Разработка клавиатуры.
Разработка простых цифровых устройств
Для опроса коммутационной матрицы применяется счетчик, тактируемый генератором. Старшие разряды счетчика используются для выбора одной из строк матрицы с помощью дешифратора (на выбранную строку поступает сигнал логического нуля, на невыбранную — сигнал логической единицы). Младшие разряды счетчика используются для опроса столбцов матрицы с помощью мультиплексора. Сигнал с опрашиваемого столбца… Читать ещё >
Разработка клавиатуры. Разработка простых цифровых устройств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Различные клавиатуры с большим количеством клавиш (кнопок) широко используются в цифровых системах: в компьютерах, контроллерах, измерительных приборах, в бытовой технике. Основная задача любой клавиатуры довольно проста: она должна при любом нажатии на клавишу выдавать код номера этой клавиши и сигнал флага нажатия клавиши (строб этого кода). Получив этот сигнал флага, внешнее устройство читает код нажатой клавиши и предпринимает требуемые действия.
Главная задача при проектировании клавиатуры состоит в минимизации аппаратных затрат и в обеспечении надежного срабатывания в любой ситуации. Существует масса схемотехнических решений этой задачи — от примитивных до сложнейших. Клавиатуры могут быть механическими, квазисенсорными или сенсорными, клавиатуры могут иметь жесткую логику работы или быть интеллектуальными, даже допускать перепрограммирование. Мы будем в качестве примера рассматривать самую простую механическую клавиатуру с жесткой логикой работы.
Количество клавиш полноразмерной клавиатуры компьютера превышает сотню, поэтому мы будем проектировать клавиатуру на максимальное количество клавиш, равное 128. Естественно, клавиатура должна иметь защиту от дребезга механических контактов и должна корректно обрабатывать ситуацию одновременного нажатия нескольких клавиш. Примем, например, что при одновременном нажатии нескольких клавиш клавиатура должна выдавать код только одной из них. Примем также, что максимально возможный темп нажатия клавиш на клавиатуре не должен превышать 20 нажатий в секунду (это довольно много). Таким образом, основные требования к проектируемому устройству сформулированы. Начнем разработку.
Очень часто удобным и эффективным приемом является начало разработки устройства «с конца». То есть проектирование начинается исходя из требуемого результата, из тех сигналов, которые устройство должно выдавать вовне и принимать извне. И только в конце проектирования разрабатывается та часть устройства, которая выполняет требуемую функцию. Такой подход гарантирует, что разработанное устройство не будет чрезмерно избыточным, не будет делать ничего лишнего, а также то, что оно корректно будет взаимодействовать с другими устройствами и системами. Этот принцип проектирования не универсален, порой выдержать его в течение всего процесса разработки трудно, но попробовать его применить к любому устройству никогда не помешает.
В нашем случае необходимо сначала определиться, что должна выдавать вовне клавиатура. Обычно это задается техническим заданием, но мы примем, что наша клавиатура должна выдавать 7-разрядный двоичный номер нажатой клавиши (так как 27 = 128) и сопровождать его положительным сигналом флага нажатия. Сигнал флага и код клавиши должны сохраняться до тех пор, пока нажата клавиша. За это время (несколько миллисекунд) внешнее устройство должно успеть проанализировать сигнал флага и прочитать выходной код клавиатуры. Обычно данное требование не слишком жесткое.
Альтернативное решение — сохранение кода нажатой клавиши и сигнала флага до момента чтения выходного кода внешним устройством — конечно же, снижает требование к быстродействию читающего внешнего устройства, однако оно может привести к тому, что некоторые нажатия клавиш останутся без реакции, не будут обработаны.
Также необходимо определиться, как клавиатура будет вести себя при одновременном нажатии нескольких клавиш. Наиболее сложные, интеллектуальные клавиатуры выдают последовательно коды всех нажатых клавиш, запоминая их в буферной памяти. Но мы примем, что клавиатура должна выдавать только код одной из одновременно нажатых клавиш (первой по установленному порядку). Нажатия всех остальных клавиш одновременно с данной просто игнорируются.
При проектировании механической клавиатуры важно решить, как будет обрабатываться неизбежно присутствующий дребезг механических контактов клавиш. Его можно обрабатывать как внутри клавиатуры, так и вне ее (то есть перенести эту функцию на внешнее устройство). Оба эти подхода имеют свои преимущества. Но наша клавиатура будет обрабатывать дребезг контактов самостоятельно. Принцип обработки выбираем очень простой: первое зафиксированное замыкание контактов клавиши считается началом нажатия, а конец нажатия определяется тогда, когда контакты будут разомкнуты в течение заданного интервала времени.
В результате временная диаграмма работы разрабатываемой клавиатуры может быть упрощенно представлена в виде рис. 1. Здесь сигнал флага начинается при фиксации единичного сигнала с клавиши (это может быть как во время дребезга, так и после его окончания). После выставления флага фиксируется выходной код клавиши. После отпускания клавиши (нулевой сигнал), через время задержки tзад снимается сигнал флага. Время задержки должно быть заведомо больше времени дребезга контактов. Выходной код может сохраняться после отпускания клавиши до следующего нажатия, а может и сниматься.
Рис. 1. Временная диаграмма работы клавиатуры Дальнейшая разработка невозможна без выбора принципа преобразования сигналов от нажатия клавиш в код номера нажатой клавиши.
Простейшим путем построения подобного преобразователя является использование приоритетных шифраторов (рис. 2).
Каждая клавиша дает свой логический сигнал, сигналы от всех клавиш преобразуются шифратором в код номера клавиши. Однако такой простейший подход хорош только при небольшом количестве клавиш (до 8 или до 16), так как при большом количестве входов приоритетный шифратор получается довольно сложным. При малом количестве клавиш дребезг контактов обычно устраняется отдельно для каждой клавиши с помощью RS-триггера (как это показано на рисунке). Это решение простое, но требующее больших аппаратурных затрат.
Рис. 2. Простейший преобразователь для клавиатуры Другим путем построения преобразователя является использование так называемой коммутационной матрицы, состояние которой периодически опрашивается с частотой тактового генератора. Коммутационная матрица представляет собой две группы пересекающихся проводников (строки и столбцы), во всех точках пересечения которых находятся клавиши. В данном случае каждая клавиша не формирует своего отдельного логического сигнала, а только коммутирует (соединяет) одну из строк матрицы с одним из ее столбцов.
Наиболее универсальная схема преобразователя, легко наращиваемая и достаточно простая, приведена на рис. 3.
Для опроса коммутационной матрицы применяется счетчик, тактируемый генератором. Старшие разряды счетчика используются для выбора одной из строк матрицы с помощью дешифратора (на выбранную строку поступает сигнал логического нуля, на невыбранную — сигнал логической единицы). Младшие разряды счетчика используются для опроса столбцов матрицы с помощью мультиплексора. Сигнал с опрашиваемого столбца подается на выход мультиплексора. Признаком нажатия клавиши является нулевой сигнал на выходе мультиплексора. В этот момент на выходах счетчика присутствует код номера нажатой клавиши. Такая схема легко позволяет строить клавиатуры на большое количество клавиш (до 256, как на рисунке, и даже больше), однако она требует довольно большого времени для полного опроса клавиатуры (так как количество тактов опроса равно полному количеству клавиш).
Рис. 3. Преобразователь с опросом всех клавиш Совмещение двух рассмотренных подходов позволяет создавать достаточно большие клавиатуры с малыми аппаратурными затратами и малым временем опроса.
При таком комбинированном методе (рис. 4) также используется коммутационная матрица с клавишами на всех пересечениях строк и столбцов, но опрашиваются не все клавиши по очереди, а только строки (или столбцы) матрицы. Для опроса, как и в предыдущем случае, применяются генератор, счетчик и дешифратор. Положение же нажатой клавиши в строке (или в столбце) определяется с помощью шифратора. Код нажатой клавиши образуется из выходного кода счетчика (старшие разряды) и кода с выхода шифратора (младшие разряды).
В нашем случае клавиатура имеет 128 клавиш, то есть коммутационная матрица должна состоять из 16 строк, опрашиваемых дешифратором 4−16 (ИД3), и 8 столбцов, сигналы с которых обрабатываются шифратором 8−3 (ИВ1). Счетчик должен иметь 4 разряда (ИЕ7). Эти 4 разряда и 3 разряда с выхода шифратора дадут 7-разрядный номер нажатой клавиши. Полный цикл опроса клавиатуры будет занимать 16 тактов генератора (по числу строк). Признаком нажатия одной из клавиш будет отрицательный сигнал на выходеGS шифратора. Если нажато несколько клавиш в разных строках, то обрабатываться будет та клавиша, строка которой будет опрошена первой. Если нажато несколько клавиш в одной строке, то шифратор выдаст код клавиши, соответствующей большему номеру входа. Надо также учитывать, что шифратор ИВ1 выдает инверсный номер входа, на который пришел нулевой сигнал, — эта особенность может потребовать применения трех выходных инверторов (на рисунке не показаны).
Рис. 4. Преобразователь с опросом строк клавиш Оценим, какой должна быть частота тактового генератора. Мы приняли, что максимальная скорость нажатия равна 20 раз в секунду. Значит, за 1/20 секунды надо успеть опросить всю клавиатуру, то есть все 16 строк. Таким образом, минимально допустимая тактовая частота составляет 16*20 = 320 Гц. Но надо заложить и запас на обработку дребезга контактов. Поэтому примем тактовую частоту опроса равной 400 Гц. Она может быть и больше, но чрезмерно увеличивать ее (например, выше 1 кГц) не стоит, так как при быстром переключении микросхем увеличивается потребляемый схемой ток. Понятно, что генератор должен быть не кварцевым, так как кварцевые резонаторы на низкие частоты не выпускаются, а делитель частоты резко усложнит схему. К тому же точная выдержка частоты генератора в данном случае совершенно не нужна.
Выходной сигнал «-Нажатие», конечно же, будет иметь короткие паразитные импульсы. Во-первых, они будут возникать из-за дребезга контактов нажатой в данный момент клавиши. Во-вторых, они могут появляться из-за переходных процессов при переключении счетчика и дешифратора. Эти паразитные импульсы надо исключать.
Чтобы исключить действие паразитных импульсов из-за переходных процессов при переключении счетчика и дешифратора достаточно применить стробирование или тактирование сигнала «-Нажатие» в середине каждого тактового интервала. Для этого из схемы преобразователя надо вывести сигнал «-Такт» .
Исключение коротких выходных импульсов из-за дребезга контактов клавиш сложнее. Прежде всего, на время нажатия клавиши целесообразно остановить опрос строк с помощью сигнала «-Запрет». Затем надо обработать сигнал «?Нажатие» по принципу, показанному на рис. 1. Будем считать, что при дребезге контактов длительность кратковременного размыкания не превышает периода тактового генератора (2,5 мс при тактовой частоте 400 Гц). Тогда задержка окончания сигнала флага нажатия (см. рис. 1) должна быть не менее одного периода тактового сигнала. Для выработки задержки можно использовать цепочку триггеров, тактируемых сигналом «-Такт» .
Схема выработки выходных сигналов клавиатуры приведена на рис. 5.
Рис. 5. Схема выработки выходных сигналов клавиатуры Триггер Т1 перебрасывается в единицу (на инверсном выходе) тогда, когда в середине тактового интервала (по положительному фронту сигнала «-Такт») сигнал «-Нажатие» нулевой. Своим выходным сигналом триггер Т1 перебрасывает в единицу триггер Т2, который уже никак не связан с сигналом «-Нажатие», не реагирует ни на какой дребезг этого сигнала. Выходной сигнал триггера Т2 используется в качестве сигнала флага нажатия клавиатуры. Инверсный сигнал с выхода триггера Т2 используется в качестве сигнала «-Запрет», останавливающего опрос строк клавиатуры.
Цепочка триггеров Т3 и Т4, тактируемая сигналом «Такт», служит для задержки снятия сигнала флага после отпускания клавиши (когда сигнал «-Нажатие» становится равным единице). После установки флага в единицу, сигнал флага начинает записываться по фронту сигнала «-Такт» в триггеры Т3 и Т4, но только в том случае, когда сигнал «-Нажатие» установлен в единицу. В результате на инверсном выходе триггера Т4 появится сигнал логического нуля при нахождении сигнала «-Нажатие» в единице в моменты двух последовательных положительных фронтов сигнала «-Такт». Сигнал с выхода Т4 сбрасывает сигнал флага в нуль, после чего вся схема переходит в исходное состояние и ждет следующего нулевого сигнала «-Нажатие» .
Если кратковременное размыкание при дребезге контактов клавиш длится более 2,5 мс, то можно увеличить количество триггеров в последовательной цепочке (Т3 и Т4), что приведет к увеличению задержки снятия сигнала флага на целое число тактов генератора.
Таким образом, схема полностью разработана. Отметим, что низкая тактовая частота работы схемы позволяет нам не рассчитывать задержек микросхем, то есть использовать только первый уровень представления, логическую модель. А эффекты, связанные с переходными процессами при переключении микросхем, мы устранили, обеспечив временной сдвиг на половину периода генератора между тактовыми сигналами схемы преобразователя (рис. 4) и схемы выработки выходных сигналов (рис. 5). Все резисторы, примененные в схеме, должны быть номиналом около 1 кОм.