Разработка эргономичного интерфейса
По возможности следует избавляться от большого количества форм (окон) при проектировке интерфейса. Чем больше форм, тем сложнее воспринимать информацию и определить принадлежность функций окна к функциональности программы в целом. Дополнительные возможности стоит встраивать в уже существующие формы, избегая создания новых. На сегодняшний день технологии программирования предоставляют богатый… Читать ещё >
Разработка эргономичного интерфейса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из наиважнейших этапов проектирования интерфейса является выбор цветовой гаммы графических элементов интерфейса пользователя. Яркие и вызывающие цвета будут затруднять восприятие информации пользователем, и отвлекать его от рабочего процесса в целом. Такой выбор цветов будет способствовать снижению работоспособности человека и быстрее вызовет усталость и раздражение. Эти факторы напрямую повлияют на результат работы и увеличат частоту допущения ошибок пользователем. Выбор спокойных и нейтральных цветов поможет сконцентрироваться на работе и продлит высокую работоспособность пользователя за счёт снижения зрительного напряжения. Допускается цветовое группирование некоторых логических элементов интерфейса в одну подгруппу. Разграничение элементов с помощью цвета увеличит скорость ознакомления пользователя с интерфейсом. Визуально разбитая на группы информация поможет избежать необходимости запоминать, какая часть графического интерфейса за что отвечает. В этом случае также важно соблюдать выбор цветовой палитры.
Зрительное напряжение можно снизить с помощью правильной работы со шрифтами, которые используются в графическом интерфейсе пользователя. Мелкие и нечитабельные шрифты вызовут трудности в восприятии информации пользователем. Изучение всех надписей в процессе поиска необходимой пользователю функции отнимает большое количество рабочего времени, а также вынуждает сильно напрягать зрение. Ввиду этого, очень важно подбирать удобно читаемые шрифты и выбирать максимально допустимый интерфейсом размер шрифта. Не рекомендуется набирать надписи исключительно заглавными буквами, так как восприятие информации, набранной таким способом, значительно затрудняется («СОХРАНИТЬ В БАЗУ ДАННЫХ»). Для выделения надписи и привлечения внимания пользователя лучше воспользоваться присвоением шрифту атрибута «жирный» или изменить стандартный цвет шрифта, но таким образом, чтобы текст легко читался на собственном фоне («Сохранить в базу данных», «Сохранить в базу данных»).
При проектировании графического интерфейса пользователя важно заранее спланировать, какими функциями человек будет пользоваться чаще остальных. Те элементы интерфейса, с которыми будут взаимодействовать большую часть рабочего времени, стоит сделать крупнее, чем менее значительные, и расположить их настолько близко друг к другу, насколько это допустимо. Такой подход к проектированию интерфейса позволит сократить механическую работу пользователя по перемещению контроллера — мыши. Благодаря этому достигается снижение напряжения руки пользователя.
Функциональность элементов интерфейса должна быть максимальной. По возможности стоит объединить несколько операций программы в одну функцию, которая будет вызывать посредством нажатия одной кнопки. Сокращение кликов по управляющим элементам интерфейса также сокращает механическую работу, выполняемую пользователем, и увеличивает скорость работы в программе.
По возможности следует избавляться от большого количества форм (окон) при проектировке интерфейса. Чем больше форм, тем сложнее воспринимать информацию и определить принадлежность функций окна к функциональности программы в целом. Дополнительные возможности стоит встраивать в уже существующие формы, избегая создания новых. На сегодняшний день технологии программирования предоставляют богатый инструментарий для решения данной проблемы. Такие элементы как: выпадающие списки, всплывающие окна (формы внутри форм), «аккордеоны» позволяют добавить функциональность в рамках одной формы, но информируют пользователя в момент необходимости пользователем данных функций.
В интерфейсе программы обязательно стоит предусмотреть так называемую «защиту от дурака» (анг. «mistake-proofing»). Защита от дурака — защита предметов пользования (в особенности, техники), программного обеспечения от очевидно неверных действий человека, как при пользовании, так и при техническом обслуживании или изготовлении. Как известно, людям свойственно ошибаться и это стоит учитывать при проектировании интерфейса. Программа должна обладать различными системами проверки вводимых пользователем данных. В случае ввода некорректных данных об этом обязательно необходимо уведомлять пользователя, чтобы объяснить, в чём заключается ошибка. Эта проверка защитит вашу систему от неоперабельных данных, а пользователь будет работать внимательнее.
В случае если в интерфейсе предусмотрены управляющие элементы, которые выполняют функцию, приводящую к необратимым или тяжело обратимым последствиям, при работе с таким элементом стоит выводить диалоговое окно с вопросом о подтверждении действий пользователя. Диалоговое окно предотвратит выполнение функции в случае непреднамеренного нажатия на элемент графического интерфейса. Это избавит от необходимости совершать откат данных, что может являться довольно длительной и трудоёмкой процедурой.
При использовании диалоговых окон следует придерживаться всех правил, описанных выше. Также стоит уделить особое внимание формулировке текста диалогового окна. Нечёткая и непонятная формулировка текста диалога может привести к неправильному толкованию информации пользователем и ввести его в заблуждение. В таком случае пользователь может выполнить заведомо неверное действие, что также негативно отразится на результате работы. Пользователь может обратиться к справке или в техническую поддержку. И то, и другое отнимет определённое количество времени и заметно снизит скорость работы.
При проектировании интерфейса также стоит добавить функцию обработки «горячих клавиш». Сочетание клавиш (горячая клавиша) — разновидность интерфейса взаимодействия с вычислительной системой, представляющая собой нажатие клавиши (или сочетания клавиш) на клавиатуре, которому назначено некое действие — команды, исполняемые данной системой. Как правило, частично дублирует интерфейс меню или кнопок и служит для значительного ускорения работы, также — увеличения количества возможных действий, выполняемых с помощью клавиатуры.
Добавление обработки таких клавиш как: «escape», «enter», «delete» значительно увеличит производительность работы пользователя в системе. Как правило, значения этих клавиш в программном обеспечении унифицировано и воспринимается пользователем на интуитивном уровне. «Escape» — отклонить, «enter» — принять, «delete» — удалить. Если в интерфейсе предусмотрены функции, к которым пользователь будет часто обращаться, рекомендуется добавить горячую клавишу для её обработки. Опытные пользователи смогут сократить время работы с программой, а старая система выполнения функций с помощью нажатия на кнопку будет поддерживаться.
Вывод
Эргономика графического интерфейса пользователя является одним из ключевых факторов результативной и качественной работы пользователей в системе. Хорошо разработанный интерфейс предоставляет пользователям комфортные условия для работы и расширяет круг людей, которые могут пользоваться таким программным обеспечением. Это особенно важно, поскольку даже на сегодняшний день есть много людей, являющихся неуверенными пользователями ПЭВМ. Качественная эргономика, простота и наглядность интерфейса позволяют работать с ним таким людям. Это отчасти решает кадровый вопрос. Соблюдение норм проектировки интерфейса программы позволяет снизить риск ошибок пользователя, увеличить его работоспособность и способствует меньшему расходу сил пользователя при работе с таким графическим интерфейсом. Это выгодно как для пользователя, так и для работодателя.