаний во всех сферах общественных и естественных наук на базе современных достижений отечественной и мировой теоретической мысли.

Автор диссертации опирался также на научные принципы и методы исторического познания, и в первую очередь, на всеобщую диалектическую методологию, которая позволяет исследователю рассматривать исторический процесс во всей его многоплановости, взаимосвязи и взаимозависимости.

В своей работе автор руководствовался принципами объективности и историзма. В диссертации использованы общенаучные методы, методы других общественных наук и собственно исторические методы. Соискатель опирался на такие собственно исторические методы, как метод исторических параллелей, историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, синхронный, хронологический методы и другие.

Цель и задачи исследования

определили соответствующую структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка источников и литературы и приложений.

Выводы по главе:

1. Создание и развитие системы физического воспитания было одним из составляющих преобразований в сфере военного образования, проведенных в русской армии в 60−80-х гг. XIX в. Именно с этого периода можно говорить о серьезном отношении к организации физической подготовки со стороны Военного министерства. Непосредственно решением данной проблемы занималось Главное управление военно-учебных заведений.

2. Несмотря на определенную проделанную работу, физической подготовке не уделялось должного внимания. Главной причиной этого диссертанту видится то, что занятия гимнастикой не стали обязательным предметом обучения в военно-учебных заведениях.

3. Конец Х1Х-начало XX в. стало новым этапом в развитии физического воспитания в военно-учебных учреждениях России. На протяжении этого отрезка времени наблюдаются попытки четко регламентировать проведения занятий по физической подготовке, создать единую по всей стране систему обучения гимнастике, увеличить количество часов, отводимых на занятия. В XX в. в практику вошло проведение межвузовских спортивных соревнований по гимнастике и фехтованию. Однако это не позволило кардинально изменить ситуацию с преподаванием физической подготовки.

4. Одной из основных причин низкого уровня физической подготовленности воспитанников военно-учебных заведений стала нехватка грамотных, подготовленных в теоретическом и методическом отношении физкультурных кадров. До 1917 г. Военное министерство так и не сумело обеспечить все учебные заведения учителями гимнастики, прошедшими специальную подготовку в различных школа и курсах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного исторического исследования процесса становления и развития физического воспитания в военно-учебных заведениях России во второй половине XIX — начале XX вв., автор полагает возможным сделать следующие выводы.

1. Рассматривая истоки становления физического воспитания в дореволюционной России, необходимо признать, что как система физическое воспитание, официально называемое «гимнастикой», во многом была заимствована за рубежом в XVIII в. А в начале XIX в. «Устав учебных заведений» уже предусматривал возможность введения занятий физическими упражнениями. Однако изначально и в течение довольно длительного временного отрезка к физическим упражнениям в нашей стране относились как к развлечению, модной форме организации досуга в кругу аристократов.

Поражение России в Крымской войне способствовало изменению отношения к физическим упражнениям.

Введение

всеобщей воинской повинности, сокращение сроков действительной военной службы заставило военное руководство, заинтересованное в призыве в войска физически крепких и здоровых молодых людей, изменить свое отношение к физической подготовке. Особенно высокие требования в этой связи предъявлялись к офицерам, призванным стать учителями и воспитателями солдат. Поэтому преподавание физической подготовке в военно-учебных заведениях необходимо было поднять на более высокий уровень.

Военное министерство было особо заинтересовано в развитии физического воспитания в стране, так как Министерство просвещения проявляло пассивность в этих вопросах. Тем более что согласно официально господствовавшим в XIX в. в России педагогическим взглядам, физическое воспитание, наравне с умственным и нравственным, признавалось составной частью воинского воспитания.

Одной из главных задач развития физического воспитания в военно-учебных заведениях страны стала разработка нормативных основ физической подготовки. Следует отметить, что в первой половине XIX в. в некоторых учебных заведениях были разработаны определенные документы, регламентировавшие занятия по физической подготовке. Но они носили локальный и в лучшем случае рекомендательный характер, не способствуя созданию единой системы физического воспитания во всех военно-учебных заведениях России.

Только во второй половине XIX в., особенно в ходе реформы военно-учебных заведений, были подготовлены различные положения, инструкции и наставления, регламентировавшие порядок, формы и методы проведениях занятий по физической подготовке.

Раскрывая механизм подготовки руководящих документов по организации и осуществлению физического воспитания в военно-учебных заведениях России, диссертант отмечает большую роль Главного управления военно-учебных заведений. Чаще всего тот или иной документ поручалось готовить различным комиссиям. Примерами могут служить комиссии, возглавлявшиеся Л. Л. Зедделером, К. И Шмидтом, К. К. Гротом, К. В. Рудановским, А. Д. Бутовским и др. Автор выделяет следующие отличительные особенности работы таких комиссий: 1) тесное сотрудничество военных чиновников с другими заинтересованными ведомствами, прежде всего, с Министерством просвещения- 2) обращение к зарубежному опыту- 3) длительность работы комиссий, что в целом не способствовало эффективности их деятельности.

В правовом отношении работа по становлению системы физического воспитания регулировалась различными положениями для военных училищ, гимназий и корпусов. Однако в этих документах только в общих чертах обозначалась роль физической подготовки в учебном процессе, при этом не затрагивались проблемы методики организации и проведения занятий.

Первыми документами, непосредственно регламентировавшими проведе-• ние занятий по физической подготовке, стали «Инструкции по воспитательной части» для военно-учебных заведений 1863 и 1886 гг. Так, в военных гимназиях обязательные внеклассные занятия включали гимнастику и фехтование наравне со строевыми упражнениями, танцами и пением.

Занятия по гимнастике проводились как в утреннее, так и в обеденное и вечернее время. Уроки проводились под руководством офицеров-воспитателей.

Важнейшим руководящим документом по организации физической подготовки как в войсках, так и в военно-учебных заведениях стали «Наставления для обучения войск гимнастике» 1979 и 1910 гг.

В 80-х гг. и вначале XX в. Главное управление военно-учебных заведений пересматривало «Инструкции по воспитательной части» и «Наставления». Это было связано с теми преобразованиями, которые происходили в этот период в сфере военного образования. Анализ названных документов позволяет диссертанту утверждать, что Главное управление военно-учебных заведений пыталось # повысить роль физической подготовки, разработать единую систему и методику проведения занятий.

Однако и в этот период занятия по физической подготовке в военно-учебных заведениях проводились на нерегулярной основе, единая и приемлемая для всех методика их проведения не была разработана и существенно разнилась в различных учебных учреждениях. Попытки Военного министерства в лице, прежде всего, Главного управления военно-учебных заведений, создать нормативно-правовую базу организации физической подготовки в целом не достигли успеха. Несмотря на то, что многое было сделано, в начале XX в. по-прежнему отсутствовали единые методики проведения занятий, которые к тому же не были обязательными. Физическая подготовка нередко подменялась строевыми занятиями, отсутствовали единые нормативы и методики оценки Ф физической подготовленности.

2. В рассматриваемый период значительные изменения претерпела система управления и обеспечения физического воспитания в военно-учебных заведениях. Ее видоизменение происходили параллельно общим реформам воен-• ного образования в России. С 1863 г. общее руководство физическим развитием воспитанников военно-учебных заведений Военного министерства было возложено на Главное управление военно-учебных заведений, которому передавались вопросы, ранее входившие в компетенцию Штаба и Управления училищ военного ведомства. Во главе управления стоял начальник, а с 1867 г. — главный начальник.

Одновременно был упразднен особый Совет по военно-учебным заведениям, а его функции по инспектированию военно-учебных заведений были возложены как на инспекторов Военного совета, так и на особых чиновников при Главном управлении. Важную роль играл созданный при Главном управлении военно-учебных заведений Педагогический комитет, действовавший на постоянной основе. На заседаниях комитета не раз обсуждались вопросы обучения и воспитания обучающихся, а также содержание новых учебных программ и руководств.

