Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Строение и функции нервной системы. 
Особенности ее у дошкольника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Малыши часто чего-то боятся: темноты, шума, собак… Но боятся по-разному. Например, абсолютно нормально, если ребенок просится к вам на руки, увидев огромную овчарку. Это скорее проявление осторожности, чем страха. Но если ребенок начинает плакать при виде таксы — пора идти к психологу. Если ребенок боится темноты, ни в коем случае не прибегайте к драконовским методам, оставляя ребенка плачущим… Читать ещё >

Строение и функции нервной системы. Особенности ее у дошкольника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нервная система включает центральную и периферическую. Центральную нервную систему образуют головной мозг и находящийся в позвоночнике спинной мозг. Она является важнейшим органом психической деятельности. Периферическая нервная система представляет собой сеть нервных проводников, передающих команды мозга всем точкам тела, органам чувств, мышцам и сухожилиям. Основной элемент нервной системынервная клетка (нейрон). Она воспринимает раздражения, поступающие к ней по коротким разветвленным отросткам — дендритам (их у каждого нейрона несколько), перерабатывает их, а затем по одному длинному отростку — аксону — передает другим отросткам или рабочим органам. Нервную систему человека образуют десятки миллиардов взаимосвязанных между собой нейронов. Действует нервная система во много раз успешнее и может неизмеримо больше, чем самый совершенный электронный мозг компьютера.

Нервная система имеет множество функций. Она способствует поддержанию постоянства внутренней среды организма, взаимодействию всех его органов и систем, позволяя ему действовать как единое целое. Ее важнейшей функцией является также обеспечение деятельности психики и поведения живого существа.

Наиболее важным и характерным показателем развития различных периодов детского возраста является становление центральной нервной системы. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей только человеку психической и психомоторной деятельности. При этом особенно выраженные изменения происходят на протяжении первого года жизни, когда каждый месяц сопровождается качественно новыми, ощутимыми показателями развития, позволяющими достаточно точно и объективно дифференцировать эти небольшие этапы жизни, что невозможно осуществить ни в каких других возрастных периодах.

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее усложнение и дифференцировка психического развития. Более выражено влияние тормозных процессов. Ребенок активно воспринимает окружающий мир, усваивает моральные понятия и представления об обязанностях, проявляет большой интерес к детям. Многие дети начинают читать и писать, легко овладевают элементами иностранного языка.

В школьном периоде продолжается развитие сложных форм поведения, формируются индивидуальные особенности. У подростков все больше выявляются особенности поведения, связанные с гормональной перестройкой. Мышление отличается склонностью к абстрагированию и обобщению.

В возрастные периоды детства закономерно, с достаточно определенными количественными показателями изменяются функциональные характеристики различных органов и систем (например, частота и глубина дыхания, пульс, артериальное давление, электрическая активность мозга и др.), отмечаются сдвиги в количественных показателях ряда биохимических величин крови, (остаточного азота, мочевой кислоты, аминокислот и белков, сахара, ферментов, липидов, мукополисахаридов, гормонов и др.) и выделения этих веществ с мочой.

В раннем детстве нервная система еще очень незрелая, нейронные связи ограничены (в микроскопе нейрон ребенка имеет веретенообразную форму, в то время как у взрослого выглядит как звездочка). Вследствие этого дети быстро устают, не способны длительное время выполнять деятельность, непоседливые, чувствительны к неблагоприятным воздействиям. Поведение ребенка чрезмерно реактивное, и это свойство еще более усиливается вследствие высокой зависимости показателей психических функций ребенка от окружающей ситуации. Даже незначительное повышение голоса мамы уже может вызвать слезы и обиды малыша. Он очень легко отвлекается и очень трудно потом возвращается к работе. Обратите особое внимание Чем активнее психическая деятельность ребенка, тем быстрее он устает. Малыш особенно быстро устает, если переживает интенсивные эмоции, воспринимает много новых раздражителей, общается с большим количеством людей, глубоко погружается в работу. Признаками усталости является снижение у ребенка интереса к работе, ухудшение показателей внимания, восприятия, памяти, речи, снижение управляемости, ухудшение координации движений и т. д.

Так, дошкольник может вдруг стать неузнаваемым: нарушает правила поведения, хотя давно их усвоил; не может сложить пирамидку, хотя хорошо умеет это делать. Если у взрослого человека усталость вызывает уменьшение количества движений, их амплитуду и силу, то у малыша бывает наоборот: он громко плачет, швыряет игрушки, бегает по комнате, не желая ложиться спать. Нервная система дошкольника созревает очень быстро и после поступления в школу имеет почти такие же показатели, как у взрослого человека. Такие реакции дошкольника на усталость обусловлены преобладанием возбуждения над торможением. Ребенку трудно долго усидеть на месте, не двигаясь; выполняя работу, включает несколько последовательных этапов, может возвращаться к продолжению того, что начал вчера. Негативно влияет на малыша изменение привычных условий жизни: он капризничает, теряет усвоенные до этого навыки и умения, будто возвращается в своем поведении на несколько шагов в прошлое. Трудно ребенку сдерживать свои эмоции, особенно в ситуациях, вызывающих страх и тревогу: например, разлука с матерью, посещения врача и т. д. Взрослые должны оберегать незрелую нервную систему ребенка от перенапряжения, обеспечить спокойный и стабильный режим дня, согласие в родственных отношениях.

Динамические свойства психики проявляются в приспособительных реакциях детей сразу после рождения;

  • — Отдельные свойства темперамента могут при жизни меняться, но тип темперамента остается постоянным;
  • — Становление типа темперамента зависит от созревания нервной системы, эндокринного аппарата и специфических для каждого типа темперамента закономерностей;
  • — Чем активнее психическая деятельность ребенка, тем быстрее он устает; — Реакции дошкольника на усталость обусловлены преобладанием возбуждения над торможением;
  • — Взрослые должны оберегать незрелую нервную систему ребенка от перенапряжения.

Такие проблемы, как капризность, непоседливость, чрезмерная активность или, напротив, заторможенность, вялость, чаще всего обусловлены именно физической неготовностью ребенка к школе: незрелостью нервной системы, ее ослабленностью за счет чрезмерных для ребенка учебных или спортивных нагрузок. У таких детей часто меняется настроение, они раздражительны, могут быть агрессивны или, наоборот, застенчивы. У них часто бывают кошмары, навязчивые страхи (темноты, воды и др.).

При чрезмерных нагрузках и отсутствии эмоциональной поддержки со стороны семьи у такого ребенка возникают нервно-психические расстройства.

Нервно-психические нарушения проявляются разнообразно: вялость, раздражительность, двигательное беспокойство, нарушения сна, ночное недержание мочи, заикание, тики и др.

Дети с нервно-психическими нарушениями не являются «ненормальными» детьми. Это не психопаты или инвалиды. Таким детям сложнее развиваться, чем обычным, из-за их физиологических особенностей.

Важно с пониманием отнестись к чрезмерно активному (гиперактивному) ребенку. Как правило, дети вертятся и отвлекаются не из вредности или упрямства, а потому что они не способны физически длительно контролировать свои движения, сконцентрироваться на выполнении задания, рассеянны и не знают покоя.

Физиологически это объясняется особенностями нервной системы: мозг легко возбуждается, а процесс торможения затруднен из-за индивидуальных физиологических особенностей. Другими словами, детям сложно контролировать свои движения не потому, что не хочется, а потому, что не получается. Только к 6−7 годам созревают мозговые структуры, отвечающие за произвольность движений (способность контролировать свои действия) в достаточной мере, чтобы ребенок мог просидеть 30 минут на одном месте, не разговаривать во время урока и соблюдать другие требования школьной жизни. Поэтому все дошкольники по своей природе — гиперактивны. В 4−5 лет они учатся бегать, прыгать, кувыркаться и используют любую возможность, чтобы потренироваться и исследовать свои новые умения и возможности. Если ваш ребенок чрезмерно активен, не способен заниматься одним и тем же в течение 10 минут, быстро утомляется, импульсивен и подвижен, то при обследовании невролог может диагностироватьсиндром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В дошкольном возрасте, как правило, он не ставится и особого беспокойства не вызывает.

