Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Франция. 
Правоохранительные органы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Chambre sociale) и уголовная палата (Chambre criminelle). Каждая палата разделяется на секции, в которых формируются судебные коллегии, и возглавляется председателем. В состав палаты входят советники, которые назначаются председателем суда. Кроме того, в суде могут созываться пленарные собрания для решения отдельных вопросов, в их работе участвуют руководители палат и по одному советнику от всех… Читать ещё >

Франция. Правоохранительные органы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Французскую судебную систему образуют суды общей и специальной юрисдикции.

Французские суды общей юрисдикции представляют собой единую иерархическую систему, в которую входят сопредельные судебные органы, трибуналы малой инстанции (при разрешении уголовных дел именуются полицейскими судами), трибуналы большой инстанции (при разрешении уголовных дел именуются исправительными судами), апелляционные суды и суды ассизов, Кассационный суд Франции.

Сопредельные судебные органы (310), трибуналы малой инстанции (всего 473, по числу судебных округов) и трибуналы большой инстанции (всего 181, по числу судебных округов) рассматривают дела только по первой инстанции (различия в подсудности), апелляционные суды (всего 35) и Кассационный суд — только по второй инстанции. При этом апелляционные суды пересматривают дела нижестоящих судов по существу, а Кассационный суд — с передачей дела на новое рассмотрение. То есть в составе судебной системы есть три автономных по отношению друг к другу (в инстанционном смысле) низовых звена (сопредельные судебные органы, трибунаты малой инстанции и трибуналы большой инстанции).

Сопредельные судебные органы (в единоличном составе) слушают малозначительные гражданские дела (сумма иска — до 4 тыс. евро) и рассматривают уголовные дела о проступках, наказуемых штрафом в размере до 750 евро. Судьи этих органов не обязательно должны быть профессиональными судьями.

Трибуналы малой инстанции (в единоличном составе) рассматривают гражданские дела (сумма иска — от 4 до 10 тыс. евро) определенной категории (по спорам о движимом имуществе, погребении, о выборах и по некоторым другим спорам) и разрешают уголовные дела (в качестве полицейского трибунала) о проступках, наказуемых штрафом в размере от 750 до 1500 евро (при рецидиве — до 3 тыс. евро).

Трибуналы большой инстанции обладают исключительной компетенцией слушать гражданские дела с суммой спора свыше 10 тыс. евро и гражданские дела определенной категории (по искам об имуществе супругов, наследстве, гражданском состоянии, недвижимом имуществе, прямых налогах и по некоторым другим искам), а также рассматривать уголовные дела (в качестве исправительного трибунала) обо всех деликтах (и некоторых других уголовно-наказуемых серьезных правонарушениях).

Как правило, трибунал большой инстанции рассматривает дела в составе трех профессиональных судей. В отдельных случаях он может действовать в единоличном составе (по делам о транспортных правонарушениях, например).

Апелляционный суд является судом второй инстанции. Он пересматривает решения нижестоящих судов (но вопросам толкования закона или конкретных противоречий дела) и действует в составе трех профессиональных судей. Для рассмотрения дел в этом суде образуются специальные подразделения (палаты или суды) по социальным, коммерческим, общим гражданско-правовым и уголовным делам (в том числе по делам о преступлениях несовершеннолетних).

Кассационный суд — высшая и последняя судебная инстанция по пересмотру уголовных и гражданских дел. Суд не пересматривает дело по существу, а проверяет правильность применения закона нижестоящими инстанциями в составе трех-пяти судей.

Кассационный суд состоит из шести палат: три гражданских палаты («Chambre civile»); палата по торговым, экономическим и финансовым спорам (Chambre commerciale, economique et financiere); палата по социальным конфликтам.

(Chambre sociale) и уголовная палата (Chambre criminelle). Каждая палата разделяется на секции, в которых формируются судебные коллегии, и возглавляется председателем. В состав палаты входят советники, которые назначаются председателем суда. Кроме того, в суде могут созываться пленарные собрания для решения отдельных вопросов, в их работе участвуют руководители палат и по одному советнику от всех палат, а также смешанные собрания (Chambres mixtes), в которых принимают участие, по меньшей мере, представители трех палат. Пленарные заседания проводятся для решения вопросов, имеющих важный принципиальный характер (question de principe), либо по требованию генерального прокурора перед началом рассмотрения дела. Значение смешанных собраний состоит в том, что устраняются противоречия в правоприменительной практике.