• Среди наиболее значимых преобразований можно выделить введение должности генерал — инспектора военно-учебных заведений, в обязанности которому вменялось «наблюдение за правильным ведением учебно-воспитательного и строевого дела» .

В организационной структуре Главного управления военно-учебных заведений не было подразделений, непосредственно занимавшихся вопросами совершенствования физического воспитания, но для разработки отдельных вопросов физического развития воспитанников периодически создавались временные комиссии, в работе которых принимали участие видные отечественные ученые и специалисты в области психологии и педагогики. В военно-учебных заведениях руководство физическим воспитанием возлагалось на его руководство. ф На флоте и военно-учебных заведениях Морского ведомства произошли соответствующие изменения в системе управления физическим воспитанием. Проведенное автором исследование свидетельствует, что непосредственно планирование физического воспитания в военном и морском ведомстве не осуществлялось. В военно-учебных заведениях по данному вопросу руководствовались утвержденными планами военно-учебной подготовки и распорядком дня. Проведение гимнастических смотров, соревнований по фехтованию, гимнастике и плаванию между военно-учебными учреждениями, другие мероприятия осуществлялось на основе отдельных приказов и распоряжений военного министра и начальника Главного управления военно-учебных заведений.

Эффективность физической подготовки в военно-учебных заведениях снижалось ввиду отсутствия соответствующей материальной базы. В то же время диссертант отмечает, что положение дел в военно-учебных заведениях было значительно лучше, чем в войсках.

В образовательном процессе в военно-учебных заведениях делались попытки организации контроля, учета и отчетности по физическому воспитанию. Так, в некоторых военно-учебных заведениях применялась система оценок, предложенная К. А. Шмидтом. Общая оценка выставлялась как сумма количества раз выполнения трех упражнений: подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях и «откидывание пяток». Однако чаще всего выполнение воспитанниками упражнений по гимнастике оценивалось по 12-балльной системе. Причем оценка по гимнастике и фехтованию являлась составной частью оценки военно-служебной подготовки.

В военно-учебных заведениях была довольно подробная отчетная документация, где офицеры-воспитатели учитывали результаты физического воспитания учащихся.

3. Вторая половина XIX в. стала временем становления системы физического воспитания в военно-учебных заведениях России. Одной из предпосылок ее возникновения стала активная деятельность в первой половине века иностранных специалистов, приглашенных в нашу страну. Диссертант особо отмечает большой вклад Г. М. Паули и де Рона. Однако деятельность отдельных специалистов не могла изменить общественного отношения к занятиям гимнастикой. Еще в середине XIX в. выявились недостатки в развитии физического воспитания в России. Среди них автор выделяет невысокий социальный статус преподавателей гимнастики и изначально установившееся «необязательное» отношение к физической подготовке.

Начало процессу формирования основ системы физического воспитания положила военная реформа 60−70-х гг. XIX в., важной составной частью которой были изменения в сфере военного образования. В этот период во многих военно-учебных заведениях основой физического воспитания признавалась система физических упражнений, разработанная доктором А. Бибергайлем. Ее особенностью были тщательный учет возраста воспитанников, упор на упражнения со снарядами, но вместе с тем недостаточное внимание бегу, ходьбе и обучению фехтованию.

Другой подход предлагал К. А. Шмидт, чья система была ближе к принятой в Германии. При проведении занятий преследовалась не только общегигиенические цели, но и военно-специальные, учитывающие специфику подготовки будущих офицеров.

В ходе осуществления реформы военно-учебных заведений для приведения к однообразному виду системы физических упражнений Военное министерство в лице Главного управления военно-учебных заведений обратилось к зарубежному опыту. В 1874—1875 гг. для изучения западного опыта по постановке физического воспитания оно командировало за границу П. Ф. Лесгафта. Итогами поездки стал не только отчет обо всем увиденном в странах Западной Европы, но и практическое руководство для проведения занятий по гимнастике в военно-учебных заведениях, представлявшее собой созданную самим П. Ф. Лесгафтом систему физического воспитания. Сам профессор организовал проведение занятий по физической подготовке во 2-ой Петербургской военной гимназии.

