Теоретический аспект организации финансирования предприятий малого и среднего бизнеса банками
Также необходимо, чтобы заемщик платил деньгами, полученными от реальной деятельности, поэтому важно знать его потенциал. Оценить малый бизнес, основываясь только на предоставленных заемщиком документах, невозможно, так как в отчетности недостаточно показателей. Поэтому выезд кредитного инспектора на место ведения бизнеса обязателен, только при фактическом осмотре материальных активов малого… Читать ещё >
Теоретический аспект организации финансирования предприятий малого и среднего бизнеса банками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особенности участия банков в финансировании деятельности предприятий МСБ
Во всем мире малый бизнес представляет собой движущую силу экономики, основу формирования стабильного среднего класса в стране, что становится стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности и в российском обществе. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития данного сектора экономики, основным из которых является финансирование малого предпринимательства.
Финансирование деятельности малого предпринимательства представляет собой обеспечение малого предприятия необходимыми финансовыми ресурсами на всех этапах его функционирования. В зависимости от условий предоставления денежных средств выделяют:
- — собственно финансирование — предоставление денежных средств субъекту малого предпринимательства без условия их возврата;
- — кредитование — предоставление определенной денежной суммы субъекту малого предпринимательства при условии возврата ее через определенный промежуток времени.
Первый вид финансирования можно охарактеризовать как финансирование в узком смысле слова. Сочетание же собственно финансирования и кредитования представляет собой финансирование в широком смысле слова.
Кредитование, как и собственно финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства. Вместе с тем, кредит выступает как относительно самостоятельное звено в финансовой системе, имеет особые специфические методы перераспределения временно свободных денежных средств. В связи с этим важным аспектом рассматриваемой проблемы является изучение системы кредитования с учетом специфики сектора малого бизнеса.
В целом, система предоставления и возврата ссуд основана на фундаментальных свойствах и функциях кредита и финансово-кредитных институтов, оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства. Основной целью системы кредитования малого бизнеса является, с одной стороны, обеспечение возврата ссужаемых средств, с другой стороны, обеспечение получения финансово-кредитным институтом дохода от кредитных операций.
Таким образом, по мнению автора, система кредитования малого бизнеса представляет собой совокупность элементов: таких как субъекты кредитного процесса, организационно-экономическая технология кредитных операций, инфраструктура системы кредитования, которые обеспечивают процесс взаимоотношений между кредитором и заемщиком.
Субъектами кредитного процесса являются заемщик — малое предприятие и кредитор — финансовый институт, непосредственно взаимодействующий с малым бизнесом. Именно они в любой развитой экономике осуществляют основную массу кредитования и инвестирования в малый бизнес, несут основные риски и оказывают основные сопровождающие финансовые и информационные услуги малым предприятиям.
Одним из элементов системы кредитования малого бизнеса, согласно авторскому определению, является организационно-экономическая технология кредитования. Представим ее в виде схемы (рисунок 1.1).
Рис. 1.1. Организационно-экономическая структура системы кредитования субъектов малого предпринимательства
Таким образом, можно выделить два основных блока: экономический, включающий экономические основы кредитования (принципы, методы и инструменты кредитования, субъекты, объекты, лимиты кредитования, виды кредитов и т. д.); и организационный, включающий все действия кредитора с момента рассмотрения кредитной заявки до полного погашения кредита и последующего управления им.
Существенную роль в формировании финансовой инфраструктуры для малого бизнеса играют государство и международные финансовые институты. В целом современную инфраструктуру кредитования малого предпринимательства в России можно представить в виде модели, которая наиболее полно отражает ее структурные элементы (рисунок 1.2).
Рис. 1.2. Инфраструктура системы кредитования малого бизнеса в России
В России основными институтами, которые ориентированы на оказание услуг субъектам малого предпринимательства, являются коммерческие банки, институты государственной финансовой поддержки малого предпринимательства и микрофинансовые институты.
Таким образом, система кредитования малого бизнеса способна обеспечить доступность финансовых ресурсов не только для успешных малых предприятий, обладающих определенной кредитной историей и активами, но и для создаваемых малых и семейных предприятий, которые ищут средства для того, чтобы начать свою деятельность.
Определяя основные проблемы, сдерживающие развитие кредитования малого бизнеса, основываясь на обобщении различных точек зрения ученых-экономистов, а также представленных особенностей развития малого бизнеса, выявленные проблемы можно разделить на две категории: первая связана со специфической структурой активов, которая свойственна малым предприятиям, вторая объясняется недостаточным развитием банковского сектора в нашей стране (рисунок 1.3).
Рис. 1.3. Финансовые проблемы кредитования субъектов малого предпринимательства
Следовательно, пути решения проблем должны рассматриваться также со стороны заемщика — субъекта малого бизнеса, и со стороны кредитора — финансового института.
Со стороны малых предприятий проблему отсутствия залога можно решить путем создания беззалоговых кредитных продуктов, а также с помощью образования фондов субфедерального и муниципального имущества, объекты которых предоставлялись бы в качестве обеспечения по кредитам.
Для решения проблемы, связанной с высокими процентными ставками, возможно субсидирование части процентных ставок за счет средств бюджета.
Кроме того, субъектам малого бизнеса необходимо повышать экономическую и юридическую грамотность. Для анализа своей деятельности, состояния рынка, эффективного управления собственными и заемными ресурсами руководители малого бизнеса должны обладать определенной информацией. Для этого необходима разработка доступных правовых и экономических баз. На государственном уровне предусмотрена бесплатная образовательная поддержка малого предпринимательства путем проведения круглых столов, консультаций, конференций при активном участии предпринимательских объединений, кредитных организаций, образовательных учреждений, а также отраслевых органов государственной власти и местного самоуправления.
Финансовыми институтами для преодоления проблем кредитования малого бизнеса должны быть предприняты следующие шаги. Коммерческими банками могут быть разработаны специальные кредитные продукты для субъектов малого бизнеса, которые учитывали бы все специфические черты организации деятельности малых предприятий [17, c.181].
Для повышения эффективности кредитования малого бизнеса необходимо использовать специализированную технологию оценки малого бизнеса, базирующуюся на фактических данных, в том числе и управленческих, способную максимально точно определить уровень кредитоспособности заемщика.
Также необходимо, чтобы заемщик платил деньгами, полученными от реальной деятельности, поэтому важно знать его потенциал. Оценить малый бизнес, основываясь только на предоставленных заемщиком документах, невозможно, так как в отчетности недостаточно показателей. Поэтому выезд кредитного инспектора на место ведения бизнеса обязателен, только при фактическом осмотре материальных активов малого предприятия можно сделать достоверное заключение о его финансовом состоянии. Такой подход к оценке кредитования малого бизнеса может снизить риск и, соответственно, повысить доходы банка. Предлагаемые автором меры хотя и не решат всех проблем финансирования субъектов малого предпринимательства, однако позволят существенно повысить для них доступность кредитных ресурсов, в современных условиях развития экономики. Развитие современной экономики невозможно как без эффективной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, так и без инновационной системы инфраструктуры, и особенно, без их взаимосвязи. Государственная политика играет решающую роль в стимулировании развития малого и среднего бизнеса. Основной целью государственного регулирования в этой сфере должно быть формирование эффективных механизмов финансовой поддержки банков, кредитующих малые формы предпринимательской деятельности. Финансирование субъектов малого предпринимательства на государственном уровне реализуется различными институтами и включает в себя его поддержку как за счет средств федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ (рисунок 1.4).
Рис. Схема государственного финансирования малого предпринимательства в России
В настоящее время основными мероприятиями государственной поддержки малого предпринимательства являются развитие микрофинансирования, создание региональных гарантийных фондов, поддержка малых инновационных компаний. Однако отдельные элементы инфраструктуры государственной поддержки функционируют недостаточно эффективно, а при распределении региональных лимитов по федеральным округам учитывается лишь количество субъектов малого предпринимательства, зарегистрированное на территории конкретного субъекта РФ. При этом не учитываются реальные потребности малого бизнеса в разных регионах, что ведет к неравномерному распределению государственных финансовых средств.
Государственное финансирование должно носить комплексный и системный характер, используя механизмы как прямого, так и косвенного воздействия. Если механизмы прямого воздействия должны быть направлены непосредственно на субъекты малого предпринимательства, то косвенные — на создание благоприятных внешних условий для его развития, содействие структурам, обслуживающим малые предприятия, прежде всего, финансово-кредитным институтам и венчурным фондам, образовательным и консультационным организациям, другим субъектам поддерживающей инфраструктуры.
На современном этапе экономического развития РФ малое предпринимательство становится реальным приоритетом государственной политики. Способное активизировать предпринимательскую активность, оно может обеспечить дополнительную занятость населения и рост производства. Вместе с тем, эффективное развитие этого бизнеса невозможно без совершенствования действующей системы его финансирования. При этом одним из основных источников финансирования малого предпринимательства является банковское кредитование.
В последние годы рынок банковского кредитования малого бизнеса растет. Кредитный портфель малого бизнеса за последние пять лет увеличился более чем в 3 раза, составив на начало 2012 г. 3,84 трлн. рублей. Активное воздействие на рынок оказывают два фактора. С одной стороны, число заявок на кредиты, поступающее со стороны малого бизнеса в банки, значительно выросло. С другой стороны, заемщиков с приемлемым финансовым состоянием на рынке все еще недостаточно для полного удовлетворения потребности банков в размещении избыточной ликвидности. Как следствие, спрос банков к риску на рынке кредитования малого бизнеса значительно возрос, что выразилось в смягчении требований по кредитам и снижении ставок.
Распределение кредитов, выданных малым предприятиям, по регионам примерно совпадает с территориальным распределением самих малых предприятий по стране. Наибольший объём кредитов малому бизнесу был выдан в Центральном и Приволжском федеральных округах.
Анализ просроченной задолженности предприятий по кредитам малому бизнесу показал, что в условиях финансовой нестабильности малый бизнес показал большую устойчивость к финансовым трудностям, нежели предприятия крупного бизнеса.
В структуре кредитного портфеля малого бизнеса относительно целей кредитования ситуация за последние четыре года практически не изменилась. Основными целями кредитования является пополнение оборотных средствболее 50%. На инвестиционные проекты кредитные организации направили лишь 16% от общего объема выданных ссуд, 22% приходится на овердрафты.
Относительно сроков, на которые предоставляются кредиты субъектам малого предпринимательства, то за анализируемый период верхняя граница кредита увеличилась с 50 до 80 млн.рублей. Чаще кредиты выдаются на срок до 3 лет, а на рассмотрение заявки в среднем уходит 6−7 дней.
Повышенные ставки процента (от 13 до 28%) по кредитам объясняются более высоким уровнем риска, закладываемым банком при кредитовании малого предприятия. Поэтому можно констатировать, что пока присутствует невысокий уровень конкуренции между банками за малого предпринимателя, ставки будут достаточны высоки. К тому же, малые предприятия готовы платить высокие проценты с учетом срочности выдачи кредита.
Другим, наиболее востребованным и быстро развивающимся механизмом финансовой поддержки начинающих предпринимателей является микрофинансирование. Микрофинансовые организации активно участвуют в реализации модернизационных приоритетов правительства РФ в части обеспечения занятости и содействия развитию малого бизнеса. Развитие сектора небанковского кредитования важно для России.
В настоящее время в России постепенно формируется многоукладная модель микрофинансового рынка, в которую входят институты кредитной кооперации, фонды поддержки малого предпринимательства, коммерческие микрофинансовые организации. К началу 2012 г. размер рынка микрофинансирования превысил 30 млрд. рублей.
Главной составляющей микрофинансирования является микрокредитование, которое заключается в предоставлении займов на сравнительно небольшие суммы тем субъектам малого предпринимательства и представителям малообеспеченных слоев населения, для кого банковские услуги являются недоступными в силу того, что заемщики не соответствуют требованиям традиционной финансовой системы.
Одним из главных достоинств микрофинансовых программ является их гибкая политика в отношении предоставляемого обеспечения под выдаваемые займы, простота, скорость и индивидуальный подход. В отличие от банков, микрофинансовые организации не связаны (в большинстве случаев) формальными требованиями к наличию и качеству залога и наработали большую практику по нетрадиционным формам и методам гарантирования возвратности выдаваемых средств. К ним относятся методы группового и индивидуального кредитования, формы обеспечения займов, иные подходы к оценке заемщиков и др. Однако, микрофинансовые организации имеют один недостаток: они склонны к индивидуальной оценке каждого заемщика, поэтому кредит получается более дорогим. Такое кредитование подразумевает более высокую процентную ставку, чем в банках. Но, как показывает практика, для большинства микропредпринимателей процентная ставка не так важна, на первом месте — простота и скорость получения денег, ведь на подготовку объемного пакета документов предприниматель тратит массу времени и денег.
Другим важным направлением финансирования малого бизнеса является развитие лизинга. Развитие лизинговых услуг для малого бизнеса поддерживается не только за счет увеличения числа и активности потенциальных лизингополучателей и их уверенности в надежности и выгодности данного механизма финансирования, но и за счет роста интереса лизинговых компаний к этому сегменту рынка. Так, стабилизация экономики позволила лизингополучателям, в первую очередь из сектора малого предпринимательства, планировать свою деятельность на более длительные сроки и расширять инвестиционные программы. В то же время, лизинговые компании смогли более точно оценивать перспективы клиентов и предлагать дополнительное финансирование. В результате, масштабы сотрудничества лизингодателей с сектором малого бизнеса существенно увеличились. Среди крупнейших лизингодателей, которые занимают наибольший удельный вес в общей сумме лизинга для малого бизнеса, можно выделить «Европлан», «Каркадэ Лизинг», ГК «Балтийский лизинг».
Следует отметить, что основная масса сделок заключается на срок от 1 года до 3 лет. Это несколько меньше, чем в среднем по рынку. При этом сделки на срок более 5 лет пока что вообще единичны. Причинами этому, по мнению автора, служат нежелание лизинговых компаний и малого бизнеса пока заключать сделки на более длительные сроки в условиях отсутствия четкой политики в отношении малого бизнеса и специфика оборудования, которое берет в лизинг малый бизнес. В основном, это легковой и грузовой автотранспорт, лизинг оборудования для пищевой промышленности, лизинг полиграфического и торгового оборудования, а также лизинг дорожно-строительной техники, деревообрабатывающего оборудования, складского оборудования и погрузчиков.
Таким образом, анализ опыта кредитования малого бизнеса различными финансовыми структурами позволил констатировать, что на современном этапе развития экономики главной задачей для банковского сообщества является привлечение интереса со стороны частных предпринимателей к банкам. Банки, ориентированные на работу с малым бизнесом, стараются учитывать особенности данной категории клиентов. Они готовы сокращать сроки рассмотрения заявок на получение кредита в случае их небольших размеров, но при этом либо у банка должна быть отлажена система оценки заемщиков по типу скоринг-модели или экспресс-анализа, либо он кредитует заемщиков с хорошей кредитной историей.
На основании данных исследования особенностей небанковского кредитования малых предприятий выявлено, что микрофинансирование является одним из самых перспективных и эффективных направлений кредитования в условиях модернизации национальной экономики. Именно формирование системы микрофинансовых институтов должно стать институциональной основой всей системы организованного кредита, которая способна обеспечить стабильность экономического и финансового развития страны. Система микрофинансовых институтов, действующих на основе принципов взаимности, позволит увеличить доступность базовых банковских услуг для граждан, кооперативов и индивидуальных предпринимателей. Развитие микрофинансовых институтов способно стать катализатором развития малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного.
Дальнейшее совершенствование лизинга как способа финансирования малого предпринимательства даст возможность увеличить темпы развития последнего во всех регионах РФ и позволит ему стать не только предпринимательским ресурсом, но и важным инструментом создания занятости населения и обеспечения социальной стабильности.
Кредитование малого бизнеса — сложный механизм взаимоотношений между финансовыми институтами и представителями малого бизнеса. Для решения проблем кредитования бизнеса необходим комплексный и системный подход. Поддержка должна исходить как со стороны малого бизнеса, так и государства. Основная же задача банков в условиях развития кредитования — повышение доверия предпринимателей к банковским продуктам.
Поэтому в целях совершенствования банковского кредитования малого бизнеса можно предложить следующие мероприятия: развитие законодательства в части конкретных мер и механизмов поддержки малого бизнеса; совершенствование системы стандартов кредитования малого бизнеса; постепенное улучшение условий кредитования; развитие «старт-ап» проектов; усиление деятельности кредитных бюро; развитие федеральных программ, направленных на стимулирование кредитования малого бизнеса; повышение доверия между банками и бизнесом; развитие сотрудничества малых и крупных банков в целях расширения кредитования субъектов малого предпринимательства и снижения кредитных рисков.
В целях повышения доступности розничных финансовых услуг для малого бизнеса предлагаются следующие меры по совершенствованию законодательства и регулированию микрофинансовой деятельности: разработка стратегии, а также унифицированной законодательной базы в области микрофинансирования; включение микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов в число организаций, за которые предоставляются гарантии перед банками со стороны региональных гарантийных фондов; предоставление поручительств за субъекты малого предпринимательства со стажем работы до 1 года со стороны региональных гарантийных фондов перед МФО; создание новых и расширение действующих гарантийных фондов; развитие системы микрофинансирования в малых городах, где в основном действуют небольшие локальные микрофинансовые организации, которые не могут рассчитывать на прямой доступ к кредитам «МСП Банк»; институциональное развитие микрофинансирования и создание «лидеров рынка»; предоставление субсидий на цели формирования фондов МФО для выдачи займов начинающим предпринимателям из числа временно безработных, получивших государственную поддержку на начало своего дела; создание и развитие «страховых» объединений предпринимателей — обществ взаимного гарантирования; создание бюро кредитных историй.
На основе вышесказанного автором исследования предлагается модель кредитования предприятий малого и среднего бизнеса.
Рис. 1.5. Модель кредитования малого и среднего бизнеса кредитными учреждениями
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существующие технологии финансирования малого бизнеса могут с успехом реализовываться в будущем, повышая при этом эффективность кредитных схем и шансы среди заёмщиков малого бизнеса на разумное и максимально выгодное приложение кредитных ресурсов в практической деятельности.