Анализ рентабельности деятельности предприятия
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала… Читать ещё >
Анализ рентабельности деятельности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Показатели рентабельности — это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
- q рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);
- q рентабельность производственных фондов;
- q рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).
- 1.Рентабельность продукции.
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
- q рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);
- q общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
- q рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношениечистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
- q рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.
Расчёт данных показателей по ОсОО «Автомаш-Радиатор» представлен в приложении.
Рисунок 2. Изменение показателей рентабельности продукции за предыдущий-отчетный года.
На основе расчётов можно сделать следующие выводы.
- 1. Показатель общей рентабельности за отчетный период вырос с 1,19 в предыдущий до 0,97 в отчетном периоде, то есть увеличился в 5 раз. Это говорит о том, что в отчетном году каждый сом реализации приносил в среднем около 1 тыйына балансовой прибыли. Надо отметить резкое снижение данного показателя по сравнению с предпоследним годом, когда он составлял 23,3% и упал за предыдущий год до 0,19 (т.е. на 23,11%).
- 2. Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также вырос в отчетном году с 0,14 на начало года до 0,8 на конец отчетного периода. Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько возрос. Таким образом, в отчетном году на 1 сом. реализованной продукции предприятие имело лишь 0,8 тыйынов чистой прибыли.
- 3. Рентабельность всей реализованной продукции снизилась за отчетный период на 1% и составила к концу отчетного года 2,6%. Это значит, что в конце отчетного периода каждый рубль реализации стал приносить на 1 тыйын меньше прибыли от реализации.
Как видно из вышесказанного, все показатели рентабельности продукции очень низкие.
В предыдущем году вследствие снижения спроса на продукцию из-за неплатежеспособности большинства потребителей, а также вследствие получения убытков от внереализационных операций показатели рентабельности продукции существенно снизились.
2.Рентабельность вложений предприятия.
Рентабельность вложений предприятия— это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.
Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:
- 1. Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1сом. имущества предприятия, то есть насколько эффекивно оно используется.
- 2. Рентабельность вложений по чистой прибыли;
- 3. Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.
- 4. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.
- 5. Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.
Необходимая информация для расчёта представлена в таблице 3 (См. приложение).
На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что если за 1999 г. все показатели рентабельности вложений ОсОО «Автомаш-Радиатор» упали по сравнению с предпоследним годом, то в отчетном году произошла противоположная ситуация. Все показатели рентабельности вложений увеличились.
Общая рентабельность вложений в предыдущем году упала с 35,8% в предпоследним до 0,26%, в отчетном году возросла до 1,12%. То есть на 1сом стоимости имущества предприятия в отчётном году приходилось 1,12 тый. балансовой прибыли. Значение данного показателя достаточно невелико для такого предприятия, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании активов предприятия в предыдущем-отчетным годах.
На основе данных показателей рассчитываются показатели рентабельности вложений, которые представлены в таблице 16.
Таблица 15. Показатели рентабельности вложения, (%).
Показатели. | Предпос-ледний год. | Преды-дущий. | Отчет-ный. | Откло-нение +/; |
1. Общая рентабельность вложений. | 35,8. | 0,26. | 1,12. | — 0,86. |
2. Рентабельность вложений по чистой прибыли. | 23,6. | 0,002. | 0,93. | +0,928. |
3. Рентабельность собственных средств. | 32,2. | 0,22. | 1,65. | +1,43. |
4. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений. | ; | ; | ; | ; |
5. Рентабельность перманентногоСм. Источнники капитала. | 32,2. | 0,22. | 1,65. | +1,43. |
Рентабельность собственных средств также невысока и в течении предыдущего года упала с 32,2% до 0,22, то есть в 146 раз и в отчетном году увеличилась лишь на 1,43%. Динамика этого показателя за последние годы позволяют сделать вывод о том, что инвестиции собственных средств в производство дали недостаточно хороший результат. Рентабельность перманентного капитала и его динамика аналогичны рентабельности собственных средств, в виду отсутствия долгосрочных заёмных средств.
В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений предприятия находятся на низком уровне, что говорит о недостаточно эффективном вложении средств ОсОО «Автомаш-Радиатор» .
Для повышения рентабельности собственных средств, предприятие может использовать эффект финансового рычага.
Из приведенных выше расчетов видно, что в отчетном году на ОсОО «Автомаш-Радиатор» ЭФР отрицательный, так как дифференциал меньше нуля. Такой эффект дает не приращение, а вычет из рентабельности собственных средств. Для того, чтобы ЭФР стал положительным, а дифференциал больше нуля, необходимо увеличивать экономическую рентабельность. Добиться этого предприятие может либо сдерживая рост активов, либо увеличивая массу прибыли, путем снижения себестоимости продукции; либо стремится ускорить оборачиваемость оборотных средств, что также даст увеличение массы прибыли. Предприятие не использует ЭФР для регулирования (повышения) рентабельности собственных средств, хотя такая необходимость существует.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
- q показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
- q показатели, характеризующие рентабельность продаж;
- q показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):
.
или.
=13 725 636/108454452=0,12%-предыдущий год.
=-674 267/165489804=-0,004%-отчетный период Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого сома, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
или =13 725 636/139719891=0,09%-предыдущий год.
=-674 267/139719891=-0,004%-отчетный период В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Проведем расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию в отчетном году по сравнению с предыдущим способом цепных подстановок. Т.к. предприятие выпускает один вид продукции, то структурный фактор учитываться не будет.
На основе данных вышеуказанных таблиц, составим таблицу 17, в которой покажем влияние каждого фактора на изменение уровня рентабельности.
Таблица 16. Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности производственной деятельности в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Показатель. | Условия расчета. | Уровень рента-бельности, %. | ||
Объем реализации, тыс. шт. | Цена ед-цы продукции, сом. | Себест-ть ед-цы. прод., сом. | ||
Предыдущий год. | 5,30. | 4,40. | 20,70%. | |
Усл. 1. | 5,30. | 4,40. | 25,26%. | |
Усл. 2. | 5,30. | 4,40. | 25,26%. | |
Отчетный год. | 5,30. | 4,40. | 25,26%. |
Изменение уровня рентабельности за счет изменения объема реализованной продукции:
R = Rусл1 — Rпред = 20,26% - 20,70% =- 0,44%.
Изменение уровня рентабельности за счет изменения цены единицы продукции:
R = Rусл2 — Rусл1 = 25,26% - 25,26% = 0.
Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:
R = Rотч — Rусл2 = 25,26% - 25,26% = 0.
Общее изменение уровня рентабельности:
R = Rотч — Rпред = 25,26% - 20,70% = 4,56%.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что увеличение уровня рентабельности произошло в связи с повышением среднего уровня цен. При уравновешивании цены единицы рентабельность остается не изменной .
Рост себестоимости реализованной продукции вызвал снижение уровня рентабельности на 0,06%.
В итоге общее изменение уровня рентабельности в предыдущем году по сравнению с предпоследним составило 4,56%. Т. е. с каждого сом, затраченного на производство и реализацию продукции, предприятие стало получать прибыли на 4,5 тый. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Анализ рентабельности продаж предприятия Детерминированная факторная модель показателя рентабельности продаж, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
В условиях рассматриваемого предприятия, Уровень рентабельности продаж зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия (предприятие производит один вид продукции):
Аналогично тому как это было сделано в п. 3.6.1. составим таблицу 18, где и покажем влияние каждого фактора на уровень рентабельности продаж предприятия.
Таблица 17. Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим
Показатель. | Условия расчета. | Уровень рента-бельности, %. | |
Цена ед-цы прод., сом. | Себест-ть ед-цы продукции, сом. | ||
Предыдущий год. | 5,30. | 4,40. | 17,15%. |
Усл. 1. | 5,50. | 4,40. | 20,16%. |
Отчетный год. | 5,50. | 4,40. | 20,16%. |
Изменение уровня рентабельности продаж за счет изменения цены единицы продукции:
R = Rусл1 — Rпред = 20,16% - 17,15% = 3,01%.
Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:
R = Rотч — Rусл1 = 20,16% - 20,16% = 0.
Общее изменение уровня рентабельности:
R = Rотч — Rпред = 20,16% - 17,15% = 3,01%.
Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора: R = 3,01 + 0= 3,01%
Полученные результаты свидетельствуют о том, что увеличение уровня рентабельности произошло, как и в предыдущем анализе, в связи с повышением среднего уровня цен. При увеличении цены единицы изделия с 5,30 сом. до 5,50 сом. рентабельность продаж повысилась на 3,01%.
Рост себестоимости реализованной продукции на 118,762 тыс. сом. вызвал снижение уровня рентабельности на 0,03%.
В итоге общее изменение уровня рентабельности в предыдущем году по сравнению с предпоследним составило 3,01%. Т. е. с каждого рубля продаж предприятие стало получать прибыли на 3,01 тый. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Проведем анализ рентабельности производственного капитала, исчисляемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов:
Анализ будем проводить аналогично факторному анализу рентабельности в предыдущих пунктах, т. е. методом цепных подстановок.
Таблица 18. Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности производственного капитала в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Показатель. | Условия расчета. | Уровень рента-бельности, %. | ||
Балансовая прибыль, тыс. сом. | Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. сом. | Среднегодовая стоимость остатков оборотных средств. | ||
Предыдущий год. | 12,06%. | |||
Усл 1. | — 674 267. | 14,89%. | ||
Усл 2. | — 674 267. | 16,57%. | ||
Отчетный год. | — 674 267. | 16,51%. |
Изменение уровня рентабельности производственной деятельности за счет изменения величины балансовой прибыли:
R = Rусл1 — Rпред = 14,89% - 12,06% = 2,83%.
Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой стоимости ОПФ:
R = Rусл2 — Rусл1 = 16,57% - 14,89% = 1,68%.
Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой стоимости остатков оборотных средств:
R = Rотч — Rусл2 = 16,51% - 16,57% = -0,06%.
Общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности:
R = Rотч — Rпред = 16,51% - 12,06% = 4,45%.
Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:
R = 2,83 + 1,68 +(-0,06) = 4,45%.
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
- 1. Наибольшее увеличение уровня рентабельности производственной деятельности произошло в связи с повышением величины балансовой прибыли. При увеличении величины прибыли на 417,55 тыс. сом. уровень рентабельности увеличился на 2,83%.
- 2. За счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ на 1499,41 тыс. сом. уровень рентабельности увеличился на 1,68%.
- 3. Увеличение среднегодовой стоимости остатков оборотных средств на 48,9 тыс. сом. привело к уменьшентю рентабельности за счет влияния этого фактора на 0,06%
В итоге общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности в предыдущем гоу по сравнению с предпоследним годом составило 4,45%. Т. е. с каждого сома стоимости ОПФ и ОС, предприятие стало получать прибыли на 4,45 тый. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим.