Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Оценка биологического созревания и полового развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возрастные группы детей от 3 до 7 лет делятся с интервалом 6 месяцев. Таким образом, к каждой возрастной группе (3; 3,5; 4; 4,5; 5; 5,5 и 6 лет) относятся дети, которым на момент обследования не меньше, чем на 3 месяца, и не больше, чем на 2 месяца 29 дней. Например, к группе 3-леток относятся дети от 2 лет 9 месяцев до 3 лет 2 месяцев и 29 дней, а к группе 3,5-леток — дети от 3 лет 3 месяцев… Читать ещё >

Оценка биологического созревания и полового развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При обследовании детей и подростков особое внимание уделяется оценке биологического возраста. Это связано с тем, что биологический возраст в большей степени, чем паспортный, отражает зрелость тканей, органов и систем организма, его работоспособность и характер адаптивных реакций. Поэтому критериями биологического возраста могут быть морфологические, функциональные и биохимические показатели. Литературные данные свидетельствуют о значительных различиях уровня и возрастной динамики показателей физического развития и функционального состояния организма у детей и подростков, что связывается с особенностями процесса биологического созревания (И. И. Бахрах с соавт., 1974; Г. П. Сальникова с соавт., 1974; Т. С. Тимакова, 1976 и другие). Примерно в 50% случаев биологический возраст детей и подростков не соответствует паспортному, то есть биологическое развитие протекает с опозданием или с опережением. Оценка степени биологического развития необходима для рационального построения физического воспитания школьников, так как у детей с разной степенью биологического созревания отмечается различный уровень работоспособности. Надо отметить, что ускорение процесса биологического созревания нельзя признать благоприятным вариантом индивидуального развития организма подростка, хотя в этом случае акселераты существенно опережают своих сверстников медиантов и ретардантов по многим морфофункциональным показателям. Как показывает практика, опережение физического развития, полового созревания зачастую сопровождается несовершенством регуляторного аппарата, относительным отставанием развития сердечно-сосудистой, дыхательной или каких-либо других систем, что делает организм более ранимым и менее приспособленным к значительным физическим нагрузкам. Уровень адаптивных резервов увеличивается не всегда параллельно с темпом полового созревания.

Существенные индивидуальные различия детей и подростков по уровню и темпам роста показателей физического развития, по степени биологической зрелости и морфофункциональной гармоничности обусловливают необходимость дифференцированного подхода при назначении физических нагрузок детям и подросткам одного календарного, но разного биологического возраста (Р. Н. Дорохов с соавт., 1973; В. А. Зубов, 1975 и другие).

В практической работе для определения биологического возраста часто используют морфологические показатели — зубную зрелость (прорезывание и смена зубов) и развитие вторичных половых признаков.

У мальчиков постоянные зубы прорезываются позднее, чем у девочек. Хорошие условия жизни способствуют более раннему появлению постоянных зубов. Причиной позднего прорезывания зубов могут явиться различные заболевания — рахит, туберкулез и др.

Зубная зрелость оценивается по зубной формуле, в которой учитывается порядок, сроки прорезывания и смены зубов. Это является одним из объективных показателей биологического возраста детей от 6 до 13 лет (табл. 2.1).

Таблица 2.7

Схема оценки биологического возраста по зубной формуле.

Хронологический возраст (лет).

Пол.

Число постоянных зубов.

Замедленное развитие.

Соответствующее развитие.

Ускоренное развитие.

5,5.

М.

0—3.

Более 3.

Д.

0—5.

Более 4.

М.

1—5.

Более 5.

д.

0—5.

Более 6.

6,5.

м.

0—2.

3—8.

Более 8.

д.

0—2.

3—9.

Более 9.

м.

Менее 5.

5—10.

Более 10.

д.

Менее 6.

6—11.

Более 11.

7,5.

м.

Менее 8.

8—11.

Более 12.

д.

Менее 8.

8—13.

Более 13.

В период полового созревания биологический возраст определяется и оценивается по выраженности вторичных половых признаков — по развитию волос в подмышечной впадине и на лобке, а у девочек, кроме того, по развитию молочных желез и возрасту настушления первой менструации (А. Б. Ставицкая, Д. И. Арон, 1969). Таким образом, половая формула для мальчиков —Ах, Р, а для девочек—Ах, Р, Ма, Me:

  • Ах (Axillaris) — развитие волос в подмышечной впадине. Стадия развития: Ах0, Ахь Ахг, Ахъ.
  • Р (Pubis) — развитие волос на лобке. Стадия развития: Р0, Рг, Р2,

Р3, Р4.

  • Ма (Матае) — развитие молочных желез. Стадия развития: Ма, Ма2, Ма3, Ма4.
  • Me (Merisis) — возраст наступления первой менструации (лет, месяцев).

