Риски кредитных организаций возникающие при предоставлении услуг, связанных с электронным банкингом
Новые проекты в сфере электронный банкинга, которые могут оказать значительное влияние на конфигурацию банковского риска и реализацию принятой стратегии, должны рассматриваться на заседаниях совета директоров и правления и подвергаться глубокому стратегическому анализу и детальной оценке с точки зрения соотношения ожидаемых затрат и результатов. После завершения проектов следует проводить… Читать ещё >
Риски кредитных организаций возникающие при предоставлении услуг, связанных с электронным банкингом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Переход к электронному способу ведения бизнеса — одна из самых ярких современных тенденций в банковском деле. Развитие новых технологий ведет к кардинальному изменению соотношения между различными видами риска, с которым сталкиваются банки. Эта проблема привлекла к себе пристальное внимание международных финансовых организаций, центральных банков развитых стран и крупнейших рейтинговых агентств.
Первое фундаментальное исследование провел Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчетов (Банк международных расчетов (БМР) в Базеле создан в 1930 г. по Гаагскому соглашению о германских репарациях. БМР — орган консультаций и сотрудничества центральных банков, который ведет исследовательскую работу, координирует системы банковского надзора и является источником чрезвычайных кредитов центральным банкам. В настоящее время право голоса на общих собраниях имеют 50 центральных банков и иных центральных финансовых органов, а на последнем таком собрании — в нюне 2001 г. — присутствовали представители 107 организаций. Базельский комитет по банковскому надзору при БМР создан в 1974 г.) В ноябре 1999 г. была создана рабочая группа по электронным банковским услугам (результатом ее деятельности стали два доклада). На основе выводов этой группы Базельский комитет совместно с Банком международных расчетов приняли в мае 2001 г. важный рекомендательный документ: в нем были определены ключевые категории рисков и зафиксированы основные принципы управления рисками, которых следует придерживаться банкам, развивающим бизнес в новой сфере.
Стремительное развитие электронного способа проведения операций безусловно оказывает серьезное влияние на весь банковский бизнес. Поэтому, выделяются следующие основные тенденции, набирающие силу в результате прогресса информационных технологий.
- 1. Ускоряется стандартизация предлагаемого клиентам сервиса и используемых финансовых инструментов. В результате рынок банковских услуг становится все более похожим на рынки товаров массового производства, т. е. на нем открываются новые возможности реализации экономии на масштабах. В то же время следует отметить, что процессы стандартизации проявляются гораздо слабее в областях ипотечного кредитования и доверительного управления активами, для которых необходимо серьезное консультирование; подобные услуги в обозримом будущем потребуют сохранения филиальной сети. Поэтому сейчас доминирует концепция интегрированной модели — банков, построенных по принципу clicks-and-bricks («щелчки мышкой» как символ Интернета и «кирпичи» как обозначение традиционной экономики) и поддерживающих взаимодействие с клиентами по многим каналам.
- 2. Формируются новые сферы приложения банковского капитала, позволяющие получать «экономию на разнообразии», т. е. вести перекрестные продажи и таким образом укреплять приверженность (лояльность) клиентов. К этим сферам, связанным прежде всего с включением банков в межкорпоративный сегмент электронной коммерции (сегмент «бизнес — бизнес», или В 2 В), относятся: организация удостоверяющих центров по выпуску сертификатов и подтверждению подлинности электронной цифровой подписи; создание электронных систем предъявления счетов к оплате, взаимодействующих с электронными системами оплаты повторяющихся счетов (автоматизация биллинговых процедур); участие в функционировании онлайновых бирж и торговых площадок в качестве партнера, обеспечивающего финансовую сторону Интернет-торговли; разработка собственных систем веб-закупок оборудования и материалов и оказание подобных услуг своим клиентам и т. п.
- 3. Расширяется доступ к наиболее перспективным индивидуальным клиентам (имеющим достаточно высокие уровень образования и размер доходов).
- 4. Деятельность банков концентрируется на тех направлениях, которые относятся к области их ключевой компетенции (посредством кооперации со многими партнерами в процессе создания и функционирования крупных веб-порталов и передачи технически сложных разработок внешним исполнителям).
- 5. Развиваются методы систематического анализа больших массивов клиентских данных, позволяющие выявить персональные особенности поведения клиентов (при осуществлении платежей, внесении средств в депозиты, инвестировании в ценные бумаги, обращении за ссудами и т. д.), значительно повысить точность присваиваемого кредитного рейтинга и выстроить схему индивидуального банковского обслуживания с глазу на глаз. Накопленная банками клиентская информация становится очень ценным стратегическим активом, нередко именно из-за обладания этими сведениями тот или иной банк становится объектом поглощения, в том числе и со стороны нефинансовой группы.
Перевод банковского дела в электронное измерение обусловливает модификацию классической взаимосвязи между ростом концентрации капитала и ослаблением конкуренции, причем оказываемое воздействие весьма неоднозначно. Развитие электронного банкинга приносит значительные выгоды в первую очередь крупным банкам. Они получают возможность привлечь многих клиентов из сферы малого и среднего предпринимательства, традиционно тяготевших к малым и средним банкам (так как уменьшаются удельные расходы на обработку клиентской информации, необходимую для присвоения кредитного рейтинга). Следует подчеркнуть, однако, что этот эффект наиболее заметен в отношении стандартных ссуд (транзакционного типа). Что же касается иных видов кредита, базирующихся на тесных взаимоотношениях между банком и клиентом, то здесь указанная закономерность действует гораздо слабее. Далее, именно крупные банки обладают серьезными финансовыми ресурсами, необходимыми для комплексного внедрения новейших информационных технологий (особенно таких затратных инструментов, как электронные решения для управления взаимоотношениями с клиентами). Кроме того, они способны гораздо быстрее окупить расходы на подобные проекты, поскольку могут распределить их на множество клиентов, за счет чего повышение тарифов окажется незначительным. В то же время более широкие финансовые возможности крупного бизнеса не означают получения столь же масштабных преимуществ в уровне эффективности. Исследователи отмечают, что в 1990;е гг. в банковской сфере выявился своеобразный парадокс: интенсивность вложений в информационные технологии увеличивалась быстрее, чем производительность труда.
В своих документах Базельский комитет по банковскому надзору выделяет следующие категории риска, свойственные банковскому бизнесу: системный; стратегический; кредитный; стразовый; рыночный; процентный; риск ликвидности; валютный; операционный; правовой; репутационный.
На мой взгляд, развитие электронного доступа к услугам банков не приводит к появлению каких-либо новых рисков, происходят лишь сдвиги в конфигурации банковского риска, т. е. в его внутренней структуре.
Исходя из отмеченных выше особенностей электронного банкинга, можно указать на следующие направления изменений в сфере банковского риска:
- · сильная зависимость от прогресса информационных и коммуникационных технологий приводит к резкому усилению стратегического и операционного рисков;
- · динамичность развития, отражающаяся в сокращении инновационных циклов (с точки зрения как финансовых инструментов, так и банковских технологий) обусловливает повышение значения стратегического риска;
- · рост ориентированности на потребности клиентов в связи с уменьшением информационных асимметрий (неравномерности распределения информации между банками и клиентами) ведет к увеличению правового и репутационного рисков;
- · обострение конкуренции в банковском бизнесе влечет за собой повышение общего уровня системного риска;
- · выход за пределы отдельных национальных рынков и за пределы финансового сектора в целом означает усиление акцента на межстрановом и межсекторном аспектах банковского риска.
Кроме того, в настоящее время та сфера информационных технологий, которая связана с банками, характеризуется достаточно высокой неопределенностью. Это касается технологической основы всех основных направлений банковской деятельности:
- · внутренних бизнес-процедур (среди множества электронных решений в таких областях, как бухгалтерский и операционный учет, документооборот, системы оценки кредитоспособности и доходности и т. п., необходимо выбрать те, которые не окажутся через несколько лет тупиковыми и несовместимыми с другими платформами);
- · управления отношениями с клиентами в целях укрепления их лояльности (требуется обеспечить клиентам возможность использования различных электронных средств взаимодействия с банком — мобильных телефонов, интерактивных телевизионных устройств, электронных органайзеров и др., окончательные перспективы применения которых остаются неясными);
- · работы с электронными финансовыми инструментами и платежными/расчетными системами (их развитие, по сути, только начинается и оценка таящегося в них потенциала является настоящим искусством).
Поэтому ответственность банковских топ-менеджеров за правильную оценку стратегического риска, контроль за его уровнем и мониторинг связанных с ним изменений весьма велики.
Следующая категория риска, привлекающая пристальное внимание специалистов, — операционный риск, т. е. вероятность образования убытков/недополучения прибылей вследствие сбоев в выполнении каждодневных, рутинных банковских операций. Применительно к электронному банкингу выделяются три главные зоны операционного риска:
- Ш функционирование системы безопасности;
- Ш привлечение сторонних организаций к предоставлению некоторых видов электронных банковских услуг (аутсорсинг);
- Ш освоение новых технологий сотрудниками банка.
В первом случае речь идет о том, что возможны нарушения в процессах электронного хранения, передачи и обработки информации (искажение, уничтожение, перехват данных или злоупотребление ими в результате технических неполадок, действий хакеров, ошибок или мошенничества персонала и клиентов) и отказы в функционировании банковских информационных систем (возникновение перегрузок из-за недостаточной мощности компьютерно-программных комплексов и целенаправленных атак на веб-серверы в форме лавин фальшивых запросов).
Вторая потенциально подверженная операционному риску сфера становится в последнее время весьма значимой. Предоставление ИТ-интенсивных банковских услуг через специализированные фирмы (в первую очередь банки сотрудничают с компаниями по разработке прикладных программ) позволяет сократить инвестиционный бюджет и избежать найма дорогостоящих специалистов, что особенно важно для небольших финансовых учреждений. В то же время банки становятся в определенной степени зависимыми от подобных партнеров, а общий уровень банковского обслуживания начинает определяться результатами работы нескольких, нередко никак не связанных между собой компаний, сотрудники которых могут и не обладать достаточными знаниями о специфике банковского дела.
Сложность положения усугубляется тем, что привлеченные к оказанию услуг фирмы могут передать выполнение каких-либо функций на субподряд, в том числе и за границу. Кроме того, узость круга контрагентов, имеющих достаточный уровень квалификации, повышает степень концентрации риска.
Наконец, ускорение процесса модернизации информационных систем повышает требования к адаптационным способностям персонала банков и увеличивает опасность возникновения трудностей при переходе ко все более сложным интегрированным электронным решениям. Довольно часто внедрение более «умной» и производительной технологии оборачивается для работников и клиентов банков если не хаосом, то значительными проблемами.
Немалое значение в новых условиях приобретает правовой риск, возникающий вследствие нарушения законов и директив регулирующих органов, а также недостаточно четкого определения прав и обязанностей контрагентов. Юридические реалии оформляются медленнее, чем экономические, и это расхождение особенно заметно в такой динамичной сфере, как электронный банкинг. Можно отметить следующие специфические для электронного банковского сервиса аспекты правового риска:
- · не во всех странах приняты законы об электронной подписи и о действительности договоров, заключаемых электронным способом;
- · в разных государствах неодинаково трактуется вопрос о подлежащей лицензированию банковской деятельности (например, надзорные органы могут потребовать получения лицензии от веб-сайта, рекламирующего услуги банка на том языке, который используется в данной стране, причем даже в том случае, когда до реальных операций дело еще не дошло);
- · возникают особые требования к соблюдению принципа «знай своего клиента», законодательно внедряемого в банковский бизнес в рамках борьбы с легализацией преступных доходов и терроризмом;
- · банкам становится труднее обеспечить диктуемый законом уровень защиты персональной клиентской информации (особенно если сайт банка связан с сайтом — агрегатором электронного финансового супермаркета);
- · банки, организовавшие удостоверяющие центры по выпуску сертификатов и подтверждению подлинности цифровой подписи, могут быть привлечены к юридической ответственности, если при использовании данных сертификатов участвующие в сделке стороны понесут убытки.
В эпоху быстрого развития электронного сервиса репутационный риск, реализующийся в сокращении клиентуры, оттоке вкладов, сбросе банковских акций вследствие формирования устойчивого негативного общественного мнения о деятельности банка, связан, прежде всего, с теми нарушениями в обслуживании клиентов, которые входят в указанные выше три зоны операционного риска. Особенность нового способа предоставления услуг состоит в том, что в условиях непосредственного Web-взаимодействия с клиентами сведения о возникновении сбоев в осуществлении электронных операций становятся известны практически сразу и распространяются гораздо быстрее, чем раньше.
Репутационный риск может существенно увеличиться, если информация о наличии таких проблем, предоставляемая публике, окажется недостаточной и/или несвоевременной, а также, если плохо организован диалог с вкладчиками и заемщиками по электронной почте. В период привыкания к новым технологиям клиентура проявляет особую нервозность по отношению к любым событиям — не исключено, что риск данной категории у того или иного банка станет весьма заметным просто потому, что хакеры взломали сайт другого банка, предоставляющего те же или сходные онлайновые услуги.
Конечно, с появлением электронного банкинга изменяются и другие отдельные категории риска — кредитный, процентный, валютный и т. д. Так, использование «мягких» процедур дистанционной оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков или приобретение электронных денег у недостаточно надежного эмитента могут привести к повышению кредитного риска. Риск ликвидности и валютный риск становятся весьма актуальными для банков, осуществляющих значительные операции с цифровой наличностью, а рыночный риск требует особого внимания со стороны банков, развивающих программы секьюритизации ссуд через Интернет.
Однако такого рода перемены не являются кардинальными и уступают по своему значению описанным выше сдвигам, происходящим в сферах стратегического, операционного, правового и репутационного рисков — именно на этих направлениях и должно концентрироваться управление рисками в современных коммерческих банках. Поэтому Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчетов сформулировал 14 принципов управления рисками в сфере электронных банковских услуг. Свод этих правил не является обязательной для исполнения директивой, однако де-факто все солидные банки в развитых странах соблюдают данные требования. Принципы управления рисками сгруппированы в три крупные категории.
А. Надзор со стороны высшего руководства банка (принципы 1−3). Прежде чем банк начнет предоставлять клиентам электронные услуги, совет директоров и правление должны принять четко сформулированное стратегическое решение по этому вопросу. Следует согласовать планы развития данного направления с общекорпоративными стратегическими задачами, провести анализ рисков и разработать мероприятия по их мониторингу и снижению, а также разработать принципы непрерывной оценки эффективности веб-сервиса.
1. Создание эффективной системы наблюдения за операциями, совершаемыми электронным способом.
Новые проекты в сфере электронный банкинга, которые могут оказать значительное влияние на конфигурацию банковского риска и реализацию принятой стратегии, должны рассматриваться на заседаниях совета директоров и правления и подвергаться глубокому стратегическому анализу и детальной оценке с точки зрения соотношения ожидаемых затрат и результатов. После завершения проектов следует проводить их ретроспективный анализ. Руководство банка не имеет права приступать к электронному обслуживанию клиентов, не обеспечив необходимого уровня квалификации менеджеров и персонала в сфере новых технологий, в том числе и в тех случаях, когда для проведения тех или иных операций привлекаются сторонние организации. Управленческий надзор должен быть предельно динамичным и способным незамедлительно и эффективно реагировать на любые проблемы; для этого необходимо создать систему оповещения руководящих органов о возникновении инцидентов в рассматриваемой области. Совет директоров и правление обязаны добиться интеграции процесса управления рисками в сфере онлайновых услуг в общий механизм управления банковскими рисками. Комплекс вопросов, связанных с электронным выходом за границу, требует особого внимания руководства.
2. Внедрение всесторонней процедуры контроля над поддержанием необходимого уровня информационно-технологической безопасности.
Обеспечение сохранности банковских активов — одна из важнейших обязанностей, возложенных на директоров и топ-менеджеров. Для выполнения этой задачи нужно сосредоточить усилия на следующих ключевых направлениях: назначение конкретных лиц (иных, нежели аудиторы), несущих ответственность за положение дел в данной области; формулировка жестких правил, позволяющих следить за попытками вторжения в коммуникационные сети и предотвращать несанкционированный доступ (как физический, так и в рамках регистрации входа) к компьютерной технике, программному обеспечению для веб-транзакций и базам данных; регулярный пересмотр мер по обеспечению безопасности с целью внедрения новейших технологических достижений и своевременной модернизации используемых программ.
3. Организация режима тщательного слежения за взаимодействием с партнерами, привлекаемыми к предоставлению отдельных видов электронных банковских услуг.
Руководящим органам банка следует осуществлять постоянную оценку и переоценку уровня сотрудничества со специализированными сервис-провайдерами. При этом члены совета директоров и правления должны четко осознавать связанные с аутсорсингом риски; в обязательном порядке проводить предварительный анализ степени профессионализма и финансового положения предполагаемых контрагентов; точно формулировать пределы ответственности обеих сторон при заключении контрактов (особенно по порядку предоставления информации); установить практику проведения периодических аудиторских проверок в отношении переданных на сторону систем и операций и включить их в действующую систему управления рисками; разработать план мероприятий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в деятельности привлеченных к оказанию электронного сервиса партнеров [5].
Б. Обеспечение безопасности в сфере информационных технологий (принципы 4−10). Если высшее руководство банка определяет общую политику в области информационно-технологической безопасности, то непосредственным построением соответствующих систем занимаются специалисты среднего звена, чье внимание сосредоточено на реализации следующих принципов.
4. Аутентификация клиентов, пользующихся электронными каналами обслуживания.
Аутентификация означает идентификацию клиента (удостоверение подлинности лица, совершающего онлайновую транзакцию) в сочетании с авторизацией (установление легитимности доступа данного лица к банковскому счету или наличия у него права на проведение операций по счету). Она осуществляется посредством персональных идентификационных номеров (ПИНов), паролей, смарт-карточек, биометрики (сканирования лица и радужной оболочки глаз, отпечатков пальцев, анализа голосовых данных и т. п.) и сертификатов цифровой подписи на базе инфраструктуры открытого ключа. Многофакторная аутентификация (с использованием нескольких методов) обеспечивает более высокий уровень защиты, что особенно важно при распространении электронных банковских услуг на иностранных клиентов. Аутентификационные базы данных необходимо ограждать от подделок, искажений и хищений, а попытки подобных действий — обязательно документировать. Любые изменения в эти базы следует вносить исключительно с санкции соответствующего источника. Подключение к системам электронный банкинга должно тщательно контролироваться (чтобы предотвратить замещение прошедших аутентификацию клиентов третьими лицами), а в случае срыва веб-сеанса нужно проводить повторную аутентификацию.
5. Недопущение отказа от обязательств по онлайновым транзакциям и строгая ответственность за их проведение.
В настоящее время наиболее надежным способом избежать недобросовестного сторнирования электронных сделок является использование сертификатов цифровой подписи на базе инфраструктуры открытого ключа, в рамках которой каждый контрагент имеет свою пару ключей (шифров). Посредством секретного ключа генерируется цифровая подпись и зашифровывается текст, а с помощью открытого ключа (парного к секретному) осуществляется расшифровка и проверка подлинности документа. Банк может сам стать удостоверяющим центром по выпуску сертификатов или прибегнуть к услугам независимых центров (в последнем случае необходимо выбирать такие организации, которые обеспечивают тот же уровень аутентификации, что и банк).
6. Разграничение функций, выполняемых банковскими служащими при работе в системах электронный банкинга, с базами данных и приложениями.
Нельзя предоставлять одному лицу или сервис-партнеру права на инициирование, авторизацию и завершение транзакции. Разные сотрудники должны заниматься подготовкой информации (например, содержания веб-сайта) и проверкой ее целостности, а также разработкой и администрированием систем электронного сервиса, причем следует обеспечить невозможность обойти принцип разграничения функций в этих системах.
7. Эффективный контроль над процедурами авторизации и получения доступа в системы электронный банкинга, базы данных и прикладные программы.
Главное в организации такого контроля — гарантировать сохранность баз данных, в которых хранится информация о правах на авторизацию и доступ к проведению тех или иных операций. Для этого используются те же методы, что и при защите аутентификационных баз данных.
8. Обеспечение целостности данных по операциям и записям в сфере онлайновых услуг.
Все осуществляемые в рамках банковского интернет-сервиса процессы должны быть устроены таким образом, чтобы достигалась повышенная устойчивость транзакций и записей к хищениям и искажениям и имелась практически полная гарантия того, что любые несанкционированные изменения не останутся незамеченными. Целостность данных необходимо контролировать особенно тщательно в периоды модернизации используемых в банке компьютерных систем и программ.
9. Точный учет транзакций, совершаемых электронным способом.
Критически важным представляется учет в следующих областях: открытие, изменение и закрытие клиентского счета; проведение операции, отражающейся на состоянии банковского баланса; разрешение превысить ранее оговоренный с клиентом лимит: предоставление, модификация или аннулирование права на доступ в систему электронный банкинга.
