Японское «политическое чудо»
Во-первых, использование марксистских идей на службе японского капитализма. Один из авторов японского «экономического чуда» Хироми Арисава — университетский профессор марксистской политэкономии, разрабатывал и обосновал курс на индустриализацию страны посредством первостепенного развития тяжелой промышленности и «шоковой терапии» в щадящем варианте. В аппарате долгое время правившей ЛДП и среди… Читать ещё >
Японское «политическое чудо» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Широко известные экономические успехи Японии в послевоенный период были бы невозможны без создания для них оптимального социально-политического климата. За шесть лет оккупации американские демократические семена, упавшие на традиционную японскую почву, дали демократический «гибрид», во многом превосходящий отцовский оригинал. В результате на первый план вышли те характерные черты японского образа жизни, которые и обусловили бурное процветание страны и ее стабильность. В то же время по многим основным параметрам Япония едва ли не более еврокапиталистическая страна, чем буржуазные государства Атлантического региона. Потеряв свой традиционно-восточный характер, государство в Японии более не сковывает процесс свободного социально-экономического и политического развития.
Среди особенностей японской демократии следует отметить:
во-первых, использование марксистских идей на службе японского капитализма. Один из авторов японского «экономического чуда» Хироми Арисава — университетский профессор марксистской политэкономии, разрабатывал и обосновал курс на индустриализацию страны посредством первостепенного развития тяжелой промышленности и «шоковой терапии» в щадящем варианте. В аппарате долгое время правившей ЛДП и среди государственного чиновничества много т. н. «тэнкося» («сменивших курс» бывших коммунистов). Прививка марксизма позволила японскому капитализму учесть многие элементы марксистской критики. В значительной степени поэтому национальный капитализм обладает иммунитетом против социально-политической нестабильности и хаоса (социально-политический протест выражается достаточно шумно, но в рамках Закона).
во-вторых, структура японской промышленности, в основании которой находятся более миллиона мелких и средних предприятий, обслуживающих дюжину монополий, способствовала формированию в стране многочисленного класса мелких и средних собственников. Удельный вес средних слоев составляет 28%, высокооплачиваемой «рабочей аристократии» крупных современных предприятий вырос с 7% до 22%, буржуазии (вместе с руководящим персоналом крупных компаний) вырос с 2% до 5% населения Японии, Малооплачиваемый пролетариат мелких и средних предприятий составляет только 45% его общей численности (доля пролетариата в населении страны выросла с 38% до 68%). Таким образом, социальная структура Японии характеризуется отсутствием острых социальных контрастов и социальной базы радикализма.
в-третьих, сугубо японская национальная черта — скрытое движение к консенсусу через многократные неофициальные обсуждения и согласования, проявилась и в политической сфере. Вследствие этого парламентская официальная жизнь является в значительной степени всего лишь процессом официального закрепления уже достигнутых в неофициальном порядке предварительных договоренностей между различными политическими силами, и внешне Законодательная власть выглядит слабее исполнительной. В отдельных случаях подобная практика позволяет формально невластным структурам (особенно крупному капиталу по принципиальным для него вопросам) практически бесконтрольно влиять на формирование политики в закулисном порядке и ставить общество перед фактом проштампованного решения. Однако более типичным является стремление большинства к учету мнения меньшинства, к избеганию конфронтации вплоть до снятия законопроектов с обсуждения перед лицом непримиримой оппозиции.
В-четвертых, буржуазно-демократическому обществу Японии присущи пацифистские настроения, распространяющиеся и на ее внешнюю политику. Исторический опыт показал бесперспективность и пагубность политики милитаризма и агрессии. К тому же, в атомную эпоху относительно маленькое островное государство в принципе не может обеспечить свою безопасность военными средствами. Поэтому Япония по прежнему сохраняет самоограничения в военной сфере (9-я ст. Конституции о запрете иметь Армию и отказе от военных методов решения межгосударственных проблем, «три неядерных принципа» (не иметь, не ввозить, не производить ядерное оружие), т. н. «77 слов» — обязательство Токио не тратить на оборону более 1% ВНП). Отказавшись быть «нацией-самураем», Япония выступает на международной арене в качестве «нации-купца», заинтересованного в сохранении стабильности в мире для успешного сбыта своей продукции. «Торговать или умереть» — говорят японцы. Не претендуя на военно-политическое лидерство в мире, соответствующее ее экономической мощи, Япония удовлетворяется до настоящего времени ролью «вице-президента мирового экономического сообщества».
Таким образом, демократизм и пацифизм внутренней и внешней политики Японии позволили ей сосредоточиться на экономическом строительстве, успехи которого содействовали, в свою очередь, решению социальных проблем.