Выраженность развития вторичных половых признаков оценивается следующим образом:

  • Ах0 — отсутствие волос; Ахг — единичные короткие волосы; Ах2 — густые длинные волосы в центральной части подмышечной впадины; Ах3 — густые волосы занимают всю подмышечную впадину;
  • • Р0 — волосы отсутствуют; Р] — единичные волосы в центральной части лобка; Р2 — волосы более густые и длинные в центральной части лобка; Р3 — густые и длинные волосы занимают треугольник лобка; Р4 — волосы занимают всю поверхность лобка, переходя на внутреннюю поверхность бедер и в направлении к пупку;
  • • Мах — сосок несколько поднимается над околососковым кружком; Ма2 — околососковый кружок возвышается, образуя конусовидное возвышение на ограниченном участке; Ма3 — грудь имеет форму уплощенного полушария, начинает формироваться сосок; Ма4 — зрелая грудь с хорошо выраженной пигментацией околососкового кружка и сформированным соском.

При несовпадении степени развития волос в подмышечной впадине и на лобке для оценки степени полового созревания у мальчиков надо ориентироваться на степень развития волос на лобке. При несовпадении у девочек степени развития молочных желез и возраста наступления первой менструации в первую очередь надо учитывать возраст начала менструации.

Стандарты для оценки биологического возраста по развитию вторичных половых признаков представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Стандарты полового созревания мальчиков.

Формулы.

Норма (лет и мес.).

Отставание (лет и мес.).

Опережение (лет и мес.).

Р j Ах0

От 11 и 9 до 13 и 3.

После 13 и 3.

До 11 и 9.

?1 Л*!

От 11 и 11 до 13 и 5.

После 13 и 5.

До 11 и 4.

Окончание табл. 2.2

Формулы

Норма (лет и мес.)

Отставание (лет и мес.)

Опережение (лет и мес.)

Р2Ах1

От 12 и 6 до 13 и 10.

После 13 и 10.

До 12 и 6.

Р2Ах2

От 13 и 6 до 15 и 0.

После 15 и 0.

До 13 и 6.

Р3Ах2

От 13 и 8 до 15 и 2.

После 15 и 2.

До 13 и 8.

8.3 Ахз.

От 14 и 4 до 16 и 4.

После 16 и 4.

До 14 и 4.

Р4Ах3

От 15 и 1 до 16 и 5.

После 16 и 5.

До 15 и 1.

Стандарты полового созревания девочек.

Формулы

Норма (лет и мес.)

Отставание (лет и мес.)

Опережение (лет и мес.)

Р0Ах0Ма j.

От9и5до11и1.

После 11 и 1.

Ранее 9 и 5.

PI Axj Ма2

От 10 и 8 до 12 и 6.

После 12 и 6.

Ранее 10 и 8.

Р j Ах0.| Ма2. з.

От 11 и 0 до 12 и 6.

После 12 и 6.

Ранее 11 и 0.

Р2 Ах2 Ма2

От 10 и 8 до 12 и 6.

После 12 и 6.

Ранее 10 и 8.

Р2 Ах2 Ма3

От 11 и 1 до 12 и 7.

После 12 и 7.

Ранее 11 и 1.

Р2Ах2 Ма3_4 Ме+

От 12 и 0 до 13 и 6.

После 13 и 6.

Ранее 12 и 0.

Р2 Ах2 Ма3.4 Ме+

От 13 и 0 до 14 и 6.

После 14 и 6.

Ранее 13 и 0.

Р3 Ах2 Ма3.4 Ме+

От 14 и 5 до 14 и 7.

После 14 и 7.

Ранее 14 и 5.

Р3 Ах3 Ма3.4 Ме+

От 14 и 6 до 16 и 0.

После 16 и 0.

Ранее 14 и 6.

Определение календарного возраста

Для правильной оценки физического развития ребенка и подростка необходимо определить его календарный (паспортный) возраст.

Возрастные группы детей от 3 до 7 лет делятся с интервалом 6 месяцев. Таким образом, к каждой возрастной группе (3; 3,5; 4; 4,5; 5; 5,5 и 6 лет) относятся дети, которым на момент обследования не меньше, чем на 3 месяца, и не больше, чем на 2 месяца 29 дней. Например, к группе 3-леток относятся дети от 2 лет 9 месяцев до 3 лет 2 месяцев и 29 дней, а к группе 3,5-леток — дети от 3 лет 3 месяцев до 3 лет 8 месяцев и 29 дней и т. д.

После 7 лет интервал возрастных групп составляет один год и, таким образом, отклонение в обе стороны составляет от минус 6 месяцев до плюс 5 месяцев 29 дней. Например, к группе 12-летних относятся дети, которым в день обследования от 11 лет 6 месяцев до 12 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой