Оценка биологического созревания и полового развития
Возрастные группы детей от 3 до 7 лет делятся с интервалом 6 месяцев. Таким образом, к каждой возрастной группе (3; 3,5; 4; 4,5; 5; 5,5 и 6 лет) относятся дети, которым на момент обследования не меньше, чем на 3 месяца, и не больше, чем на 2 месяца 29 дней. Например, к группе 3-леток относятся дети от 2 лет 9 месяцев до 3 лет 2 месяцев и 29 дней, а к группе 3,5-леток — дети от 3 лет 3 месяцев… Читать ещё >
Оценка биологического созревания и полового развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При обследовании детей и подростков особое внимание уделяется оценке биологического возраста. Это связано с тем, что биологический возраст в большей степени, чем паспортный, отражает зрелость тканей, органов и систем организма, его работоспособность и характер адаптивных реакций. Поэтому критериями биологического возраста могут быть морфологические, функциональные и биохимические показатели. Литературные данные свидетельствуют о значительных различиях уровня и возрастной динамики показателей физического развития и функционального состояния организма у детей и подростков, что связывается с особенностями процесса биологического созревания (И. И. Бахрах с соавт., 1974; Г. П. Сальникова с соавт., 1974; Т. С. Тимакова, 1976 и другие). Примерно в 50% случаев биологический возраст детей и подростков не соответствует паспортному, то есть биологическое развитие протекает с опозданием или с опережением. Оценка степени биологического развития необходима для рационального построения физического воспитания школьников, так как у детей с разной степенью биологического созревания отмечается различный уровень работоспособности. Надо отметить, что ускорение процесса биологического созревания нельзя признать благоприятным вариантом индивидуального развития организма подростка, хотя в этом случае акселераты существенно опережают своих сверстников медиантов и ретардантов по многим морфофункциональным показателям. Как показывает практика, опережение физического развития, полового созревания зачастую сопровождается несовершенством регуляторного аппарата, относительным отставанием развития сердечно-сосудистой, дыхательной или каких-либо других систем, что делает организм более ранимым и менее приспособленным к значительным физическим нагрузкам. Уровень адаптивных резервов увеличивается не всегда параллельно с темпом полового созревания.
Существенные индивидуальные различия детей и подростков по уровню и темпам роста показателей физического развития, по степени биологической зрелости и морфофункциональной гармоничности обусловливают необходимость дифференцированного подхода при назначении физических нагрузок детям и подросткам одного календарного, но разного биологического возраста (Р. Н. Дорохов с соавт., 1973; В. А. Зубов, 1975 и другие).
В практической работе для определения биологического возраста часто используют морфологические показатели — зубную зрелость (прорезывание и смена зубов) и развитие вторичных половых признаков.
У мальчиков постоянные зубы прорезываются позднее, чем у девочек. Хорошие условия жизни способствуют более раннему появлению постоянных зубов. Причиной позднего прорезывания зубов могут явиться различные заболевания — рахит, туберкулез и др.
Зубная зрелость оценивается по зубной формуле, в которой учитывается порядок, сроки прорезывания и смены зубов. Это является одним из объективных показателей биологического возраста детей от 6 до 13 лет (табл. 2.1).
Таблица 2.7
Схема оценки биологического возраста по зубной формуле.
Хронологический возраст (лет). | Пол. | Число постоянных зубов. | ||
Замедленное развитие. | Соответствующее развитие. | Ускоренное развитие. | ||
5,5. | М. | 0—3. | Более 3. | |
Д. | 0—5. | Более 4. | ||
М. | 1—5. | Более 5. | ||
д. | 0—5. | Более 6. | ||
6,5. | м. | 0—2. | 3—8. | Более 8. |
д. | 0—2. | 3—9. | Более 9. | |
м. | Менее 5. | 5—10. | Более 10. | |
д. | Менее 6. | 6—11. | Более 11. | |
7,5. | м. | Менее 8. | 8—11. | Более 12. |
д. | Менее 8. | 8—13. | Более 13. |
В период полового созревания биологический возраст определяется и оценивается по выраженности вторичных половых признаков — по развитию волос в подмышечной впадине и на лобке, а у девочек, кроме того, по развитию молочных желез и возрасту настушления первой менструации (А. Б. Ставицкая, Д. И. Арон, 1969). Таким образом, половая формула для мальчиков —Ах, Р, а для девочек—Ах, Р, Ма, Me:
- • Ах (Axillaris) — развитие волос в подмышечной впадине. Стадия развития: Ах0, Ахь Ахг, Ахъ.
- • Р (Pubis) — развитие волос на лобке. Стадия развития: Р0, Рг, Р2,
Р3, Р4.
- • Ма (Матае) — развитие молочных желез. Стадия развития: Ма, Ма2, Ма3, Ма4.
- • Me (Merisis) — возраст наступления первой менструации (лет, месяцев).
Выраженность развития вторичных половых признаков оценивается следующим образом:
- • Ах0 — отсутствие волос; Ахг — единичные короткие волосы; Ах2 — густые длинные волосы в центральной части подмышечной впадины; Ах3 — густые волосы занимают всю подмышечную впадину;
- • Р0 — волосы отсутствуют; Р] — единичные волосы в центральной части лобка; Р2 — волосы более густые и длинные в центральной части лобка; Р3 — густые и длинные волосы занимают треугольник лобка; Р4 — волосы занимают всю поверхность лобка, переходя на внутреннюю поверхность бедер и в направлении к пупку;
- • Мах — сосок несколько поднимается над околососковым кружком; Ма2 — околососковый кружок возвышается, образуя конусовидное возвышение на ограниченном участке; Ма3 — грудь имеет форму уплощенного полушария, начинает формироваться сосок; Ма4 — зрелая грудь с хорошо выраженной пигментацией околососкового кружка и сформированным соском.
При несовпадении степени развития волос в подмышечной впадине и на лобке для оценки степени полового созревания у мальчиков надо ориентироваться на степень развития волос на лобке. При несовпадении у девочек степени развития молочных желез и возраста наступления первой менструации в первую очередь надо учитывать возраст начала менструации.
Стандарты для оценки биологического возраста по развитию вторичных половых признаков представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Стандарты полового созревания мальчиков.
Формулы. | Норма (лет и мес.). | Отставание (лет и мес.). | Опережение (лет и мес.). |
Р j Ах0 | От 11 и 9 до 13 и 3. | После 13 и 3. | До 11 и 9. |
?1 Л*! | От 11 и 11 до 13 и 5. | После 13 и 5. | До 11 и 4. |
Окончание табл. 2.2
Формулы | Норма (лет и мес.) | Отставание (лет и мес.) | Опережение (лет и мес.) |
Р2Ах1 | От 12 и 6 до 13 и 10. | После 13 и 10. | До 12 и 6. |
Р2Ах2 | От 13 и 6 до 15 и 0. | После 15 и 0. | До 13 и 6. |
Р3Ах2 | От 13 и 8 до 15 и 2. | После 15 и 2. | До 13 и 8. |
8.3 Ахз. | От 14 и 4 до 16 и 4. | После 16 и 4. | До 14 и 4. |
Р4Ах3 | От 15 и 1 до 16 и 5. | После 16 и 5. | До 15 и 1. |
Стандарты полового созревания девочек.
Формулы | Норма (лет и мес.) | Отставание (лет и мес.) | Опережение (лет и мес.) |
Р0Ах0Ма j. | От9и5до11и1. | После 11 и 1. | Ранее 9 и 5. |
PI Axj Ма2 | От 10 и 8 до 12 и 6. | После 12 и 6. | Ранее 10 и 8. |
Р j Ах0.| Ма2. з. | От 11 и 0 до 12 и 6. | После 12 и 6. | Ранее 11 и 0. |
Р2 Ах2 Ма2 | От 10 и 8 до 12 и 6. | После 12 и 6. | Ранее 10 и 8. |
Р2 Ах2 Ма3 | От 11 и 1 до 12 и 7. | После 12 и 7. | Ранее 11 и 1. |
Р2Ах2 Ма3_4 Ме+ | От 12 и 0 до 13 и 6. | После 13 и 6. | Ранее 12 и 0. |
Р2 Ах2 Ма3.4 Ме+ | От 13 и 0 до 14 и 6. | После 14 и 6. | Ранее 13 и 0. |
Р3 Ах2 Ма3.4 Ме+ | От 14 и 5 до 14 и 7. | После 14 и 7. | Ранее 14 и 5. |
Р3 Ах3 Ма3.4 Ме+ | От 14 и 6 до 16 и 0. | После 16 и 0. | Ранее 14 и 6. |
Определение календарного возраста
Для правильной оценки физического развития ребенка и подростка необходимо определить его календарный (паспортный) возраст.
Возрастные группы детей от 3 до 7 лет делятся с интервалом 6 месяцев. Таким образом, к каждой возрастной группе (3; 3,5; 4; 4,5; 5; 5,5 и 6 лет) относятся дети, которым на момент обследования не меньше, чем на 3 месяца, и не больше, чем на 2 месяца 29 дней. Например, к группе 3-леток относятся дети от 2 лет 9 месяцев до 3 лет 2 месяцев и 29 дней, а к группе 3,5-леток — дети от 3 лет 3 месяцев до 3 лет 8 месяцев и 29 дней и т. д.
После 7 лет интервал возрастных групп составляет один год и, таким образом, отклонение в обе стороны составляет от минус 6 месяцев до плюс 5 месяцев 29 дней. Например, к группе 12-летних относятся дети, которым в день обследования от 11 лет 6 месяцев до 12 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.