Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Справочные правовые системы (СПС) , их назначение и место в информационном обеспечении деятельности юриста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационные базы фирмы «Гарант» содержат свыше 150 тыс. документов. Правовые базы и справочники составляют справочную правовую систему «Гарант». Федеральное законодательство представлено в универсальных и специализированных правовых базах. Универсальная база — «Законодательство России». Такой порядок дает возможность не только просто и эффективно обновлять информационный банк пользователя… Читать ещё >

Справочные правовые системы (СПС) , их назначение и место в информационном обеспечении деятельности юриста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научный центр правовой информации (НЦПИ) Министерства юстиции РФ, продолжая обеспечивать правовой информацией высшие органы власти и управления в качестве национального центра, представляет информацию пользователям СНГ, Совета Европы и ООН.

Созданная в НЦПИ база «Эталон» представляет собой полнотекстовую базу данных с действующими официальными редакциями текстов нормативных актов и развитым поисковым аппаратом.

Информационная база СПС «Эталон» содержит более 45 тыс. документов. Информация в ней обновляется дважды в неделю. Законодательные акты не позже чем через неделю со дня принятия включаются в систему и немедленно становятся доступными пользователям, работающим в удаленном режиме. Одна из задач этой СПС — обеспечение нормативной информацией правоприменительной и правотворческой деятельности государственных органов субъектов Федерации.

В состав информационной базы СПС «Эталон» входят: [7].

  • * действующие нормативные акты бывшего СССР (с 1922 г.);
  • * нормативные акты представительных и законодательных органов РФ, Президента и Правительства РФ, принятые начиная с 1990 г., а также все ранее принятые, в которые внесены изменения;
  • * общеобязательные нормативные акты министерств и ведомств, прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РФ;
  • * нормативные акты межгосударственного характера СНГ;
  • * правовые акты мэрии и правительства Москвы.

Поиск документов возможен по тематическому рубрикатору, по реквизитам, по названию, по фрагменту текста.

Среди негосударственных компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис» созданное в 1990 г. В практической и научной деятельности «Гаранта» неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.

Сегодня «Гарант-Сервис» — это высокотехнологичное и наукоемкое производство со штатом более 300 человек в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Общее число работников предприятия — свыше 2 тыс. человек. [2].

Нормативные акты поступают в «Гарант» непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Государственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и других официальных источников.

Информационные базы фирмы «Гарант» содержат свыше 150 тыс. документов. Правовые базы и справочники составляют справочную правовую систему «Гарант». Федеральное законодательство представлено в универсальных и специализированных правовых базах. Универсальная база — «Законодательство России». Такой порядок дает возможность не только просто и эффективно обновлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.

Комплекты поставки системы «Гарант»: [3].

  • * «Гарант-Практик», «Гарант-Классик», «Гарант-Универсал»;
  • * «Гарант-Профессионал», «Гарант-Мастер»;
  • * «Гарант-Максимум».

Система «Гарант» формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В систему входят банковское, таможенное, жилищное, земельное законодательство, уголовное и административное право, международное право (Россия—СНГ), судебная и арбитражная практика. Такой порядок дает возможность не только просто и эффективно обновлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.

Информационная база «Российское законодательство» представлено в сети Интернет бесплатно. Агентство REUTER каждую неделю транслирует новости российского законодательства, поступающие из сети «Гарант».

Как и большинство СПС, «Гарант» предоставляет возможность осуществлять поиск документов по реквизитам, тематике, фрагментам текста. Существенной особенностью «Гаранта» является разработанный экспертами фирмы собственный рубрикатор, озаглавленный «Поиск по ситуации». Названия разделов этого рубрикатора не используют профессиональную лексику, что позволяет легко находить нужную информацию людям, не имеющим юридическое образование.

При поиске по ситуации используются специальные способы предварительной обработки документов, такие как тематическая подборка документов, регламентирующих сходные вопросы, составление перечня документов, на которые ссылается данный документ или, наоборот, которые содержат ссылку на конкретный документ. В случае поиска по ситуации пользователь получает не ответ на вопрос, а подсказку, как решить его проблему.

Система имеет развитый сервис работы с документами: сохранение тематических списков, создания Закладок в тексте документа, экспорт фрагментов текста в MS Word. [4].

Компании, выпускающие СПС с автономной информационной базой, в качестве основной формы распространения правовой информации выбрали автономные правовые базы данных на CD. Такие СПС значительно дешевле, но они имеют менее развитый сервис и периодичность тиражирования дисков — один раз в месяц или один раз в квартал. К СПС второй группы относятся «Ваше право» (ИСТ), «Помощник бухгалтера» (ЦКР) и др.

Интересное решение предлагают разработчики систем «1С: Гарант», создавая интегрированные системы с бухгалтерскими программами. Такие системы позволяют осуществлять контекстный поиск в базе СПС. Формирование запроса происходит автоматически на основании открытого в основной программе документа. Например, если открыт документ расчета налога с дохода сотрудника, то при вызове контекстной справки будут выведены тексты НПА по расчету этого налога.

Одним из признанных лидеров на российском рынке СПС является «Консультант Плюс». Акционерное объединение «Консультант Плюс» объединяет 300 региональных информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям. Информационные ресурсы «Консультант Плюс» — более 340 тыс. документов. Объединение обслуживает более 105 тыс. пользователей, из них 20 тыс. в органах государственной власти. В его составе работают 10 тыс. сотрудников Технология «Консультант Плюс» позволяет обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат. В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов. Региональные информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка координационного центра сети по системе электронных телекоммуникаций. [3].

Пользователю пополнение доставляется либо через интернет, либо курьером регионального центра. Центральное место в семействе систем «Консультант Плюс» по Федеральному законодательству занимает СПС «Консультант Плюс: Версия ПРОФ».

Этот продукт рассчитан как на профессиональных юристов, так и на специалистов других специальностей, нуждающихся в правовой поддержке. Одним из приоритетных направлений работы сети «Консультант Плюс» является сотрудничество с правотворческими органа-ми. Эффективность и надежность сервиса и технологии «Консультант Плюс» позволяет обслуживать органы власти и управления вплоть до местного уровня, в том числе в самых удаленных регионах России. Кроме того, установлены коммерческие и научные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и организаций, разработана уникальная технология представления русскоязычной Правовой информации в сети Интернет Характерной чертой команды «Консультант Плюс» является непрерывное совершенствование системы, упрощение языка запросов, система обучения пользователей, работа с региональными.

Технология работы в среде «Консультант Плюс» близка к другим современным СПС. Как и во всех правовых системах, в ней присутствуют атрибутный, тематический виды поиска, поиск по ситуации и контексту. Для упрощения диалога с пользователем эти виды поиска достаточно часто скомбинированы в одной карточке запроса.

В основе атрибутного поиска лежит возможность приписать документам, помещенным в информационный банк, атрибуты. При этом каждый документ имеет несколько независимых друг от друга атрибутов. Все атрибуты делятся на обязательные и специальные, постоянные и временные. [5].

Например, к обязательным атрибутам относятся: тип документа, принявший орган, дата принятия и т. п. Специальные атрибуты необязательны и свойственны только некоторым документам из всего массива информации, например присвоение тому или иному документу атрибута «тематика» довольно субъективно. Временные атрибуты изменяются с течением времени, например «действие документа».

Атрибутный поиск наиболее эффективен, если точно или частично известно, какие документы и материалы нужны и где они находятся.

Тематический поиск наиболее удобен при поиске документов по интересующему вопросу. Этот вид поиска основан на том, что все документы, помещенные в систему, отнесены разработчиками к соответствующей тематике. При этом тематический классификатор имеет иерархическую структуру, так что, перемещаясь с тематики более высокого уровня на тематику более низкого и постепенно уточняя запрос, можно перейти к соответствующему перечню интересующих документов.

В контекстном поиске карточка запроса позволяет составлять сложные контекстные запросы с использованием в поисковой фразе логических операторов и операторов расстояния, гибко комбинировать поисковые атрибуты, вводить в запрос несколько значений атрибутов, устанавливая логическое условие поиска: «или», «и», «ни одного из выбранных».

Большим достижением разработчиков является естественный язык контекстного поиска. Это мощное средство поиска в условиях, когда вы затрудняетесь точно сформулировать контекстный запрос, не знаете конкретных значений атрибутов или вас просто интересует вся содержащаяся в базе данных информация по какой-либо проблеме. При этом сам запрос может быть сформулирован в произвольной форме, например в виде законченного предложения или словосочетания. СПС проанализирует запрос, произведет морфологический разбор. В результате в информационное окно будет выведен список документов, удовлетворяющих поисковому запросу и отсортированных в порядке убывания весового коэффициента документа.

СПС предоставляет возможность эффективно работать с любым из этих видов поиска. Каждый вид поиска имеет свои достоинства и недостатки, преимущества и ограничения при использовании. Оптимальный же результат может быть получен только при сочетании различных видов поиска и их параллельном применении.

«Консультант Плюс» имеет дополнительные сервисные возможности, заключающиеся в: [5].

  • * создании постоянных подборок документов по какой-либо проблеме;
  • * установке закладок в тексте, что удобно при работе с большими документами;
  • * наличии гипертекстовых связей между документами, которые позволяют переходить из одного документа в другой;
  • * экспорте документов в другие программные пакеты, например MS Word и Ехсеl.

Эти и подобные им процедуры значительно облегчают работу пользователя с СПС, повышают эффективность ее использования.

АРМ Юрист («Интралекс»).

Объединение «Интралекс» появилось на рынке СПС в 1990 г. с поисковой системой для профессионалов ЮСИС (Юридическая Справочная Информационная Система).

АРМ «Юрист» совмещает в себе хорошо организованную поисковую систему и средства аналитической работы над правовой проблемой. Сетевая версия продукта дает великолепные возможности обмена наработками внутри рабочей группы.

Методологической основой проекта является сочетание теоретических требований правовой науки к обеспечению качества правовой нормы и правового акта со средствами автоматизированной информационной системы, что позволяет выстроить организационную и логическую структуру работы с текстом акта на более высоком уровне аналитики и оценки результата. При этом обеспечивается учет специфики НПА, его цели, назначения и места в структуре действующего законодательства.

Прикладная система АРМ «Юрист», гибко адаптируемая под цели и задачи конкретного пользователя, является существенно продвинутым программным продуктом. В данном случае на основе ее технологий можно формировать организационно-методическую модель, которая позволит творчески работать с текстом проекта на различных стадиях его прохождения, а также проводить экспертизу акта. В итоге в рамках системы создается макет для поэтапной работы с текстом проекта нормативного акта.

Система включает средства для проведения правовой и лингвистической экспертизы, что позволят избежать наиболее часто встречающихся нормотворческих ошибок как на этапе предварительного рассмотрения проекта НПА, так и на этапах первого, второго и третьего чтений в законодательном (нормотворческом) органе.

Методика работы с текстом НПА по такой технологии позволяет фиксировать каждый шаг проектировщика (разработчика), обеспечить его имеющимися средствами системы, сбалансировать действия на уровне нормы, статьи, части акта и акта в целом по определенным параметрам. Это существенно влияет на повышение качества проекта на этапах представления в соответствующие структуры законотворческой деятельности.

Функциональная часть проекта реализуется в модельной папке «Разработка и экспертиза проекта НПА» непосредственно в АРМ «ЮРИСТ» и включает все этапы и шаги работы с текстом, начиная с технического задания и концепции НПА и заканчивая его полным текстом, предназначенным для представления в соответствующий орган законодательной власти. [2].

В основе лежит дерево целей, выстраиваемое с учетом особенностей работы с проектом акта, которое может быть скорректировано по усмотрению разработчика-пользователя с учетом особенностей нормотворческих процедур и конкретных задач.

Разработчики комплекса учитывают, что использование автоматизированных технологий при подготовке первичного текста НПА не завершает цикла работ по проекту. Как известно, этот этап имеет продолжение в стадиях одобрения проекта заказчиком, правительством или иным субъектом законодательной инициативы, продолжается и на стадиях обсуждения проектов в комитетах, на парламентских чтениях, в печати и, наконец, в Государственной Думе. Проект постоянно изменяется и совершенствуется или теряет свою первичную направленность и содержание.

Система предоставляет следующие возможности:

постановка и регистрация задачи в отдельных папках;

сохранение аналитических результатов работы над каждой проблемой;

регистрация окончательного решения по данной проблеме, вместе со всей информацией, положенной в основу этого решения;

обмен информацией между отдельными папками, в том числе с другими специалистами и организациями.

Разработка нормативно-правовых актов, юридических документов ведется в системе с использованием универсальных компьютерных технологий, в которые без перепрограммирования интегрируются традиционные приемы и методы анализа и систематизации законодательства.

Аналитическая работа ведется на рабочем столе программы, а разработка отдельных правовых направлений и задач ведется в специальных папках. Папка представляет собой совокупность материалов, сформированных пользователем (автором папки) в процессе проводимого им исследования в определенной области. Одновременно, созданные пользователем папки обеспечивают систематизированное хранение всех результатов его работы по родовому признаку.

Каждая папка может содержать части. Часть папки отражает конкретное направление в области исследования, проводимого в рамках папки. Вместе с тем, часть папки обеспечивает системное хранение результатов работы по видовому признаку.

Любая часть папки может содержать список документов, имеющих отношение к направлению исследования проводимого для части, а также набор компонентов аналитики: [4].

Закладки в текстах — именованные ссылки на фрагменты текстов документов;

Условия запроса списка, наиболее эффективные запросы на поиск;

Важные ссылки;

Примечания к этим компонентам и к самой части, как промежуточные результаты исследований, зафиксированные автором.

Для папки в целом набор аналитики дополняется такими компонентами как:

Примечание к папке, авторские заключения, выводы, рекомендации, предложения и т. п.

История просмотров;

Ретроспектива запросов, перечень всех использованных условий поиска;

Опорные слова, перечень слов, характеризующих изучаемую проблему в данной папке, которые используются для анализа текстов;

Портфель, текущий список рабочих документов;

Конспект, текст с текущими результатами работы;

Протокол, текущий список документов, созданных в рамках данной проблемы.

Кроме того, в папке можно сформировать любую Подборку компонентов аналитики из самой папки и всех ее частей.

Компоненты аналитики папки могут быть сгруппированы по признаку присутствия в их названии определенного текстового или цифрового фрагмента. Этот режим можно использовать для систематизации компонентов аналитики не только по типу (закладки, примечания …), но по видовому признаку, отражающему содержательную часть компонента (противоречия, неурегулированность, превышение полномочий в ранее принятых актах и т. п.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой