Архитектура Японии второй половины VI-VII вв
К числу древнейших деревянных сооружений Японии относится и пагода ансамбля Хорюдзи — Гондзюното, которая находится в западной части двора и достигает высоты 31,9 м при размерах первого яруса 6,4*6,4 м (рис. 11, 12). Центральный столб из цельного ствола исполинского дерева хиноки диаметром в основании 0,91 м укреплен на каменном фундаменте одним шипом. Крыша четырех ярусов односкатная, пятого… Читать ещё >
Архитектура Японии второй половины VI-VII вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В архитектуре и искусстве этого времени заметно влияние многовековой культуры Китая, которая проникла в Японию вместе с буддизмом через Корею. Влияние китайской архитектуры проявилось не только в храмовой, но и в советской архитектуре. В этот период в Японии впервые появились дворцы, сооруженные на высоких стилобатах (подобно китайским).
Широкое развитие строительства буддийских культовых сооружений относится к VII в., почти все эти деревянные постройки погибли.
Самый ранний монастырь Ситэннодзи в Осака, построенный четвертым императором Ситэнно в 588 г., имел обычный план китайского монастыря, в котором постройки размещались одна за другой по оси юг — север.
В буддийских постройках Японии использована общая композиция храмовых и монастырских ансамблей, планировка и структура отдельных зданий, а так же некоторые детали, формы и конструктивные приемы, свойственные зодчеству Китая. На протяжении веков дерево было главным строительным материалом. Согласно японской теории только архитектурные формы деревянных построек могли наилучшим образом сочетаться с природным окружением. Применение камня как строительного материала началось только в XVI — XVII веках.
Планы построек имели прямоугольное очертание, вход размещался по длинной стороне, структуру здания составлял деревянный остов из наружных и внутренних колонн, связанных балками, поддерживающими крышу. Конструкция крыши в основном состояла из вертикальных и горизонтальных элементов, составляющих единую конструктивную систему с балками и колоннами.
Высокие крыши имели далеко выступающие изогнутые скаты для удаления дождевой воды, поддерживаемые консолями над столбами каркаса и между ними. Благодаря большому весу конструкций крыши японских построек хорошо противостоят сейсмическим разрушениям. Капитальные стены не воздвигались.
В Японии существовало несколько типов крыш (рис. 7): двускатные крыши (киридзума), пирамидальные (хогё) над квадратными постройками, вальмовые над прямоугольными (ситю) и крыши, представляющие собой комбинацию двускатных и вальмовых (иримоя).
В культовом зодчестве применялось черепичное покрытие, однако и широко применялся местный прием покрытия дранкой из коры кипарисового дерева.
С утверждением буддизма в Японии широкое распространение получили деревянные пагоды в виде башенных сооружений, достигающих высоты 30 и даже 50 м. Пагоды строят всегда по одному принципу. Вся конструктивная система состоит из нескольких квадратных в плане ярусов. Последовательно по высоте ярусы уменьшаются в плане, образуя уступы, которые со всех 4х сторон закрываются односкатной крышей (рис. 8).
Каждый ярус состоит из столбов по его периметру, поддерживающих несколько рядов балок, уложенных венцами, и являющихся опорой для следующего яруса. Центральный столб из цельного ствола дерева или из нескольких частей чаще проходит через все ярусы башни и выступает над крышей в виде высокого шпиля, на котором укрепляются 9 колец.
История существования пагод показывает, что они обладают исключительной сейсмостойкостью и устойчивостью против воздействия тайфунов.
Наиболее значительным и сохранившимся архитектурным памятником периода Асука является буддийский ансамбль Хорюдзи, сооруженный около г. Нара в 592 г. В основу первоначального плана с его комплексом отдельных зданий, ворот, галерей и двора с оградой были положены традиции китайской и корейской архитектуры подобного рода. Обычно в таких ансамблях центральная ось располагалась строго с юга на север. Асимметричность расположения и различная высота построек Хорюдзи не нарушают единства всего архитектурного комплекса.
Главное здание (кондо) построено из дерева и стоит на каменном двухступенчатом основании с лестницами (рис. 9, 10, 1). Длина его со стороны входа — 13,9 м, а длина боковых сторон 10,7 м. Высота — 25 м. В центральной части здания против входа на возвышении в виде алтаря установлены статуи божеств. Стены здания украшены стенописью на холсте. В сооружении кондо выдержано архитектурное единство с другими зданиями комплекса Хорюдзи. В архитектуре кондо отражены черты раннего стиля буддийских культовых построек — композиция плана, простота интерьера с его строгими и ясными деталями, логично решены конструктивные задачи, умело сочетается тектоничность с декоративными элементами здания.
К числу древнейших деревянных сооружений Японии относится и пагода ансамбля Хорюдзи — Гондзюното, которая находится в западной части двора и достигает высоты 31,9 м при размерах первого яруса 6,4*6,4 м (рис. 11, 12). Центральный столб из цельного ствола исполинского дерева хиноки диаметром в основании 0,91 м укреплен на каменном фундаменте одним шипом. Крыша четырех ярусов односкатная, пятого яруса пирамидальная. Шестая нижняя крыша перекрывает галерею «мокоси», построенную в XVIII в. В ка? дом из пяти ярусов устроен наружный обходной балкон с легкими ажурными перилами.
Сооружения ансамбля Хорюдзи дают представление и о светских постройках VI — VII вв., т.к. храмы и дворцы мало чем отличались друг от друга.
По своей конструкции и оригинальности композиции особенно интересна пагода храмового ансамбля Якусидзи (рис. 13), первоначально построенного в 680 г. в районе г. Асука, а в 718 г. перенесенного к г. Нара. Построенный здесь вторично в период столичного значения Нара ансамбль Якусидзи повторял первоначальный монастырь, и поэтому его постройки закономерно рассматривать в группе построек, возведенных в Асуке.
Необычайная конструкция пагоды с ее шестью крышами различных размеров лишает башню строгой целостности силуэта, свойственной пагоде Хорюдзи. Центральный столб круглого сечения, составленный из трех частей, имеет диаметр в пяте около 0,9 м. Он свободно проходит через все ярусы и стоит на каменном фундаменте. Высота башни до шпиля 35 м.
Пагода ансамбля храма Якусидзи расположена западнее центральной оси юг — север. Первоначально существовала вторая, аналогичная по форме пагода на восточной стороне. Не существующее сейчас большое здание кондо размещалось на центральной оси. Наличием этих двух пагод ансамбль Якусидзи отличался от Ситоэннодзи и Хорюдзи. Композиция храмового комплекса с двумя пагодами имела свои прототипы в Китае.