Вацлав I и торжество немецкого культурного влияния: ассимиляция чешского дворянства с немецким
Культурное влияние Германии особенно ярко проявилось в царствование сына Пшемысла-Оттокара — Вацлава I (1230—1263). Этот король сделался совершенным немцем, мыслил и говорил исключительно по-немецки и даже оставил после себя след в истории немецкой словесности как один из миннезингеров. При дворе его постоянно толпились немецкие бароны и рыцари. Чешские дворяне шли за своим королем в употреблении… Читать ещё >
Вацлав I и торжество немецкого культурного влияния: ассимиляция чешского дворянства с немецким (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Культурное влияние Германии особенно ярко проявилось в царствование сына Пшемысла-Оттокара — Вацлава I (1230—1263). Этот король сделался совершенным немцем, мыслил и говорил исключительно по-немецки и даже оставил после себя след в истории немецкой словесности как один из миннезингеров. При дворе его постоянно толпились немецкие бароны и рыцари. Чешские дворяне шли за своим королем в употреблении немецкого языка и усвоения немецких обычаев. Паны побросали свои родовые фамилии наичи и по примеру немецких баронов и рыцарей стали величаться по своим имениям, которые они окрестили немецкими именами. Таким образом, например, Витковичи назвались von Rosenberg, Зампахи — von Potiersstein, Зайцы — von Hasenburg; появились Фалькенштейны, Лихтенбурги и т. д. Вся обстановка немецкого феодального быта появилась и в Чехии. Вошло в обычай великолепное рыцарское одеяние, блестящие шляпы с пестрыми султанам, красивые панцири и щиты, аксамитные сукна, кони, украшенные шелковыми попонами с драгоценными камнями и перлами. Тон всему этому дал двор короля Вацлава. Здесь было великолепие, дотоле в государстве невиданное. Король не щадил коронных доходов, чтобы окружить себя блеском и роскошью. Его щедрость привлекала к пражскому двору иностранцев всякого рода — странствующих рыцарей, фокусников и фигляров, немецких певцов, забавлявших придворное общество стихотворными песнями о любви и приключениях. Всевозможные празднества, великолепие мужских и женских нарядов сосредоточивались на состязательных играх, или турнирах, происходивших при дворе. Блюстителем в них всех правил, наблюдавшихся на западе, был немецкий рыцарь фон Фридберг, любимец короля Вацлава I. Постороннему наблюдателю, побывавшему при тогдашнем чешском дворе и перезнакомившемуся с высшим чешским обществом, Чехия показалась бы одной из областей Германии с инородческим крестьянским населением, а не славянским государством. Организация Чешской церкви по немецкому образцу; иммиграция немецкого духовенства. Не только чешское дворянство, но и чешское духовенство благодаря установившейся близости с Германией урядилось на западный образец. В первой четверти XIII в. Чешская церковь окончательно заняла то самое место в феодальной организации, какое занимали и другая региональные церкви католического мира после реформ Григория III. В 1214 г. Пражскую кафедру занял Андрей фон Гуттенштейн, муж сильного ума и непреклонной воли. Он принялся проводить григорианские реформы в Чешской церкви во всей строгости: лишал мест всех священников, пребывавших в браке, всех духовных, родившихся от лиц духовного звания, следил за точным исполнением монастырских уставов. Но главные усилия он обратил против светских властей и землевладельцев, которые привлекали к своему суду духовных лиц, раздавали духовные бенефиции, не спрашивая епископа, налагали подати и повинности на церковные имения и не платили десятин церковных со своих имений. Когда представления и протесты епископа не привели ни к каким результатам, он отправился в Рим и с соизволения папы Григория III наложил интердикт на Чехию. Мы не будем следить за всеми перипетиями начавшейся в Чехии борьбы духовной власти со светскою и ограничимся только установлением ее последствий. Борьба кончилась торжеством духовной власти. В 1221 г. на чешско-моравской границе съехались короли Пшемысл-Оттокар I, герцог Австрийский Леопольд, епископ Пражский Андрей, папский легат Григорий Кресценцио и много других духовных и светских чинов. Здесь заключен был договор, коим признана была власть епископа при назначении духовных бенефиций, хотя и без нарушения права патроната владельцев; король обещал епископу исправно платить десятину с целой земли; подданные епископа освобождены были от всех земских повинностей, а епископу предоставлен был суд над ними, равно как и над духовенством во всей стране. В следующем, 1222 г. король Оттокар-Пшемысл II выдал большую грамоту уже всему чешскому духовенству, в которой большую часть прав, пожалованных епископу, распространил и на остальное духовенство. После издания этих грамот чешское духовенство заняло приблизительно такое же независимое положение в обществе и государстве, какое занимало и немецкое духовенство. Факт этот не остался без влияния на иммиграцию в Чехию иноземного духовенства, которая в XIII в. приняла значительные размеры. Находя в Чехии такие же условия быта, как у себя дома, с прибавлением обширных пустопорожних земель, иноземные духовные потянулись в Чехию вслед за рыцарями, ремесленниками и земледельцами и стали разными способами приобретать там земли, заселять их и устраивать на них хозяйство. Таким образом, например, при Пшемысле-Оттокаре I в Чехии появились тевтонские рыцари и тамплиеры, а вслед за ними, уже в XIII в., нищенствующие монахи францисканцы и доминиканцы. Большая часть монахов, принадлежавших к этим орденам, на первых порах были немцы. С приливом иноземного духовенства в Чехии появились те же самые секты, которые распространены были в то время на западе — альбигойцы или вальденцы, братушки (Fraticelli), отрицавшие необходимость бедности и подчинения папе, бичевальщики и т. д. Вследствие этого папа Александр IV, озабоченный опасностями, каким подвергался католицизм в Чехии, учредил там по примеру других стран инквизицию буллою от 17 апреля 1257 г. Все эти явления были результатом общего воздействия западной культуры на жизнь чешского народа. Но нельзя не признать, что это воздействие шло главным образом через посредство Германии.