10. Сохранение конфиденциальности ключевой банковской информации.
Все конфиденциальные данные и записи должны быть защищены во время передачи по открытым, закрытым и внутрибанковским коммуникационным сетям и доступны только лицам, агентам и системам, имеющим соответствующие полномочия и прошедшим процедуру аутентификации. Используемые банком стандарты по обеспечению конфиденциальности следует распространить и на сторонние организации, привлекаемые к оказанию электронных услуг. Все случаи доступа к такого рода данным и записям необходимо регистрировать, а регистрационным файлам нужно придать повышенную устойчивость к хищениям и искажениям [5].
В. Управление правовым и репутационным риском (принципы 11−14).
11. Раскрытие необходимой информации относительно электронного банковского сервиса на веб-сайте банка.
Нужно указать следующие сведения: название банка и местонахождение его штаб-квартиры и филиалов; название надзорного органа, контролирующего деятельность головного офиса; контактная информация относительно банковского центра по обслуживанию клиентов; порядок подачи жалоб; порядок получения информации о страховании депозитов; прочие необходимые сведения (например, перечень стран, в которых предоставляется электронный сервис).
12. Предотвращение несанкционированного доступа к клиентской информации.
Стандарты использования информации о клиентах, накапливаемой банком в процессе оказания онлайновых услуг, должны соответствовать всем требованиям законодательства тех государств, на которые распространяется веб-обслуживание. Сервис-провайдерам, с которыми сотрудничает банк, также следует придерживаться этих стандартов. Банк обязан дать своим вкладчикам и заемщикам право запретить передачу сведений о себе третьим лицам, желающим использовать их в маркетинговых целях.
13. Содержание систем электронного банкинга в постоянной эксплуатационной готовности.
Требуется обеспечить необходимые мощности для электронного сервиса и его непрерывное функционирование, а также разработать комплекс мер на случай возникновения чрезвычайного положения. На критически важных направлениях развития онлайновых услуг должны проводиться постоянные оценки и переоценки имеющихся мощностей и разрабатываться прогнозы их динамики в будущем. Системы следует периодически испытывать на устойчивость к стрессовым ситуациям.
14. Создание эффективного механизма реагирования на неожиданные инциденты в форме внешних и внутренних атак на системы, электронный банкинг.
Для улаживания тех или иных происшествий в банке должны быть разработаны планы действий в следующих областях: немедленное выявление кризисной ситуации и определение размеров угрозы: восстановление электронных систем (в том числе и тех, что переданы внешним исполнителям) в соответствии с различными сценариями развития событий (включая оценку вероятности разных вариантов); взаимодействие с участниками рынка и средствами массовой информации; уведомление руководства банка и государственных регулирующих органов; формирование команд специалистов с особыми полномочиями и порядка подчиненности сотрудников, задействованных в ликвидации проблем; своевременное снабжение всех заинтересованных сторон необходимыми сведениями в продолжение всего инцидента; сбор и хранение данных для анализа кризиса после его завершения и наказания виновных [5].
Как считает Базельский комитет по банковскому надзору, предложенные им базовые принципы должны помочь банковским учреждениям распространить существующие в них процедуры контроля рисков на деятельность в области электронного банкинга, к которому по существу свелась вся банковская деятельность с началом внедрения банками своих автоматизированных систем. Предложенные им принципы управления рисками «не трактуются как абсолютные требования или даже как наилучшая практика». Однако, считается, что «установление детальных требований к управлению рисками в сфере электронного банкинга может оказаться непродуктивным, так как они вполне могут быстро устаревать из-за скорости изменений, вызванных инновациями в технологиях и обслуживании клиентов» .
Кроме того, «Комитет осознает, что профиль риска у каждого банка свой и требует уточненного подхода к ослаблению рисков, соответствующего масштабу операций в части электронного банкинга, материальности наличных рисков, а также желанию и возможностям учреждения управлять этими рисками». Это подразумевает, что «единый» подход к решению вопросов управления рисками в области электронного банкинга может оказаться непригодным. Технические решения, естественно, определяются самими банковскими учреждениями, поскольку речь идет о технологических вопросах, но также и некими «органами стандартизации» .