К компетенции Кассационного суда не относится пересмотр административных дел по жалобам на государственные органы. Для этой категории дел высшей инстанцией является Государственный совет. Все вопросы, связанные с Конституцией Франции, относятся к компетенции Конституционного совета.

Суд ассизов (всего образовано 102 суда) представляет собой весьма специфический орган правосудия. Строго говоря, он не является звеном судебной системы, так как работает не на постоянной основе и относительно автономно от других судов (хотя и при их организационной поддержке). Этот суд созывается и формируется всякий раз по мере накопления уголовных дел (обычно ежеквартально). В его составе действуют как профессиональные (председатель и два асессора), так и непрофессиональные судьи (жюри из девяти граждан), совместно решающие вопросы виновности и наказания. При этом профессиональные судьи привлекаются из числа членов апелляционных или исправительных судов (ст. 244, 250 УПК Франции, СРР[1]), а непрофессиональные отбираются из числа граждан в особом порядке (ст. 250−267 указанного Кодекса).

Суды ассизов рассматривают дела о преступлениях (наиболее тяжких нарушениях уголовного закона) по первой инстанции и в апелляционном порядке (в другом суде ассизов в составе трех профессиональных судей и 12 непрофессиональных членов жюри)[2].

Судами специальной юрисдикции во Франции являются суды, имеющие собственную (отличную от судов общей юрисдикции) подсудность.

К этим судам следует отнести суды по делам несовершеннолетних. Эти суды функционируют в двух направлениях — рассматривают дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними до 18 лет, и действуют по принципу «ребенок в опасности». Решения судов по делам несовершеннолетних могут быть пересмотрены апелляционной инстанцией. Дела о совершении несовершеннолетними наиболее тяжких преступлений в возрасте 16−18 лет рассматриваются специальными судами с участием присяжных заседателей в составе трех профессиональных судей и девяти присяжных. Решения таких судов могут быть пересмотрены в соответствующем апелляционном суде по делам несовершеннолетних.

Суд по трудовым спорам (суд прюдомов) разрешает правовые конфликты (слушает дела) между нанимателями и работниками (за исключением дел, отнесенных к юрисдикции административных судов). Этот суд формируется на паритетных началах, т. е. состоит из равного числа представителей от объединений нанимателей и работников.

Суд по делам земельной недвижимости рассматривает споры по долгосрочной аренде сельскохозяйственной недвижимости.

К компетенции суда по социальным вопросам относятся проблемы благополучия населения и государственных пособий. К предмету ведения коммерческого суда (tribunal de commerce) относятся вопросы торговли и бизнеса, состав суда избирается из местных деловых кругов.

В рамках французской судебной системы существует так называемый суд конфликтов, который разрешает споры о подсудности между судами. К компетенции этого суда относятся, например, вопросы определения подсудности, когда суды общей гражданской и административной юрисдикции не могут сами определить, кому рассматривать дело.

К компетенции Счетной национальной палаты и региональных счетных палат относится рассмотрение вопросов неправильного использования средств государственных фондов и лишь в некоторых случаях — частных фондов. Как правило, последние вопросы относятся к компетенции судов общей юрисдикции.

Коммерческий суд рассматривает споры между частными лицами и трейдерами, либо между трейдерами и коммерческими компаниями. Он также слушает дела, связанные с коммерческими транзакциями, а также его юрисдикция распространяется на правила о последствиях экономических трудностей коммерческих компаний и мелких производителей. Суд состоит из непрофессиональных судей, которые действуют на добровольной основе и избираются из числа трейдеров на два или четыре года. Суд функционирует в составе не менее трех судей.

В системе административной юстиции (административных судов) рассматриваются споры между различными органами государственной власти или государственными компаниями и гражданами. Предметом рассмотрения могут быть отказы в разрешении на строительство, несогласование планов землепользования, вопросы возмещения ущерба, причиненного государственными органами, отказ в виде на жительство, выдворение иностранца, вопросы налогов и сборов, некоторые вопросы избирательного права.

Суды административной юстиции, как правило, имеют трехзвенную систему: административные суды первой инстанции, апелляционные суды и Государственный совет. Административные апелляционные суды пересматривают решения нижестоящих административных судов (кроме вопросов оценки законности муниципальных и кантональных выборов) и жалобы на превышение государственными органами своих полномочий. Государственный совет как высшая инстанция административной юстиции пересматривает решения около 30 специализированных судов.

Государственный совет имеет весьма широкие полномочия и выступает как суд первой, апелляционной и кассационной инстанций. По первой инстанции он рассматривает вопросы, имеющие особое значение (акты органов государственного управления и государственной власти, вопросы расширения компетенции административных судов, некоторые аспекты избирательного права). Полномочия Государственного совета как суда апелляционной инстанции весьма узкие и ограничены, например, такими вопросами как оценка законности местных и кантональных выборов. Как суд кассационной инстанции Государственный совет оценивает решения наиболее важных судов системы административной юстиции, например, Счетной палаты, суда бюджетной и финансовой дисциплины, дисциплинарного комитета магистратов, дисциплинарных комитетов различных профессий[3].

Все судьи назначаются на должность декретом президента Республики и несменяемы. Назначения производятся, но предварительному заключению или предложению Высшего совета магистратуры (точнее его отделения, ответственного за магистратов судов), возглавляемого Президентом Республики и действующего в составе шести магистратов, одного государственного советника, трех лиц, назначенных главой государства, и председателей Сената и Национального собрания Франции[4].

Особой автономной судебной структурой во Франции являются органы предварительного следствия, которые наряду с органами дознания (прокуратурой и полицией) действуют на досудебном этапе судопроизводства. Эти органы делятся на следственные органы первой инстанции (следственные судьи, осуществляющие свою деятельность единолично; ст. 50, 52, 80, 83 УПК Франции) и второй инстанции (следственные камеры, осуществляющие свою деятельность коллегиально; ст. 191 УПК Франции), т. е. образуют иерархическую систему.

Следственный судья обладает статусом магистрата, назначается на должность в порядке, установленном для судебных магистратов, входит в состав исправительного суда на правах его члена (ст. 50 УПК Франции) и в связи с этим пользуется гарантиями независимости и несменяемости, как и любой иной судья. При каждом следственном судье предусмотрена должность помощника-секретаря, который обязан присутствовать при проведении всех следственных действий.

Следственный судья при осуществлении своих обязанностей не является судьей в собственном смысле этого слова, т. е. он не разрешает уголовные дела по существу, а лишь устанавливает факты, относящиеся к совершенному нарушению уголовного закона и к личности нарушителя. Более того, ему прямо запрещено принимать участие в рассмотрении уголовных дел, которыми он занимался в качестве следственного судьи (ст. 49 УПК Франции)[5].

Следственные камеры организованы в составе апелляционных судов и включают в себя председателя и двух советников, обладающих статусом магистратов. Председатель назначается Президентом (по согласованию с Высшим советом магистратуры) и работает только в данном качестве, советники назначаются Генеральной ассамблеей Апелляционного суда из числа членов этого суда сроком на один год и могут совмещать свою деятельность с работой в качестве обычного судьи[6]. Следственные судебные органы осуществляют квазисудебную деятельность, хотя применительно к следственным камерам она является «более судебной» в связи с возможностью проведения слушаний с участием защитника и прокурора.

  • [1] СРР — Code de Procedure Penale. Сокращенное наименование приводится по: Comparative Criminal Procedure / Eds. J. Hatchard, B. Huber, R. Vogler. L, 1996.
  • [2] Стороны могут договориться о меньшем составе жюри. Кроме того, по некоторым категориям уголовных дел (шпионаж, терроризм, незаконный оборот наркотиков и т. п.) суд ассизов является полностью профессиональным и действует в составе председателя и шести асессоров.
  • [3] О специализированных судах Франции см.: URL: justice.gouv.fr; ccomptes.fr; conseil-etat.fr/
  • [4] О порядке назначения судей см.: Гуценко К. Ф., Головко Л. В., Филимонов Б. А. Указ. соч. С. 304; и др.
  • [5] См. об этом: Дари Ф. Следственный судья и справедливый суд // Юридические и судебные практики: Репрессивная судебная система. Справедливый процесс. Гласность вещных прав на недвижимость: сб. док. франко-рос. сотрудничества. 1998. № 2. С. 167; Гуцеико К. Ф" Головко Л. В., Филимонов Б. А. Указ. соч. С. 344−346.
  • [6] См.: Дари Ф. Указ. соч. С. 169; Гуцеико К. Ф., Головко Л. В., Филимонов Б. А. Указ. соч. С. 346−347.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой