Лекция 11. Экономические аспекты комплексного освоения георесурсов недр Юга России (2 часа)
Маркетинг — это комплексная система действий, ориентированная на удовлетворение потребностей покупателя и получение прибыли от производства и сбыта продукции или от предоставления тех или иных услуг. При комплексном освоении георесурсов возникают новые взаимоотношения между горным производством и средой, в которой оно функционирует. Эти отношения должны строиться на следующих принципах: Выбору… Читать ещё >
Лекция 11. Экономические аспекты комплексного освоения георесурсов недр Юга России (2 часа) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Геолого-экономическая оценка месторождений. Прогноз развития минерально-сырьевой базы Юга России на ближайшие годы.
Современная идеология освоения природных минерально-сырьевых и энергетических ресурсов недр и техногенно воспроизводимых иных георесурсов при разработке угольных месторождений должна предусматривать создание многопрофильных и многоцелевых горных предприятий. Такие предприятия должны не только вести добычу и переработку угля при экономически оправданной полноте извлечения запасов, комплексного осваивать сопутствующие полезные ископаемые и компоненты, но и воссоздавать новые виды георесурсов и сохранять недра для последующего использования в целях жизнеобеспечения общества.
Экономические оценки технологических процессов утилизации отходов — горного и обогатительного производства, облагораживания сбрасываемых жидких и газообразных отходов, инженерного обустройства создаваемого в недрах выработанного пространства в общем виде подчиняются тем же закономерностям: зависимость затрат от объемов производства и качества получаемой продукции; рост суммарных объемов продукции в зависимости от полноты извлечения полезного ископаемого и сопутствующих компонентов из недр и из добытой горной массы.
Выбору направления должен предшествовать анализ эффективности технологий использования сырья данного вида и маркетинговые исследования, определяющее потребность в той или иной продукции.
Удельные затраты во многом связаны с величиной объема производства. Так, анализ работы угольной промышленности нашей страны за период 1980 — 1990 гг. показал, что с увеличением производственной мощности шахт, т. е. объема производства себестоимость добываемого интенсивно снижается, а производительность труда рабочего растет.
Диаграммы изменения себестоимости добычи угля (а) и производительности труда рабочих по добыче (б) в зависимости от производственной мощности шахты.
Такой же динамики изменения затрат и доходов следует ожидать и в случае диверсификации производства за счет комплексного освоения ресурсов. Действительно, расширение номенклатуры готовой продукции и сличение общей массы полученных ценностей требует увеличения капитальных и текущих расходов. Но вследствие существенно более низких темпов изменения условно-постоянных расходов рост суммарных затрат на производство готовой продукции может быть менее интенсивным, чем рост получаемых ценностей. Соотношение затрат и доходов будет зависеть от качественных и количественных характеристик используемых ресурсов, от объемов и технологии производства и от ценности готовой продукции.
При комплексном освоении георесурсов возникают новые взаимоотношения между горным производством и средой, в которой оно функционирует. Эти отношения должны строиться на следующих принципах:
¦ рациональное использование георесурсов при разработке месторождения или его части в пределах горного отвода, воспроизводство новых видов ресурсов;
¦ производство продукции и предоставление услуг, отвечающих рыночному спросу;
¦ обеспечение рентабельности производства, технической и экологической безопасности деятельности предприятия.
¦ сохранение недр в целом и внешней природной и техногенной среды как комплексного ресурса жизнеобеспечения общества.
Таким образом, при рациональном комплексном освоении георесурсов горнодобывающее предприятие становится многопрофильным по своей структуре и многоцелевым по видам выпускаемой продукции и предоставляемым услугам.
Маркетинг — это комплексная система действий, ориентированная на удовлетворение потребностей покупателя и получение прибыли от производства и сбыта продукции или от предоставления тех или иных услуг.
Маркетинговые исследования, связанные с задачами комплексного освоения георесурсов, проводятся с целью изучения рыночной среды преимущественно в пределах региона, но для основной продукции и особо ценных товаров и за его пределами. Эти исследования позволяют связать имеющиеся ресурсы предприятия и его производственные и финансовые возможности с конкретными направлениями развития технологической схемы, ориентированными на запросы потенциальных партнеров.
Для угольной продукции направления реализации, как правило, могут считаться в основном сложившимся. Речь должна идти о стабилизации производства и улучшении качества пр…