Героическая борьба испанского народа
На своих реальных и потенциальных противников франкисты обрушили жесточайший террор. Они запретили все политические партии, поддерживавшие республику, профсоюзы. Уже в первые годы после гражданской войны около 2 миллионов испанцев прошли через тюрьмы и концлагеря. За период с 1939 по 1944 год на основании приговоров чрезвычайных трибуналов и без всяких приговоров франкисты расстреляли до 200… Читать ещё >
Героическая борьба испанского народа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Героическая борьба испанского народа не была напрасной. Она почти на три года сковала силы международной реакции, стала важным этапом в развитии международной антифашистской солидарности. СССР неоднократно предупреждал мировое сообщество о том, что если военный пожар на Пиренейском полуострове не будет потушен, то человечество столкнется с гораздо более серьезными испытаниями. Исторический опыт вскоре подтвердил верность этого предупреждения.
Гражданская война и итало-германская интервенция причинили Испании огромный урон. Сельскохозяйственное производство в 1939— 1940 годах составило всего 21% от уровня довоенного 1935 года, а промышленное — 31%. Почти в 200 городах и населенных пунктах было разрушено до 60% всех зданий. Страна потеряла почти половину всего подвижного состава железных дорог, 30% судов торгового флота, более 70% автомобильного парка. К концу 1939 года доходы основной массы трудящихся упали до уровня 1900 года. В ходе войны погибло до 1 миллиона испанцев, в том числе сотни тысяч женщин и детей.
Жертвами франкизма стали многие представители испанской культуры. Фашисты убили великого испанского поэта Федерико Гарсиа Лорку, затравили великого философа Испании, ректора Саламанкского университета Мигеля де Унамуно. Вынуждены были покинуть родину и жить в эмиграции всемирно известный виолончелист Пабло Касальс, знаменитый художник и скульптор Пабло Пикассо, запечатлевший трагедию испанского народа в своей картине «Герника», которая стала памятником баскскому городу, безжалостно разрушенному фашистской авиацией. Эмигрировали из страны прославленные поэты Хуан Рамос Хименес, Антонио Мачадо и Рафаэль Альберти, известный художник и скульптор Альберто Санчес и многие другие.
На своих реальных и потенциальных противников франкисты обрушили жесточайший террор. Они запретили все политические партии, поддерживавшие республику, профсоюзы. Уже в первые годы после гражданской войны около 2 миллионов испанцев прошли через тюрьмы и концлагеря. За период с 1939 по 1944 год на основании приговоров чрезвычайных трибуналов и без всяких приговоров франкисты расстреляли до 200 тысяч антифашистов. Единственной легальной организацией в стране признавалась «Испанская фаланга», куда входили все правые партии и организации, поддерживающие Франко во время гражданской войны. Вождем фаланги по статусу, утвержденному Франко, считался он сам. Согласно статье 47 этого документа, вождь фаланги признавал свою ответственность «только перед богом и историей».
На должность президента политической хунты фаланги Франко назначил своего зятя Района Серрано Суньера, получившего еще и пост министра внутренних дел. От каждого члена фаланги требовались строжайшая дисциплина и полное подчинение. Для всех фалангистов приказом Франко вводилась единая форма: голубая рубашка и красный берет. При встрече члены фаланги приветствовали друг друга по «образцу древних римлян», то есть выбрасывая руку вперед.
Для утверждения стабильности своего режима Франко и его окружение особое внимание обратили на рабочий вопрос. Забастовки запрещались. Вместо прежних профсоюзов, выступавших против режима Франко, создавались «вертикальные профсоюзы», которые под лозунгом «классового мира» объединяли рабочих и предпринимателей одной отрасли. Должности различных степеней в таких профсоюзах могли занимать только активисты «Испанской фаланги». Чтобы подчеркнуть отсутствие классовых противоречий между рабочими и предпринимателями, франкисты ввели единое понятие «производитель».
Все правительственные учреждения республики франкисты ликвидировали. Созданные ими в 1942 году кортесы не имели ничего общего с кортесами во времена республики. В новых кортесах всех их членов назначал Франко. Они были лишь совещательным органом, предлагавшим законы «без ущерба для полномочий главы государства». По декрету от 6 августа 1939 года за Франко закреплялась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Он назначал членов кабинета министров, который сам и возглавлял, утверждал законы и декреты. Все высшие чиновники, генералы и даже епископы утверждались в должности только с согласия диктатора.
Задушив республику, Франко, не желая делиться властью с кем бы то ни было, не позволил королю Альфонсу XIII вернуться на родину, и он умер на чужбине в феврале 1941 года. Каудильо в любом проявлении национальных чувств видел выступление против режима и тенденцию к сепаратизму. Он незамедлительно ликвидировал автономию Каталонии и Страны Басков. Важным оплотом франкизма оставалась католическая церковь. Диктатор вернул ей старые привилегии, государственные субсидии, обязательное преподавание религии во всех учебных заведениях, установление церковной цензуры над всеми издательствами и зрелищными представлениями, освобождение от уплаты налогов и т. д.
При Франко резко усилилось вмешательство государства в экономическую жизнь. Франкисты за короткий срок подчинили себе всю экономику страны — от производства до распределения и потребления. Не будучи собственником средств производства, государство диктовало свою волю всем большим и малым предприятиям страны и всем, кто работал на земле. Соответствующее министерство определяло для каждого хозяйства размеры посевных площадей и реквизировало все зерно, превышавшее потребности производителя. Строительство новых заводов находилось в ведении института национальной промышленности, поощрявшего предприятия «национального значения» и планировавшего от имени государства все развитие испанской экономики.
Проблемы экономики служили основной темой выступлений диктатора, его министров и послушной им прессы. Провозглашалась форсированная индустриализация с целью создания общества, отличавшегося как от «либерального капитализма», так и от социализма советского образца. Это должно было быть замкнутое в себе общество, не связанное с международным разделением труда (автаркия). Призывы к автаркии, созданию самообеспечивающейся экономики стали раздаваться в Испании сразу же после окончания гражданской войны. Надвигавшаяся вторая мировая война грозила нарушить привычные экономические связи, и это еще больше укрепляло правящие круги Испании в стремлении создать замкнутую экономическую систему.
В сельском хозяйстве после окончания гражданской войны франкизм приступил к проведению аграрной контрреформы. Восстанавливалась прежняя система распределения земельной собственности, большей части помещиков возвращались их латифундии.
В своей внешнеполитической деятельности франкистский режим активно шел на сближение с правящими кругами Германии и Италии. 31 марта 1939 года между Испанией и Германией был заключен договор о дружбе, в соответствии с которым договаривающиеся стороны обязывались поддерживать постоянные контакты для согласования вопросов международной политики, затрагивающих их общие интересы. Еще до подписания этого договора Испания присоединилась к Антикоминтерновскому пакту. По протоколу о присоединении к нему предусматривалось предоставление в распоряжение Германии и Италии испанских авиационных и морских баз, проведение реорганизации испанской армии с помощью германских и итальянских советников. Члены пакта обязались поддерживать Франко в его территориальных притязаниях.
1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. 4 сентября, когда она стала уже реальностью, Франко подписал декрет, объявлявший Испанию «невоюющей» страной. По отношению к Германии испанский нейтралитет носил благожелательный характер. Франко не рискнул вступить в войну на стороне гитлеровского блока, так как это было не по силам ослабленной испанской экономике и могло послужить источником опасности для режима. Впрочем, ориентация на первоочередное укрепление фашистского «нового порядка» в самой Испании не мешала Франко не упускать возможности захвата легкой добычи за рубежом. Так, 14 июня 1940 года Франко, воспользовавшись поражением Франции, отдал своим войскам приказ оккупировать международную зону Танжер, которая в ноябре того же года была объявлена составной частью Испанского Марокко.
Уже после капитуляции Франции, когда немецкие войска вышли к испанской границе и некоторая их часть вступила в Испанию, Франко объявил о своей готовности примкнуть к победителям и принять участие в дележе добычи. При этом Франко надеялся на передачу Испании Гибралтара, французского Марокко и части Алжира, на «исправление» испано-французской границы в Пиренеях за счет, разумеется, Франции. Кроме того, Франко добивался усиления военно-экономической помощи Испании со стороны гитлеровского блока.
В свою очередь, Гитлер хотел привлечь Испанию к активному участию в войне на стороне военно-фашистского союза. Он требовал от Франко нападения на английскую крепость Гибралтар. Испанские же требования при дележе добычи фюрер считал чрезмерными, так как сам планировал захват французской колониальной империи.
Неоднократные требования Гитлера и Муссолини о вступлении Испании в войну остались безрезультатными. Франко доказывал своим партнерам, что Испания не в состоянии воевать с Англией, даже если Германия поставит ей все необходимое вооружение и снаряжение. Так Испания и осталась «невоюющей страной», хотя ее нейтралитет служил интересам стран фашистского блока. Она играла важную роль посредника в снабжении Германии нефтью, рудами редких металлов, каучуком. Все эти виды стратегического сырья франкисты покупали у США, Турции, других стран и переправляли в Германию.
Немецкие подводные лодки использовали в военных целях порты на Канарских островах и в самой Испании. Испанская территория служила базой для деятельности немецкой разведки и стала своего рода дипломатической биржей для различного рода неофициальных контактов гитлеровской Германии, Японии и правящих кругов Англии и США.
Известие о нападении гитлеровской Германии на СССР Франко встретил с ликованием. 22 июня 1941 года Серрано Суньер, ставший к тому времени министром иностранных дел, от имени Франко попросил германское правительство разрешить испанским «добровольцам» выступить с оружием в руках против СССР. Два дня спустя пришел ответ: «Германское правительство с радостью и удовлетворением примет формирование добровольцев фаланги».
Испанское «добровольческое» соединение, известное в истории как «голубая дивизия», было сформировано в самые сжатые сроки. Уже во второй половине августа 1941 года «голубая дивизия», получившая официальное наименование 250-ой дивизии вермахта, двинулась в путь и в середине октября 1941 года прибыла на советско-германский фронт в районе Новгорода. Всего за 1941—1943 годы в боях против Красной Армии принимало участие до 50 тысяч испанских «добровольцев». Направляясь в Россию, эти завоеватели твердо верили в то, что война для них будет легкой военной прогулкой. Командовал «добровольцами» генерал Муньос Грандес, бывший генеральный секретарь фаланги.