Прогнозирование финансовых показателей с учетом производственной программы
В связи с тем, что ранее было выявлено невыполнение плана по колбасному отделу предприятия, особое значение при проведении внутрихозяйственного анализа приобретает представленная в табл. 15. Так, мы видим, что невыполнение плана в целом по этому отделу было вызвано существенным сбоем в нем по таким видам продукции, как сосиски и сардельки, вареные колбасы, а также в целом по группе шпикачки… Читать ещё >
Прогнозирование финансовых показателей с учетом производственной программы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К важнейшим показателям, характеризующим результаты производственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, следует отнести объем выпущенной (произведенной) продукции. Объем выпущенной (произведенной) продукции включает стоимость:
готовых изделий (продуктов), выработанных за отчетный период всеми подразделениями юридического лица, предназначенных для реализации на сторону, передачи своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, зачисления в состав основных фондов, а также выдачи своим работникам в счет оплаты труда;
работ (услуг) промышленного характера, выполненных по заказам со стороны, для своего капитального строительства и своих непромышленных подразделений, а также работ по модернизации и реконструкции собственного производства;
работ по изготовлению продукции (изделий) с длительным производственным циклом, производство которых в отчетном периоде не завершено;
полуфабрикатов своей выработки, отпущенных за отчетный период на сторону, своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям.
На предприятии, выбранном в качестве объекта исследования, показатель объема выпущенной продукции включает количество и стоимость товаров для перепродажи основных товаров — молочной продукции и колбасных изделий.
Важнейшим направлением внутрихозяйственного анализа деятельности предприятия является контроль за выполнением производственной программы продаж в натуральном и стоимостном выражении. Поэтому необходимо прежде всего уделить внимание следующим аналитическим процедурам: исследованию и оценке выполнения плана продаж, а также его динамики в целом по предприятию и его подразделениям — отделам внутри магазина. При этом важно оценить изменения фактического выпуска продукции за отчетный период по сравнению с запланированным, а также с фактическим объемом за предыдущий период не только в действующих, но и в сопоставимых (средних) ценах, что позволяет установить влияние ценового фактора на этот показатель (табл. 14).
Аналитические данные таблицы 14 свидетельствуют о том, что в отчетном году объем проданной продукции в данных отделах по сравнению с предыдущим годом возрос на 25 564 тыс. тенге. или на 21,3%. Такое существенное увеличение вызвано, прежде всего, ростом цен. Это подтверждается тем фактом, что при пересчете того же объема продукции в сопоставимые (средние) цены уровень динамики оценивается уже в 15,5%. Более высокий рост цен наблюдается по продукции, выпускаемой лейкопластырным цехом (в действующих ценах прирост объема составляет 26,3%, а в сопоставимых — только 5,7%).
В отличие от положительной оценки динамики производства по иному обстоит дело с выполнением производственной программы продаж продукции.
Таблица 14 Выполнение плана и динамика производства продукции, тыс. тенге.
Показатель. | 2007 год. | 2008 год. | Отклонение (+, —). | %выполнения плана. | Темп роста,. %. | ||
по плану. | фактически. | от плана. | от 2007 года. | ||||
Объем продаж в действующих ценах — всего. В том числе: | 120 072. | 163 524. | 145 636. | — 178 88. | +25 564. | 89,1. | 121,3. |
по молочному отделу. | 59 165. | 68 211. | 68 751. | +540. | +9568. | 100,8. | 116,2. |
по колбасному отделу. | 60 907. | 95 313. | 76 885. | — 18 428. | + 15 978. | 80,7. | 126,3. |
Объем проданной продукции в сопоставимых ценах. | 116 564. | 147 581. | — 12 953. | + 18 064. | 91,2. | 115,5. | |
В том числе: | |||||||
по молочному отделу. | 50 024. | 64 568. | 64 308. | — 260. | + 14 284. | 99,6. | 128,6. |
по колбасному отделу. | 66 540. | 63 013. | 70 320. | — 12 693. | +3780. | 84,7. | 105,7. |
Из таблицы 14 видим, что по сравнению с намеченным планом предприятие недополучило выручки на 17 888 тыс. тенге., причем это связано с невыполнением плана в колбасном отделе.
Вместе с тем и молочный отдел обеспечил выполнение плана в основном за счет увеличения цен на свою продукцию (при пересчете в сопоставимые цены названный показатель составляет уже 99,6%, а не 100,8% в действующих ценах).
Поэтому в ходе внутрихозяйственного анализа необходимо определить причины выявленной ситуации на основе углубленного анализа объема выпуска продукции (табл. 15).
Таблица 15 Выполнение плана и динамика производства продукции в действующих ценах по молочному и колбасному отделам, тыс. тенге.
Показатель. | год. | 2008 год. | Отклонение (+, —). | %. выполнения плана. | Tемп роста. %. N. | ||
по плану. | фактически. | от плана. | от 2007. года. | ||||
1 Молочный отдел. | |||||||
пастеризованное молоко. | 10 018. | 13 331. | 12 799. | — 532. | +2781. | 96,0. | 127,8. |
стерилизованное молоко. | — 2124. | + 1679. | 77,0. | 130,8. | |||
кисломолочная продукция. | 19 725. | 19 638. | 20 115. | +477. | +390. | 102,4. | 102,0. |
творожная масса. | 23 978. | 25 996. | 28 715. | +2719. | +4737. | 110,5. | 119,8. |
Итого продукции молочного отдела. | 59 165. | 68 211. | 68 751. | +540. | +9586. | 100,8. | 116,2. |
II Колбасный отдел. | |||||||
варенные колбасы. | 37 738. | 28 809. | 29 732. | +923. | +8006. | 103,2. | 78,8. |
копченные колбасы. | 15 982. | 16 646. | 20 135. | +3489. | +4153. | 121,1. | 126,0. |
сырокопченые колбасы. | — 2276. | + 1558. | 58,9. | 191,3. | |||
сосиски. | 36 291. | 17 147. | — 19 144. | + 14 215. | 47,2. | 5,8 раза. | |
сардельки. | — 860. | +3470. | 87,5. | 2,4 раза. | |||
шпикачки. | — 560. | +588. | 51,5. | 99 раз. | |||
Итого по колбасному отделу. | 60 907. | 95 313. | 76 885. | — 18 428. | + 15 978. | 80,7. | 126,2. |
Всего продукции. | 120 072. | 163 524. | 145 636. | — 17 888. | +25 564. | 89,1. | 121,3. |
Из данных табл. 15 видно, что по отдельным группам продукции, продажи в молочный отдел, при среднем по этому подразделению проценте выполнения плана, равном 100,8%, наблюдается недовыполнение плана по продажам в пастеризованному молоку (96%) и особенно по стерилизованному молоку (77%). Вместе с тем наметилась положительная динамика по сравнению с прошлым годом по всем остальным группам товаров в молочном отделе.
В связи с тем, что ранее было выявлено невыполнение плана по колбасному отделу предприятия, особое значение при проведении внутрихозяйственного анализа приобретает представленная в табл. 15. Так, мы видим, что невыполнение плана в целом по этому отделу было вызвано существенным сбоем в нем по таким видам продукции, как сосиски и сардельки, вареные колбасы, а также в целом по группе шпикачки.
В условиях инфляции, вызывающей существенный рост цен на продукцию, объем выпуска, выраженный в стоимостных измерителях, хотя и позволяет объединить информацию цехов в общий для предприятия показатель объема произведенной продукции, может исказить реальную картину в оценке производственной деятельности.
Сравнивая информацию табл. 14 с данными табл. 15, видно, что ценовой фактор не стал решающим при оценке динамики продаж. В отдельных случаях по показателям в натуральных единицах измерения наблюдаются даже более высокие темпы роста, чем по этим же показателям в стоимостной оценке. Объясняется это тем, что на рынке появились магазины с более агрессивной ценовой политикой, позиционирующие себя как магазины, продающие самые дешевые товары.
То же можно сказать и об уровне выполнения плана по производству продукции. В среднем план в молочном отделе выполнен на 100,9%, а в колбасном отделе — только на 94,5%. Примечательно, что такие значения несколько выше, чем уровень динамики, рассчитанный по стоимостным показателям. Это также вызвано тем, что в плане заложены более высокие цены, чем фактически сложившиеся в результате проведенных маркетинговых исследований. Поэтому при осуществлении внутрихозяйственного контроля необходимо сосредоточить внимание на обоснованности плановых заданий по выпуску продукции в натуральных единицах измерения, а также ценах, используемых при планировании.
Проведенный анализ финансовых результатов деятельности организации за 2007;2008 года создает базу для прогнозирования прибыли от продаж в предстоящем году.
Для более точного расчета сезонных колебаний используется метод аналитического выравнивания. Расчет индекса сезонности методом аналитического выравнивания представлен в таблице 16.
Получаем уравнение прямой:
=86,7+9,94t.
Полученная модель показывает, что при увеличении фактора времени на один месяц объем спроса торгового предприятия увеличивается в среднем на 9,94 тыс. тенге.
Последовательно подставляя значения времени t в это уравнение, получим теоретические значения выручки от реализации .
Таблица 16 Расчет индекса сезонности методом аналитического выравнивания.
месяц. | выручка, тыс. тенге. | t. | t Ч y. | t2. | Is. | |
2001 г. Январь. | 70,8. | — 18. | — 1274.4. | 69,78. | 101.5. | |
Февраль. | 62,3. | — 17. | — 1059,1. | 2.89. | 70,72. | 88.1. |
Март. | 67.6. | — 16. | — 1081.6. | 71.66. | 94.3. | |
Апрель. | 71,3. | — 15. | — 1069,5. | 72,6. | 98,2. | |
Май. | 74,6. | — 14. | — 1044.4. | 73,54. | 101,4. | |
Июнь. | 84.2. | — 13. | — 1094,6. | 74,48. | 113,1. | |
Июль. | 65,4. | — 12. | — 784,8. | 75,42. | 86,7. | |
Август. | 67,3. | — 11. | — 740,3. | 76,36. | 88,1. | |
Сентябрь. | 65,7. | — 10. | — 657. | 77,3. | ||
Октябрь. | 102,9. | — 9. | — 926,1. | 78,24. | 131,5. | |
Ноябрь. | 102,8. | — 8. | — 822,4. | 79,18. | 129,8. | |
Декабрь. | 121,5. | — 7. | — 850,5. | 80,12. | 151,6. | |
2006 г. Январь. | 80,3. | — 6. | — 481,8. | 81,06. | 99,1. | |
Февраль. | 79,3. | — 5. | — 396,5. | 96,7. | ||
Март. | 88,2. | — 4. | — 352,8. | 82,94. | 106,3. | |
Апрель. | 70,3. | — 3. | — 210,9. | 83,88. | 83,8. | |
Май. | 74,8. | — 2. | — 149,6. | 84,82. | 88,2. | |
Июнь. | 81,9. | — 1. | — 81,9. | 85,76. | 95,5. | |
Июль. | 84,3. | 84,3. | 87,64. | 96,2. | ||
Август. | 90,5. | 88.58. | 102,2. | |||
Сентябрь. | 89,6. | 268,8. | 89,52. | 100,1. | ||
Октябрь. | 92,5. | 90,46. | 102,3. | |||
Ноябрь. | 90,7. | 453,5. | 91,4. | 99,2. | ||
Декабрь. | 103.9. | 623,4. | 92,34. | 112,5. | ||
2007 г. Январь. | 74.8. | 523,6. | 93,28. | 80,2. | ||
Февраль. | 76,3. | 610,4. | 94,22. | |||
Март. | 79,7. | 717,3. | 95.16. | 83,8. | ||
Апрель. | 74,3. | 96,1. | 77,3. | |||
Май. | 78,9. | 867,9. | 97,04. | 81,3. | ||
Июнь. | 81,6. | 979,2. | 97,98. | 83,3. | ||
Июль. | 94,3. | 1225,9. | 98,92. | 95,3. | ||
Август. | 96,7. | 1353,8. | 99,86. | 96.8. | ||
Сентябрь. | 98,5. | 1477,5. | 100,8. | 97.7. | ||
Октябрь. | 112,5. | 101.74. | 110,6. | |||
Ноябрь. | 119,9. | 2038,3. | 102.68. | 116,8. | ||
Декабрь. | 151.4. | 2725.2. | 103,62. | 146.1. | ||
Итого. | 3121,6. | 3964.9. | 3121.2. |
Рассчитанные индексы сезонности представлены в таблицу17.
Результаты анализа сезонных колебаний спроса позволяют правильно определить объем поставок на предприятия, заключать договоры с партнерами и маневрировать имеющимися ресурсами, увеличивая или уменьшая размер арендуемых складских помещение составляя график отпусков и т. д.
При этом можно произвести прогноз спроса на 2009;2010 гг.
Таблица 17 Индексы сезонности товарооборота для ТОО «Онур».
Январъ,. | 93.6. | Июль. | 92.7. |
Февраль. | 88.6. | Август. | 95,7. |
Март. | 94.8. | Сентябрь. | 94,3. |
Aпpeль. | 88.6. | Октябрь. | 114,8. |
Май. | 90.3. | Ноябрь. | 115,3. |
Июнь,. | 97,3. | Декабрь. | 136,7. |
Полученные индексы сезонности спроса показывают, что резкий скачок выручки вверх произойдет в декабре, а минимальное значение индекса сезонности будет в феврале и апреле.
Совокупный объем спроса на каждый квартал будущего года год составит:
= 260,16 + 7,51t = 261,16 + 7,51 Ч 4 = 290,2 тыс. тенге.
Тогда возможно рассчитать спрос на 2009 год (таблица 18).
Таблица 18 Прогноз выручки от реализации с учетом сезонности спроса, тыс. тенге.
Январь,. | 271,6. | Июль. | 269,0. |
Февраль. | 257,1. | Август. | 277,7. |
Март. | 275,1. | Сентябрь. | 274,8. |
Aпpeль. | 257,1. | Октябрь. | 333,1. |
Май. | 262,1. | Ноябрь. | 334,6. |
Июнь,. | 282,4. | Декабрь. | 396,7. |
Всего спрос на товары для ТО…