Политика в области управления
Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся «собственной канцелярии» царя Ковальченко И. Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в.М., 1967. Она была учреждена ещё Павлом I и при Александре I выполняла функции личной канцелярии императора для рассмотрения прошений на «высочайшее имя». Николай I уже в первый год своего царствования существенно расширил состав, размеры… Читать ещё >
Политика в области управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления.
Последовательное Проведение принципа централизации рассматривалось как важнейшее средство укрепления самодержавия и противодействия расшатывающим его устои процессам.
При Николае I создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны. В практике управления последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения.
В духе самодержавных начал и централизации управления Николай I стремился укрепить режим личной власти — сосредоточив в своих руках решение как общих, так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующие министерства и ведомства. При нём вошло в практику для решения того или иного важного вопроса создавать многочисленные секретные комитеты и комиссии, находившиеся под его непосредственным ведением. Компетенция Сената и Государственного совета при Николае I была существенно ограничена, так что они низводились до уровня «дополнения» к разросшейся бюрократической машине.
Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся «собственной канцелярии» царя Ковальченко И. Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в.М., 1967. Она была учреждена ещё Павлом I и при Александре I выполняла функции личной канцелярии императора для рассмотрения прошений на «высочайшее имя». Николай I уже в первый год своего царствования существенно расширил состав, размеры и функции этой канцелярии, подразделив ее на отделения и придав ей значение высшего органа управления государством.
Прежняя, «александровская», канцелярия стала первым отделением. В обязанности его входило представлять царю поступающие на его имя бумаги и исполнять его, личные повеления и поручения. Второе отделение (кодификационное, учрежденное 4 апреля 1826 г.) занималось переданными в его ведение делами александровской «Комиссии о составлении законов». Кодификация (упорядочение) законодательства проводилось под руководством М. М. Сперанского. М. М. Сперанский к этому времени отошел от либеральных убеждений и стал убежденным сторонником монархии.
М.М. Сперанский проделал титанический труд и в 1830 г. представил государю 45 томов «Полного Собрания Законов Российской Империи», в котором заключалось более 30 тыс. законов, изданных в хронологическом порядке начиная с 1649 до воцарения Николая I. Через 3 года появился «Свод Законов Российской Империи» в 15-ти томах, в котором в систематическом порядке были изложены действующие законы. «Свод» был разослан во все правительственные учреждения и поступил в продажу. Предполагалось, что теперь любой человек в своей деятельности мог ими руководствоваться.
Созданное 3 июля 1826 г. третье отделение стало органом высшей полиции. В обязанность его входил надзор за законностью и порядком в управлении и в общественной жизни. В 1828 г. в связи с кончиной императрицы Марии Федоровны (матери Николая I) было учреждено четвертое отделение, которое заменило ее канцелярию, созданную в 1797 г. Павлом I для управления учебными, воспитательными и благотворительными учреждениями. Затем были учреждены два временных отделения: в 1835 г. пятое — для подготовки реформы в государственной деревне, преобразованное в 1837 г. в Министерство государственных имуществ, и в 1843 г. шестое — для управления присоединенными к России территориями Кавказа.
Прерогативы III отделения были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за «неблагонадежными» лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о «расколе», наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей «ложных слухов» и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений и перлюстрацией частных писем, осуществляло надзор за действиями администрации.
Это был орган осведомления царя обо всех «происшествиях» в Российской империи. Николай I внимательно читал доклады и донесения начальника III отделения. Деятельность III отделения породила широкую практику доносов. III отделение имело свою сеть тайных агентов, а в 40-х годах создает тайную агентуру за рубежом для слежки за русскими эмигрантами. Под ее бдительным наблюдением находились издатели русской зарубежной прессы князь В. В. Долгоруков, А. И. Герцен и Н. П. Огарев.