Герцен Александр Иванович
Об одной из них — «Письма об изучении природы» — Г. В. Плеханов сказал: «Легко можно подумать, что они написаны не в начале 40-х гг., а во второй половине 70-х, и притом не Герценом, а Энгельсом. До такой степени мысли первого похожи на мысли второго». В 1846 после смерти отца Герцен стал обеспеченным человеком. В 1847 у.е.хал за границу, где стал свидетелем поражения рев. 1848 — 1849 («я так еще… Читать ещё >
Герцен Александр Иванович (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812, Москва — 1870, Париж) — рев. деятель, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева и Генриетты Луизы Гааг, приехавшей в Россию из Штутгарта. Герцен носил придуманную отцом фамилию, намекающую на сердечную привязанность родителей (Herz — сердце), и тяжело переживал свое «ложное положение». Первые домашние учителя Герцена республиканец-француз Бушо и ценитель вольнолюбивой поэзии А. С. Пушкина и К. Ф. Рылеева семинарист И. Протопопов не скрывали от ученика своих воззрений. Восстание декабристов («Рассказы о возмущении, о суде, ужас в Москве сильно поразили меня»), последующая казнь пятерых из них, чтение Ф. Шиллера, Плутарха, Ж. Ж. Руссо оказали сильное влияние на мировоззрение Герцена.
Он и его друг Я. П. Огарев поклялись отомстить за смерть декабристов. В 1829 — 1833 Герцен был студентом физико-математического отделения Моск. ун-та. В это время вокруг него сложился дружеский кружок вольномыслящей молодежи, в к-ром «проповедовали ненависть к всякому насилью, к всякому правительственному произволу». Изучение сочинений утопических социалистов Сен-Симона, Фурье и Оуэна, рев. события 30-х гг. во Франции и Польше способствовали формированию у Герцена собственного понимания исторических событий. В 1834 Герцен и некоторые кружковцы были арестованы по ложному обвинению в пении антимонархических песен, а на самом деле за вольнодумство. В 1835 Герцен был сослан в Пермь, а потом в Вятку, где служил в губернской канцелярии. Там он написал первое опубликованное произведение — очерк «Гофман», к-рый подписал знаменитым впоследствии псевдонимом Искандер.
В 1837 Герцен получил разрешение переехать во Владимир, в 1841 — еще раз выслан в Новгород и лишь в 1842 вернулся в Москву, где близко сошелся с В. Г. Белинским, М. А. Бакуниным, Т. Н. Грановским и др. западниками, вступившими в бой со славянофилами. Герцен писал: «Мы видели в их учении новый елей, помазывающий благочестивого самодержца всероссийского, новую цепь, налагаемую на независимую мысль, новое подчинение ее какому-то монастырскому чину азиатской церкви, всегда коленопреклоненной перед светской властью». В 40-е гг. Герцен написал роман «Кто виноват?» и повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов» — яркое обличение крепостничества. Наряду с художественными Герценым был написан ряд философских работ.
Об одной из них — «Письма об изучении природы» — Г. В. Плеханов сказал: «Легко можно подумать, что они написаны не в начале 40-х гг., а во второй половине 70-х, и притом не Герценом, а Энгельсом. До такой степени мысли первого похожи на мысли второго». В 1846 после смерти отца Герцен стал обеспеченным человеком. В 1847 у.е.хал за границу, где стал свидетелем поражения рев. 1848 — 1849 («я так еще не страдал никогда»). Не приняв духовный мир буржуазной, мещанской нравственности с ее преклонениями перед деньгами и порядком, Герцен проникся социалистическими убеждениями, но указывал на слабость современных ему социалистических учений. В 1849 в статье «Россия» высказал мысли, впоследствии ставшие основой теории рус. социализма — утопического учения, согласно к-рому зародышем будущего социалистического общества является крестьянская община, и народнического движения.
Герцен жил в Женеве, Ницце и сблизился со многими руководителями Западноевропейского рев. движения. В 1850 Герцен отказался вернуться в Россию по требованию Николая 1, за что был лишен всех прав состояния и объявлен «вечным изгнанником». С 1852 Герцен стал жить в Лондоне, где в 1853 создал «Вольную русскую типографию», чтобы издавать для России бесцензурные произведения: «Полярная звезда», «Голоса из России», «Колокол», «Записки декабристов» и многие др., сыгравшие огромную роль в формировании рус. общественной мысли и рев. движения. Здесь же печатались мемуары Герцена «Былое и думы», по его же словам, «не историческая монография, а отражение истории в человеке, случайно попавшемся на ее дороге» — летопись общественной и рев. жизни его времени. Герцен вместе с Огаревым был в числе создателей рев. организации «Земля и воля», сыгравшей большую роль в освободительном движении России. Мыслитель-художник, Герцен полагал, что главной движущей силой истории является не государство, а народ. Насилие, — считал Герцен., — может лишь расчистить место для нового общества, но оно не может его создать. Необходимо воспитание через представительную систему, через которую прошла или проходит большая часть европейских государств.
Без развития народного сознания невозможна свобода: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри». В последние годы жизни Герцен жил во многих городах Европы. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез, а потом его прах был перевезен в Ниццу. Мечты Герцена о возвращении в Россию его детей остались неосуществленными. На родину вернулся только его внук П. Д. Герцен, замечательный хирург, чьим именем назван Моск. онкологический ин-т. Огромное лит. наследство Герцена и сегодня привлекает читателей и исследователей художественным талантом, глубиной мысли, устремленной в будущее.
Горчаков Александр Михайлович Горчаков Александр Михайлович (1798−1883).
Кому ж из нас под старость день Лицея Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений Докучный гость и лишний, и чужой, Он вспомнит нас и дни соединений, Закрыв глаза дрожащею рукой…
Эти стихи, приуроченные к лицейской годовщине 1825 года, написаны поэтом в Михайловском. Последним лицеистом прославленного первого выпуска оказался князь Горчаков, умерший в феврале 1883 года. Он был одним из первых учеников в Царскосельском лицее и несомненно привлекал Пушкина своими незаурядными способностями, но к числу ближайших товарищей его не принадлежал. По словам одного из лицеистов, Горчаков «в душе завидовал Пушкину за его гений и то и дело хвастался пред ним своей красотой и знатностью рода». Отзывы наставников и гувернеров о Горчакове всегда положительны. По мнению профессора Н. Ф. Кошанского, Горчаков «один из немногих воспитанников, соединяющих многие способности в высшей степени».
У Горчакова блестяще складывалась служебная карьера. По окончании Лицея он был определен в Коллегию иностранных дел. Позднее стал министром иностранных дел и государственным канцлером. «Счастливцем с первых дней» назвал его Пушкин. Однако успешная карьера Горчакова не была «усеяна розами», как это представлялось современникам и потомкам. Были и свои взлеты и падения из-за несогласия с министром иностранных дел К. В. Нессельроде — сторонником реакционного курса России. Образованный, талантливый и умный Горчаков оставил заметный след в истории русской дипломатии своего времени.
По окончании Лицея и до ссылки на юг Пушкин встречался с Горчаковым в его приезды из-за границы в Петербург. К этому времени относится недавно опубликованный отзыв Горчакова о своем лицейском товарище: «Невзирая на противоположность наших убеждений, которые мы исповедуем, я не могу не испытывать к Пушкину большой симпатии, основанной на воспоминаниях молодости…» Последняя их встреча произошла в августе или сентябре 1825 года в селе Лямоново (в 69 верстах от села Михайловского) — имении знакомца Пушкина помещика А. Н. Пещурова. Здесь Пушкин читал своему товарищу несколько сцен из ненапечатанного «Бориса Годунова». «Горчаков мне живо напомнил Лицей, кажется, он не переменился во многом — хоть и созрел и, следственно, подрос… Мы встретились и расстались довольно холодно — по крайней мере с моей стороны. Он ужасно высох», — писал Пушкин в эти дни П. А. Вяземскому.
Горчакову посвящены послания «Пускай, не знаясь с Аполлоном…» (1814), «Встречаюсь я с осьмнадцатой весной…» (1817) и «Питомец мод, большого света друг…» (1819), а также строфы в стихотворениях «Пирующие студенты» (1814) и «19 октября» (1825). Характерно второе послание, в котором Пушкин подчеркивает противоположность их жизненных устремлений.
…Мой милый друг, мы входим в новый свет,.
Но там удел назначен нам не равный,.
И розно наш оставим в жизни след.
После этого Пушкин ни разу не упоминает Горчакова в своих сочинениях и письмах. В 1928 году в московском архиве Горчакова обнаружена неизвестная лицейская поэма «Монах» и семь других автографов Пушкина.