В 1879 г. в действие было введено «Наставление для обучения войск гимнастике», на основании которой организовывалось и проводилось физическое воспитание и в военно-учебных заведениях. Программой обучения не предусматривалось проведение физической подготовки в учебное время. Однако воспитанники могли заниматься физическими упражнениями в утреннее и вечернее время, а также в перерыве между занятиями. Предусматривались занятия фехтованием и плаванием, а также спортивные игры.

Кроме того, во время летних лагерей программа обучения предусматривала курс полевой гимнастики для старших классов.

Новым этапом развития физического воспитания в военно-учебных заведениях России стали 80-е гг. XIX в. В этот период в учебном процессе произошли некоторые изменения, что нашло свое отражение в «Инструкции по воспитательной части» и «Общей программе, распределении времени и наставлении для ведения внеклассных занятий». Отводимое на физические упражнения время было несколько увеличено и составляло в 1890 г. не менее полутора часов в день, куда входили занятия гимнастикой, военно-подготовительные упражнения, фехтование, плавание и танцы. Все гимнастические упражнения делились на упражнения без снарядов, с подвижными снарядами и на неподвижных снарядах.

Основным вектором изменений стал поворот в сторону военно-подготовительных физических упражнений, что соответствовало общей тенденции реформы военного образования к удалению из военно-учебных заведений всего гражданского. Больше внимания стало уделяться спортивным играм.

Совершенствовалась система оценок физической подготовленности воспитанников военно-учебных заведений, хотя она и оставалась очень запутанной. Как таковая отдельно оценка за физическую подготовку не выставлялась, но входила в «средний балл за строевое и физическое образование» .

4. Конец ХГХ-начало XX вв. ознаменовался всплеском интереса к физическому воспитанию. Интересно, что на этот раз проблема повышения качества физической подготовки была поставлена непосредственно императором Николаем II. Это произошло в 1898 г., и это уже через год сказалось на улучшении материального обеспечения физической подготовки.

В соответствии с «Наставлением для внеклассных занятий в кадетских корпусах» на гимнастические упражнения выделялось 3,5−4,5 часа в неделю.

Особенностью преподавания гимнастики в этот период была направленность на развитие у воспитанников координации движений, выносливости, способности к длительной и продолжительной работе. Данный факт позволяет сделать вывод, что в целом система гимнастических упражнений приближалась к шведскому методу преподавания гимнастики.

Гимнастические упражнения делились на упражнения без снарядов, с подвижными снарядами, на неподвижных снарядах и упражнения в полевой гимнастике. Складывалась методика проведения урока по гимнастике, включавшего три части: упражнения без снарядов, отработка упражнений на неподвижных снарядах и в завершение — бег и ходьба.

Диссертант отмечает, что, несмотря на определенные положительные сдвиги, Военному министерству не удалось существенно повысить уровень физической подготовки будущих офицеров, что наглядно продемонстрировала русско-японская война 1904 — 1905 гг. Поэтому одной из составляющих военных реформ начала XX в. были преобразования в системе физического воспитания.

В указанный период проявилась тенденция к увеличению времени на проведение занятий по физической подготовке. В повестку дня вновь был поставлен вопрос о выработке общей концепции физического воспитания, создании единой системы обучения гимнастике, разработки универсальной методики обучения физическим упражнениям для всех военно-учебных заведений России.

Главное управление военно-учебных заведений снова обратилось к зарубежному опыту. Генерал-майором А. Д. Бутовским был проанализирован и обобщен опыт физического воспитания в военно-учебных заведениях Франции, Швеции, Германии и Великобритании. Известный популяризатор физической культуры и спорта, лично знавший П. де Кубертена, А. Д. Бутовский являлся сторонником внедрения различных видов спорта в практику внеклассной воспитательной работы с воспитанниками военно-учебных заведений.

Диссертант установил, что в некоторых военно-учебных заведениях спортивные состязания проводились с 1905 г. Но первый опыт проведения спортивных соревнований был получен в 1909 г., когда в Санкт-Петербурге и Москве прошли состязания по гимнастике и фехтованию между военно-учебными заведениями страны. Опыт был настолько удачным, что с этих пор соревнования стали регулярными, и ежегодно в них принимали участие все больше учебных заведений.

Знаменательной вехой в развитии системы физического воспитания в России и ее военно-учебных заведениях стало введение в 1910 г. сокольской гимнастики. Большую роль в распространении сокольской системы преподавания физической культуры в нашей стране сыграли чехи, которые абсолютно добровольно выступали в качестве наставников, пропагандируя эту всеславянскую систему воспитания.

На основе изменившихся приоритетов была принята новая программа гимнастических упражнений в военно-учебных заведениях, в основе которой лежала система физических упражнений, изложенная в «Наставлении для обучения войск гимнастике» 1910 г.

Проведя сравнительный анализ, диссертант выделил следующие его особенности: тенденцию постоянного возрастания требований к преодолению расстояний и препятствий различного рода, а также увеличение числа целей, решаемых гимнастикой.

5. Рассматривая основные проблемы становления и развития физической культуры в российских военно-учебных заведениях во второй половине XIXначале XX вв., диссертант пришел к выводу, что одной из главных проблем развития физического воспитания была острая нехватка квалифицированных специалистов.

Подготовка физкультурных кадров осуществлялась еще в первой половине XIX в. Так, в период царствования Николая I в войсках были введены должности помощников учителей гимнастики (мониторов), в обязанности которых входило обучение нижних чинов физическим упражнениям, вошедшим в моду в европейских странах.

Ввиду того, что своими силами наладить подготовку квалифицированных специалистов не удавалось, российское правительство обратилось к зарубежному опыту. В 1835 г. под руководством Г. Паули была создана школа гимнастики и фехтования под названием «Гимнастическая команда». Впоследствии подготовкой учителей гимнастики для войск и военно-учебных заведений занимались де Рон, доктор Пезаровиус, доктор Бенезе и др.

Однако до начала 60-х гг. XIX в. учителями гимнастики в военно-учебных заведениях были в основном мониторы — выпускники команды кантонистов. Несмотря на усилия Главного управления военно-учебных заведений, долгое время привлечь к преподаванию физической подготовки офицерские кадры не удавалось, так как в то время считалось, что занятия гимнастикой не соответствует достоинству офицера.

В этот период принимается решение готовить военно-физкультурные кадры на базе Московского училища военного ведомства (впоследствии — Московская военная начальная школа), где создавались Учительские классы. Под руководством доктора А. Бибергайля были организованы курсы с трехлетним обучением. В 1866 г. Учительские классы Московской военной начальной школы были преобразованы в Учительскую семинарию военного ведомства. Здесь в составе небольших групп по 4−7 человек на курсе готовились учителя гимнастики для военных гимназий.

Учительская семинария сыграла большую роль в подготовке военно-физкультурных кадров для военной школы и гражданских учебных заведений. До своего расформирования в 1885 г. она сделала 20 выпусков, на которых было подготовлено 478 учителей гимнастики.

Понимая, что физкультурных кадров явно не достаточно, Главное управление военно-учебных заведений не оставляло попыток наладить подготовку преподавателей физической подготовки. Таковыми были проект доктора По-вержа об учреждении Центрального гимнастического института, попытки организации подготовки специалистов для армии в рамках Врачебно-гимнастического общества и на базе лейб-гвардии Павловского полка, реализация проекта открытия в Санкт-Петербурге Центрального гимнастического института для подготовки учителей гимнастики.

В 1877 г. в виде опыта были открыты Учебно-гимнастические курсы, которыми руководил П. Ф. Лесгафта, просуществовавшие до 1882 г. Программа обучения на курсах была разработана П. Ф. Лесгафтом, который лично проводил большинство занятий. Курсы готовили специалистов довольно высокого уровня, однако за все время их существования было подготовлено всего четырнадцать учителей, что, конечно, не решало проблемы подготовки физкультурных кадров для военно-учебных заведений.

Новая страница в подготовке военно-физкультурных кадров была открыта в 1890 г., когда Главное управление военно-учебных заведений открыло курсы физического образования при 2-м Петербургском кадетском корпусе, которыми руководил А. Д. Бутовский. В 1910 г. курсы были соединены с Курсами для подготовки офицеров к воспитательской деятельности, и стали называться Воспитательными курсами. Ежегодный набор составлял до 30 человек и за все время работы курсов до 1915 г. было подготовлено около 600 человек.

Насыщенная программа обучения, высокие требования, предъявляемые к слушателям, способствовали высокой теоретической и практической подготовке специалистов. В то же время обозначились и недостатки, в частности, излишнее многообразие предметов обучения, фехтовальная направленность и не всегда оправданное преклонение перед иностранным опытом.

Поэтому в начале XX в. основным научно-исследовательским и методическим центром подготовки физкультурных кадров для русской армии стала Главная гимнастически-фехтовальная школа, открытая в Санкт-Петербурге в 1909 г. Здесь собрался высококвалифицированный преподавательский состав. Школа позволяла готовить до 100 человек в год. Обучение продолжалось 10 месяцев, учебный план включал 1425 часов. До начала войны школа подготовила более пятисот слушателей и инструкторов.

В целом анализ системы подготовки физкультурных кадров для военно-• учебных заведений России показал, что проблема обеспеченности учебных заведений грамотными специалистами в области физической подготовки в дореволюционный период так и не была решена. Во многом именно это послужило причиной неспособности военного ведомства поднять уровень физической подготовленности воспитанников военно-учебных заведений на должный уровень.

Проведенное диссертантом исследование позволило ему сформулировать некоторые уроки.

1. Проведенный соискателем анализ фактов и документов, касающихся становления и развития физического воспитания в военно-учебных заведениях России, убедительно свидетельствует, что задачу создания стройной и действенной системы физической подготовки будущих офицеров невозможно осуществить только усилиями военного ведомства страны. На протяжении второй половины XIX и начала XX в. Главное управление военно-учебных заведений сделало очень многое для становления физического воспитания в российской.

Ф армии. Однако далеко не все полезные начинания поддерживались на самом высоком уровне государственной власти.

В современных условиях, когда намечается переход к контрактной системе комплектования войск, а сроки срочной военной службы могут быть еще более сокращены, только призыв здоровых и физически крепких молодых людей позволит решить проблему физической подготовленности защитников Отечества. Поэтому усилия Министерства обороны должны быть поддержаны на самом высоком государственном уровне, который обеспечит создание действенной системы физического воспитания населения страны. В этой связи необходимо принятие комплексной программы развития физкультуры и спорта в стране.

2. Не подлежит сомнению, что решение задачи развития физического ^ воспитания в войсках и военно-учебных заведениях невозможно без соответствующего материального обеспечения. В этом отношении органы военного руководства не всегда принимали адекватные решения. Так, Учебногимнастические курсы, первое российское учебное заведение, дававшее высшее Ф физкультурное образование, за время своей работы с 1877 по 1882 гг. подготовило всего четырнадцать специалистов. При этом их обучение обошлось государству в 40 ООО рублей. В то же время и государство в лице ответственных чиновников не всегда выделяло необходимые средства. Примером служит проект доктора Повержа, в целом одобренный, но так и оставшийся нереализованным в следствии нехватки материальных средств для его воплощения в жизнь.

Вопрос создания материальной базы физического воспитания в российской армии актуален и в начале XXI в. По данным А. Карманова, обеспеченность военно-учебных заведений учебными площадями для проведения физической подготовки, в большинстве вузов не превышает 70%'. Поэтому необходимо принять меры по финансированию создания современной учебно-материальной базы физической подготовки в военно-учебных заведениях страны.