Гиперактивное поведение дошкольника соответствует его возрастным особенностям. Проблемы начинаются в школе. Ребенок отстает в учебе, проявляет агрессивность по отношению к сверстникам, учителя жалуются на плохое поведение на уроках.

Основных причин у СДВГ две.

Первая — неблагополучное протекание беременности или родов, которое может привести к минимальным мозговым дисфункциям (ММД). Биологически мозг ребенка здоров, но функционирует он дисгармонично. В данном случае возбуждение распространяется по всей коре больших полушарий, что приводит к тому, что ребенок не может успокоиться, собраться, сконцентрировать свое внимание (не образуется устойчивая доминанта).

Второй причиной является неблагополучие в семейных отношениях, неумение родителей с пониманием и заботой отнестись к особенностям своего ребенка. Если же отец и мать заботятся о нем, прислушиваются к нему, откровенно проявляют свою любовь, то СДВГ не приводит к серьезным нарушениям в поведении: ребенок неагрессивен, расслаблен, старается вести себя хорошо.

Другую группу трудных детей составляют дети с ослабленной нервной системой. Такие дети быстро утомляются, рассеянны, для них характерна вялость, нежелание, играть в активные игры. Они пассивны. Темп деятельности очень медленный. Им приходится все время подсказывать. Таким детям необходим щадящий режим дня: дневной сон, лечебная физкультура, регулярное питание, длительные прогулки, активные игры. Занятия спортом должны быть умеренными. Учебные нагрузки по подготовке к школе — минимальны. При серьезных расстройствах — исключены. В школе на подготовку домашних заданий должно отводиться не больше часа в день.

Малыши часто чего-то боятся: темноты, шума, собак… Но боятся по-разному. Например, абсолютно нормально, если ребенок просится к вам на руки, увидев огромную овчарку. Это скорее проявление осторожности, чем страха. Но если ребенок начинает плакать при виде таксы — пора идти к психологу. Если ребенок боится темноты, ни в коем случае не прибегайте к драконовским методам, оставляя ребенка плачущим в темной комнате. Купите ночник, проверяйте шкаф на наличие «монстров» перед сном, посидите в его комнате, пока он не уснет, — берегите здоровье вашего ребенка. Чтобы успокоить маленького ребенка, бывает достаточно «магических заклинаний». Например, распылить «волшебную» воду из пульверизатора по всем стенам, углам, в шкафу и за шторой. Теперь никакие монстры не смогут прийти в комнату. Часто к страхам относят отвращение: страхи пауков, насекомых, грязи. Если объект, на который направлен страх, не может принести человеку смерть или нанести увечье, то речь, скорее, идет об эмоции отвращения. Часто она направляется на насекомых. Такие страхи редко наблюдаются у дошкольников, но у взрослых встречаются уже почти у каждого. Происходит это от неполноценного восприятия природы, когда объекты окружающего мира остались неизученными и малопонятными, а потому их живая деятельность не задевает вашего интереса. Если вы боитесь насекомых, испытываете к чему-то чувство отвращения, вряд ли вы умудритесь не воспитать их в вашем ребенке. Наличие детских страхов, с одной стороны, является нормой для дошкольника с точки зрения того, что они есть почти у всех. С другой стороны, страх — это признак неблагополучия в родительско-детских отношениях в той или иной степени. Чем сильнее страх — тем менее удовлетворена потребность ребенка в родительской любви. Когда ребенок счастлив, удовлетворен жизнью, когда родители проявляют к нему любовь и заботу, ему не страшен даже сам серый волк. Если страх больше похож на панику, доставляет массу беспокойств вам и вашему ребенку, вы долго не можете успокоить малыша, — это признаки того, что необходима помощь специалиста. Что делать, если у вашего ребенка есть такие нарушения? Обратитесь к специалистам. Индивидуальную программу лечения составит психоневролог. Психолог поможет установить отношения в семье, которые способствовали бы скорейшему выздоровлению и предотвратили появление нервно-психических расстройств вновь. Если у вашего ребенка серьезные нервно-психические нарушения (например, синдром дефицита внимания с гиперактивностью), лучше повременить со школой — начать обучение с 8 лет.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой