Предложения по формированию единого образа территорий АртКвартала
Говоря о месте и значении креативных индустрий в этой задаче, необходимо обозначить, что отдельная трансформация территорий, примыкающих к креативным кластерам, не окажет соответствующего воздействия непосредственно на образные представления горожан. Креативные индустрии оказываются не артикулированными как в физических характеристиках, так и в образных представлениях. Соответственно, и работа… Читать ещё >
Предложения по формированию единого образа территорий АртКвартала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Последняя из определённых задач — нивелирование «противостояния», которое сейчас ощущается между описанными вернакулярными районами — «Курской» и «Бауманской». Так, горожане, живущие или работающие в районе «Бауманской», не желают расширять собственный пространственный ареал, будучи уверенными, что в районе «Курской» их ничего не может заинтересовать, а прогулка доставит лишь неприятные впечатления. Другие же, хорошо знакомые с «Курской» и знающие ее особенности, стараются максимально ограничить свое пребывание и возможные взаимодействия с территорией. Фактически, основная задача этого тапа состоит в «объединении» этих территорий, причем как физическими методами, так и нематериальными. Рассмотрим возможности развития каждого из них.
Как упоминалось ранее, основной границей, разделяющей эти два района, причем как географически, так и в пространственных представлениях служит железная дорога курского направления. Лишь узкие переходы, тоннели и мосты соединяют две территории друг с другом. Очевидно и то, что эту данность, с учетом необходимости сохранения всего существующего функционала, почти невозможно изменить. Однако уже сейчас принимаются попытки по благоустройству этих маргинальных зон — достаточно вспомнить Троицкий путепровод, расписанный уличными художниками и активистами и превращенный самостоятельный арт-экспонат, предваряющий вход в ЦСИ «Винзавод». Одно из наиболее актуальных преобразований — благоустройство бывшей территории завода «Арма», в последние годы превращенной из креативного кластера в бизнес-центр. Нижний Сусальный переулок, не входивший в территорию комплекса, был, однако, реконструирован компанией-застройщиком, так как, именно он исполняет роль основного связующего звена между станцией метро и комплексом, встречая и направляя потоки посетителей. На этом примере отчетливо видно, что выгода от подобных преобразований касается не только муниципалитета, но и частных застройщиков.
Оглядываясь на опыт развитых стран и глобальных городов, в качестве удачного примера можно привести популярную в США, Канаде и Великобритании практику бизнес-инициатив по улучшению районов города Business Improvement Districts [Электронный ресурс] // Социологический энциклопедический словарь (англо-русский). — Режим доступа: http://gufo.me/content_socenk/business-improvement-districts-21 466.html (BID, Business Improvement District) для каждого из районов города. Ее суть заключается в том, что частные бизнесы, расположенные на заданной территории, платят дополнительный налог в муниципальную казну, средства от которого расходуются на благоустройство окружающей территории. При этом под благоустройством в данном случае понимаются различные городские услуги и сервисы, которые чаще всего вызывают недовольство горожан и частных предпринимателей — уборка улиц и вывоз мусора, дорожные работы, обустройство общественных пространств, маркетинг территорий. Все вместе это позволяет улучшить не только окружающую среду, но и значительно повысить рыночную привлекательность района. Чаще всего подобные организации являются некоммерческими, либо действуют в формате государственно-частного партнёрства, деятельность которых регулируется советом, состоящим из владельцев недвижимости, предпринимателей и муниципальных чиновников, позволяя, таким образом, соблюсти интересы различных целевых групп.
Можно предположить, что формирование аналогичной структуры целесообразно и на рассматриваемой территории. Особенно эффективно это могло бы выглядеть на участках, примыкающих к существующим креативным кластерам — с одной стороны, наложив на арендодателей дополнительные траты, однако, тем самым, привлекая дополнительные потоки посетителей. Кроме того единая концепция благоустройства (однако уникальная для конкретного района) и комплексная маркетинговая стратегия позволили бы связать рассматриваемые территории и в образно-пространственных представлениях горожан.
Очевидно, что для формирования единого образа необходимо существенно снизить влияние негативных образов территорий, прилегающих к Курскому вокзалу. Понятно и то, что Курский вокзал как объект общегородского значения, генерирующий ежедневно пассажиропоток в 205 тыс. чел., в данном случае должен восприниматься как константа, в отношении которой возможны лишь незначительные изменения. Нам видятся возможными два направления развития задачи по снижению негативного образа. Первое — благоустройство прилегающих территорий, разделение потоков пассажиров, генерируемых как станциями метро, так и вокзалом и торговым центром «Атриум». Концентрация этих мест на одной достаточно небольшой территории приводит к их переполненности, из-за чего у посетителей отсутствует чувство безопасности и комфорта. Можно предположить, что организация дополнительной мелкой торговли на территории вокзала поможет снизить потоки, перемещающиеся между ним и торговым центром — в случае транзитных пассажиров.
Второе возможное направление трансформаций, способствующее созданию единого образа — формирование новых пространственных доминант, способных своими яркими, запоминающимися образами затмить существующие негативные. Здесь важно отметить, что зачастую информантам свойственно акцентирование своего внимания, именно на негативных факторах и, как следствие, и конструирование соответствующих пространственных образов. Очевидно, что все вокзалы, отождествляются с шумом, суетой, большими скоплениями людей и этот образ будет сложно перебороть, даже в случае значительных пространственных трансформаций. Однако, возможно, совместно с продвижением новых доминант с явно положительными характеристиками, существующее напряжение удастся несколько снизить.
Безусловно, работа по выявлению, становлению и популяризации новых пространственных символов должна проводится отдельно (за рамками настоящего исследования), с глубоким погружением в существующих контекст территории, ее специфику и культурную идентичность. Однако уже сейчас можно предложить несколько направлений возможного развития. Так, например, эта территория обладает редкой для Москвы концентрацией озелененных территорий — сад. им. Баумана, парк усадьбы Усачевых-Найденовых. Уникальность заключается и в том, что эти камерные парки расположены вдоль одной из самых оживлённых магистралей города — Садового кольца, предоставляя, с одной стороны, доступность для посетителей, и комфорт и уединенность с другой. Вместе с предложенной выше трансформацией набережных Яузы, они могли бы создать «зеленый клин» парковых территорий, становясь новыми центрами притяжения, как для жителей и работников, так и, возможно, для туристов.
Фактически рассматриваемая территория оказывается зажатой между двумя достаточно похожими друг на друга районами, центрированными станциями метро «Китай-Город» и «Бауманская». Безусловно, они значительно различаются по историческом контексту, периоду становления и прочим характеристикам, однако морфология застройки, масштаб улиц — словом, все то, из чего во многом складываются пространственные образы — оказываются весьма похожими. И если с территориями «Бауманской» рассматриваемый район разделяет железная дорога, то от Китай-Города горожан отделяет шумное Садовое кольцо. Возможно, проводимая в рамках городской программы «Моя улица» Описание проекта «Моя улица» [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Москвы. — Режим доступа https://www.mos.ru/city/projects/mystreet/ реконструкция Садового кольца сделает эту магистраль более комфортной для пешеходов, а новые наземные переходы будут способствовать укреплению связи с центральными (в пределах Садового Кольца) территориями. Таким образом, территории, примыкающие к Курскому вокзалу, престанут восприниматься в качестве узкого замкнутого коридора, а возьмут на себя роль значимого распределительного узла, позволяющего своим посетителям добраться до наиболее привлекательных мест города.
Можно было бы предположить, что существенным потенциалом к становлению в качестве новых пространственных доминант обладают креативные кластеры, реализуя, таким образом, одну из основных задач своего развития. Не раз упомянутая их высокая концентрация именно на рассматриваемых территориях, могла бы способствовать созданию полноценного центра креативных индустрий. Однако, очевидно, что доминанты, призванные «перетянуть» на себя внимание горожан, должны быть доступны и интересны не ограниченной группе людей, а большим массам совершенно разных социальных страт. Возможно именно в этот момент креативным кластерам, являющимся частными инициативами, нужна поддержка города и его ресурсы. Сегодня единственным общегородским мероприятием, связанным с самими кластерами и привлекающим на их территорию значительное число посетителей, служит «Ночь в музее». Можно предположить, что мероприятия, приводящиеся в рамках празднования других городских праздников (особенно в Басманном районе), могли бы быть связанными с самими кластерами — проводиться на их территории, либо с привлечением резидентов. Однако до тех пор, пока соответствующий диалог полностью отсутствует, превращение кластеров в яркие доминанты районного или общегородского значения невозможно.
Таким образом, существующий образ всего АртКвартала размыт и невнятен. Это происходит и из-за негативного восприятия таких пространственных доминант как Курский вокзал и, как следствие, снижения значимости прочих, и из-за отсутствия внимания к локальным деталям и местным особенностям. Предложения, приведенные в этой главе, различны по масштабу и необходимым затратам (временным, финансовым, ресурсным), однако их объединяет общая цель — трансформация и видоизменение сложившегося к настоящему моменту образа исследуемого района.
Говоря о месте и значении креативных индустрий в этой задаче, необходимо обозначить, что отдельная трансформация территорий, примыкающих к креативным кластерам, не окажет соответствующего воздействия непосредственно на образные представления горожан. Креативные индустрии оказываются не артикулированными как в физических характеристиках, так и в образных представлениях. Соответственно, и работа с ними должна вестись по двум направлениям. С одной стороны, необходима общая популяризация этого сектора экономики и производимым им продуктов среди горожан, причем направленная не на расширение географического охвата аудитории, а на качественное изменение и расширение ее состава. С другой стороны, трансформации образа на физическом уровне будет способствовать повышение интенсивности использования территории и расширение спектра поведенческих моделей горожан. Обращаясь к описанным методам, можно предположить, что в результате их применения современные московские креативные кластеры наконец-то раскроют заложенный в них потенциал и смогут по праву стать мощными драйверами развития всей территории.