3. Исследование, проведенное автором, показало, что большой помехой в ф деле развития физкультуры и спорта в военно-учебных заведениях было необязательное отношение к занятиям по физической подготовке. В рассматриваемый период она так и не стала обязательным предметом обучения, что и обусловило соответствующее отношение к ней со стороны как офицеров-воспитателей, так и воспитанников военно-учебных заведений.

4. В процессе разработки системы физических упражнений, приемлемой для военно-учебных заведений, выработки единой методики их преподавания военное министерство не раз обращалось к зарубежному опыту, что само по себе приветствуется и вызывает положительные оценки автора. Однако постоянные изменения, уклоны то в сторону шведской системы физических упражнений, то в сторону немецкой системы, скорейший переход на сокольскую систему гимнастики (который вообще был вызван скорее политическими причинами,.

1 См.: Карманов А. Актуальные проблемы совершенствования системы военного образования, повышения качества подготовки военных кадров // Военное обозрение: Информационно-методический бюллетень. — 1997. — № 2. — С. 9−14. чем практикой физического воспитания) не способствовали выработке единого • подхода к проведению занятий по физической подготовке во всех военно-учебных заведениях России. Диссертант отмечает, что и сегодня методика физической подготовки в российских военно-учебных заведениях требует корректировки в сторону ее военно-специальной направленности.

5. Весь дореволюционный исторический опыт физического воспитания в военно-учебных заведениях нашей страны явственно указывает на необходимость решения вопроса подготовки высококвалифицированных специалистов в этой области. Именно их острая нехватка в военно-учебных заведениях в купе с другими факторами предопределили невозможность поднятия физической подготовленности будущих офицеров на должный уровень. В этой связи тем более недопустимо проведение сокращения Вооруженных Сил РФ за счет специалистов по физическому воспитанию1.

На основе проведенного анализа исследуемой проблемы автор предлагает следующие практические рекомендации.

• 1. В целях повышения качества подготовки кадров в ходе учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ представляется возможным использовать материал диссертационного исследования при изучении соответствующих дисциплин, а также по отечественной и военной истории.

2. Содержательная база исследования может быть использована при проведении занятий по общественно-государственной подготовке военнослужащих Вооруженных Сил РФ, информирования личного состава.

3. Диссертант полагает, что в современных условиях низкий уровень физического воспитания в военно-учебных заведениях России во многом предопределен остающимся неизменным необязательным отношением к физической подготовке. В условиях, когда самостоятельные занятия по физической подготовке только декларируются, в качестве действенных мер по решению данной.

1 См.: Независимое военное обозрение. — 2004. — № 36. проблемы автор полагает желательным переход к тестовой оценке физической подготовленности военнослужащих и разработке системы материальной заинтересованности каждого офицера в достижении нормативных показателей.

4. В условиях, когда далеко не все военно-учебные заведения обеспечены современной материальной базой для проведения занятий по физической подготовке, соискатель полагает необходимым вернуться к централизованному финансированию физического воспитания.

5. Автор полагает, что в современных условиях может быть востребован имевшийся во второй половине XIX — начале XX в. опыт привлечения к организации физической подготовки в военно-учебных заведениях России гражданских специалистов, сотрудничества с ними в вопросах методологии преподавания физической культуры. В то же время недопустимо полностью отказываться от подготовки специалистов по физической культуре в рамках системы военного образования.

5. В качестве теоретических предложений диссертант считает желательным и важным для исторической науки дальнейшее изучение особенностей, тенденций и направлений в развитии физического воспитания в нашей стране. Диссертант полагает, что в этом вопросе имеется немало ранее не рассматривавшихся аспектов. Некоторые из них могут стать предметом самостоятельных научных исследований. Например, это:

— Роль А. Д. Бутовского в развитии физического воспитания в военно-учебных заведениях России;

— Физическая культура и спорт в Вооруженных Силах страны в 1917 -1941 гг.;

— Развитие теории физического воспитания в России (историческое исследование) и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой