Особые виды освещения
При подсвечивании здания иногда более яркой подцветкой выделяют от дельные наиболее интересные и эффектные его части, что способствует созданию световой контрастности в пределах освещаемого здания, усиливая общее впечатление от вечернего облика здания и окружающего его ландшафта. Примерам светового подчеркивания части сооружения может служить подсвечивание Спасской башни Московского Кремля. При… Читать ещё >
Особые виды освещения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К особым видам освещения относятся освещение архитектурных ансамблей и отдельных объектов, памятников и скульптур, декоративное освещение зеленых насаждений, водоемов и фонтанов, а также световая реклама и временно действующее иллюминационное освещение. В вечерней панораме города большую роль может играть подсвечивание архитектурных ансамблей, зданий, монументов. Такое подсвечивание дает возможность подчеркнуть доминирующие в городском ландшафте здания и сооружения, сделать вечерний силуэт города более впечатляющим. Подсвечивание зданий и других сооружений может быть общее заливающим светом или контурное, когда подчеркиваются линии контура зданий. Контурное подсвечивание применяется главным образом при иллюминациях во время празднеств, когда сочетают лилиминирование многих площадей и улиц города с массовым подсвечиванием зданий, монументов, мостов, фонтанов и т. д.
При подсвечивании здания иногда более яркой подцветкой выделяют от дельные наиболее интересные и эффектные его части, что способствует созданию световой контрастности в пределах освещаемого здания, усиливая общее впечатление от вечернего облика здания и окружающего его ландшафта. Примерам светового подчеркивания части сооружения может служить подсвечивание Спасской башни Московского Кремля. При таком подсвечивании сильно выделяются верхняя часть башни с часами и рубиновая звезда на шпиле.
Яркое освещение старинных башенных часов создает большой эффект на фоне ночного неба. Архитектурные ансамбли и отдельные здания обычно подсвечиваются посредством прожекторов, устанавливаемых вне освещаемого объекта, а при подсвечивании отдельных частей здания — и на самом освещаемом объекте. Прожекторы и другие источники света размещают скрыто и таким образом, чтобы их потоки света не нарушали нормальной картины уличного освещения, не создавали ослепляющего воздействия на водителей транспорта и пешеходов. Организация системы освещения различных по своему назначению и значимости архитектурных ансамблей и отдельных объектов требует использования самых разнообразных приемов освещения, большого диапазона и широкого применения цвета, причем система освещения должна быть рассчитана на восприятие объекта с различных точек, на разных расстояниях и при разной скорости движения наблюдателя (пешехода или пассажира). Подсвет памятника, монумента, скульптуры должен подчеркивать их идейно-художественные и пластические особенности и не искажать форм. Объект нужно освещать одновременно с нескольких сторон, если он просматривается с разных позиций, и направленным интенсивным единичным световым потоком, если он виден, с одной стороны. Степень их освещенности выбирается в зависимости от используемого при их создании материала, яркости фона окружающего пространства, а также расстояния, с которого они рассматриваются. В случаях, если сложно обеспечить достаточную яркость всего объекта или возникающие тени искажают его формы, иногда следует использовать прием высвечивания главных пластических линий. Однако при этом в любом случае необходимо освещать всю поверхность объекта. Для освещения памятников, обелисков, монументов с расстояния свыше 10 м применяются прожекторы и приборы с проекционной оптикой, обладающие концентрированным светораспределением. В архитектурно-световом решении территории населенного места большое значение имеет декоративное освещение зеленых насаждений, водоемов, фонтанов. Существуют три основных приема декоративного освещения: освещение всей фасадной стороны объекта заливающим светом или подсвет отдельных фрагментов, освещение контура или фона для силуэтного восприятия объекта, освещение изнутри для рассмотрения объекта «на просвет» .
Отдельные деревья, кустарники и цветники, а также группы растений рекомендуется освещать светильниками с лампами накаливания или прожекторами с ртутными лампами. Для освещения деревьев и кустарников лампы устанавливают под кроной на стволе или на земле под кроной, в стороне от дерева или кустарника. Для подсвета отдельных деревьев и кустарников наиболее эффективно освещение первым и вторым способами, что создает впечатление самосветящихся растений. Декоративное освещение цветников имеет свои особенности. Заливающее освещение считается основным для цветочных растений. Важен также подбор спектрального состава источников света с учетом окраски цветников. Как правило, цветники подсвечиваются белым светом, чтобы не искажалась натуральная окраска растений. Декоративное освещение фонтанов, каскадов и бассейнов придает большую выразительность и красоту водным поверхностям и струям, но более сложно в техническом отношении. Это обусловлено свойством воды слабо отражать падающие на нее лучи света. Вода в основном поглощает световые лучи, и поэтому, как правило, приходится источники света располагать под водой. Внутреннее декоративное освещение водоемов затопленными лампами или прожекторами создает более сильное впечатление, чем свет, направленный на водную поверхность снаружи. Мастерство подсвета фонтанных струй заключается в том, чтобы световой поток, его яркость, контрасты света и тени, цветовая гамма соответствовали архитектонике фонтана. Яркость и эффект освещения будут сильнее, если в струях выбрасываемой воды содержатся пузырьки воздуха или фонтанная струя будет полой, что заставляет лучи света многократно отражаться, создавая иллюзию самосветящейся воды. Освещение фонтанов, каскадов и бассейнов обычно осуществляется следующими способами: источник света размещается на дне бассейна или фонтана в специальной камере; источник света рас полагается под водой, лампы устанавливаются на глубине, но не более 10−15 см. Так как вода сильно поглощает свет, лампы должны быть размещены как можно ближе к месту выхода струй из воды; источник света скрыт под водосливом, лампы освещают спадающие потоки воды (каскад, слив и т. п.); источник света в бортах бассейна; фонтаны освещаются прожекторами заливающего света с лампами накаливания мощностью 500 Вт и более.
Подсветка фонтанных струй может быть одноцветной и многоцветной. Однако излишняя световая пестрота не может повысить художественного восприятия. Вода сама по себе настолько декоративна, что ее освещение белым или слегка голубым светом создает гораздо больший эффект, чем яркие окраски, при которых пропадает ощущение воды. Мощность осветительных средств при подсветке диктуется формой струй, характером движения воды и т. п. Выбор приема освещения фонтана определяется художественными задачами, композицией струй, пластическим решением фонтана, а также характером окружаю щей среды. Световая реклама и освещенные витрины магазинов и различных учреждений осуществляют функцию информации населения. В вечернее время значение световой рекламы резко возрастает. Высокохудожественная реклама создает многоцветное световое решение улиц, площадей и других участков городской территории. Масштаб, форма и цвет световой рекламы, мощность и яркость светящихся элементов определяются в зависимости от класса и назначения улиц. При определении основных пара метров света рекламы следует учитывать, что она должна быть прочитана или просмотрена с заданного расстояния и за время нахождения в поле зрения движущегося пешехода или пасса жира транспорта. В рекламе не рекомендуется применять цвета, близкие к цветам светофора, если они попадают в поле зрения водителей транспорта и могут ввести их в заблуждение, особенно на перекрестках и у пешеходных переходов. Необходимо также иметь в виду, что в тех случаях, когда яркость рекламного и витринного освещения значительно превосходит яркость проезжей части, выделяющиеся на окружающем фоне резкие, броские пятна отвлекают и мешают водителям транс портных средств. Специальное световое оформление города в праздничные дни осуществляется путем устройства иллюминации, призванной создать приподнятую, торжественную атмосферу. Разнообразные очертания, формы изображения, широкий спектр цветов, конструктивные и технические приемы исполнения современной иллюминации должны соответствовать общему световому и архитектурно-декоративному освещению города и дополнять его. В праздничном оформлении города применяются два вида иллюминации: статическая, т. е. постоянно действующая, и динамическая, т. е. периодически мигающая, движущаяся, усиливающаяся и затухающая, изменяющая конфигурацию световых рисунков и букв. В праздничной иллюминации широко используются рисованные панно и плакаты, разнообразные продольные и поперечные, одно цветовые и много цветовые гирлянды, люстры и орнаменты, светящиеся лозунги и пр. Достаточно распространен прием контурного обрамления сооружений значительных размеров и освещения комнат зданий в определен ном порядке, что позволяет получать за счет освещенных на темном фоне окон четкий световой рисунок на фасадах зданий. Световое оформление города — широкое поле деятельности для совместной творческой работы архитекторов, художников, светотехников, специалистов по городскому транспорту, врачей.