Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Зарубежный опыт. 
Адаптация персонала в системе УП

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди наиболее просвещенных представителей бизнеса общепризнано следующее положение: для того, чтобы управление персоналом было эффективно, необходимо уделять внимание адаптации служащих и моральному состоянию в той же мере, что и производительность труда. Некоторые руководители склонны считать, что адаптация работников лежит вне сферы их ответственности, но и они понимают, что душевное здоровье… Читать ещё >

Зарубежный опыт. Адаптация персонала в системе УП (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интересен в отношении адаптации опыт Японии. Система подготовки кадров здесь отличается большой спецификой. Учащиеся японской школы до перехода на вторую ступень среднего образования (10−12 классы) практически не могут получить какой-либо профессиональной подготовки, т. е. большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то во всяком случае без какого-либо свидетельства о присвоении квалификации. Это, однако, мало смущает руководство японских компаний. Профессиональная подготовка в фирмах — неотъемлемая часть японской системы управления кадрами. Руководство компаний стремится привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о неиспорченности, отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятие в данной корпорации. Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки — адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода — двух месяцев. Особое внимание в социальной и профессиональной адаптации в японских фирмах отводится программам воспитания корпоративной культуры организации, ее имиджу, воспитанию гордости за свою компанию, корпорацию. Это так называемый «корпоративный дух» фирмы или компании. Он воспитывается через систему приобщения работника к делам фирмы, к ее атмосфере, задачам и миссии. Каждая компания имеет свою форму рабочей одежды, девиз, нередко гимн. Постоянно внедряются целенаправленные ритуалы, всевозможные собрания, конференции. Заметную роль в этом играют ветераны компаний, умельцы, воспитатели. В Японии во время адаптации большинство новых рабочих и служащих несколько месяцев проходят подготовку по специально разработанной фирмой программе. Обучение построено таким образом, чтобы развивать мощный корпоративный дух уже на этапе специального обучения и участвовать в обсуждении проблем и задач подразделения. Более того, многие молодые рабочие и служащие в течение нескольких лет после поступления на работу живут в общежитиях фирмы.

Углубленные программы адаптации работников применяются на средних и крупных фирмах США. В процессе их проведения участвуют как менеджеры по управлению персоналом, так и линейные менеджеры. На малых предприятиях программа адаптации проводится менеджером-практиком, иногда с включением работника профсоюза, используются самые различные программы — от программ, предусматривающих, в основном, устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками. В формальных программах адаптации часто используют аппаратуру, слайды, фотографии.

В Германии имеется «Закон о правовом режиме предприятия», который требует от работодателя ознакомления нового сотрудника с условиями работы и с будущей сферой его деятельности, а также представление его будущим коллегам по работе. Работник должен знать режим и условия труда и свои обязанности. Для этого используются собеседования. Новичок знакомиться с правилами, процедурами. Он получает наставления со стороны старших по должности и др.

Опыт российских компаний показывает, что адаптационный период для новых сотрудников в зависимости от их должности может составлять от месяца до полугода. В некоторых компаниях адаптационный период приравнивается к испытательному сроку, то есть трем месяцам, разрешенным ТК РФ.

Один из самых длительных сроков установлен в Швеции, где работника проверяют на профпригодность в течение полугода. Самое непродолжительное испытание установлено для рабочих в Бельгии — 7−14 дней. Согласно проведенному консультантами исследованию, 48% российских компаний устанавливают срок испытания в один месяц, 16,8% - в два, 31,7% - в три; 3,2% работодателей не имеют заранее точно установленного срока испытания и назначают его в зависимости от результатов собеседования с кандидатом.

Американские исследователи утверждают, что время, необходимое для того, чтобы сотрудник начал работать в полную силу, составляет 8 недель для менеджеров младшего звена, 20 недель — Для среднего и более 26 — для топ-менеджера. Определяя продолжительность адаптационного периода, важно помнить, что три месяца — немалый период, и если в течение этого времени от сотрудника нет отдачи, то какой результат вряд ли будет приемлем для компании. Хотя в тоже время этот срок может оказаться недостаточным для успешной «социализации», то есть процесса усвоения новичком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему стать полноправным членом коллектива. В любом случае необходимо помнить, что адаптация — не однодневное мероприятие, а многоступенчатый процесс, занимающий длительное время.

Среди наиболее просвещенных представителей бизнеса общепризнано следующее положение: для того, чтобы управление персоналом было эффективно, необходимо уделять внимание адаптации служащих и моральному состоянию в той же мере, что и производительность труда. Некоторые руководители склонны считать, что адаптация работников лежит вне сферы их ответственности, но и они понимают, что душевное здоровье человека имеет значение не только для него самого, но и для интересов компании и общества в целом. Независимо от того, осознают или нет руководители важность адаптации служащих и психологического климата, сами служащие вкупе с профсоюзами совершенно согласны с тем, что нельзя терпеть услоия труда, вредно влияющие на адаптацию к работе и на психологический климат. Всегда найдутся работодатели, заинтересованные в добрых и эффективных взаимоотношениях и способные создать приятную и побуждающую к труду обстановку.

Придается большое значение человеку и его личной жизни — тому, что нечасто получает необходимый для эффективного управления персоналом объем вниания и понимания. Для обсуждения предлагаются следующие темы:

  • · Проблемы адаптации работников;
  • · Признаки эмоциональных проблем;
  • · Собеседование с работниками;
  • · Формирование хорошего психологического климата;
  • · Диагностика психологического климата.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой