Информационная журналистика.
Настольная книга журналиста
Информационную журналистику называют «объективной», потому что журналист имеет дело только с объективными проявлениями реальности: фактами, действиями, словами. Журналиста-информационщика сравнивают с датчиком, заброшенным в определенную среду и фиксирующим показатели: увидел это, услышал то. Еще один способ достичь объективности — предоставление слова всем конфликтующим сторонам. Если журналист… Читать ещё >
Информационная журналистика. Настольная книга журналиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эта разновидность журналистики — одна из самых популярных в современных СМИ. Еще такую журналистику называют новостной (из-за ее главного жанра — новостной заметки), западной (так как за образцы берутся зарубежные издания и зарубежные методики обучения Журналистов) и англосаксонской (потому что зародился этот тип прессы в конце XIX в. в англоязычных странах — США и Великобритании).
«Оптимальный способ наблюдения за миром при нехватке времени и денег» — так характеризуют информационную журналистику американцы. Действительно, на написание новости уходит меньше времени, чем на подготовку текстов других жанров (репортаж, портрет, ньюсфиче и др.), а ознакомление с новостью и вовсе занимает считаные секунды. Читатель может прекратить чтение после одного-двух-трех предложений, но все равно он будет в курсе дела. На просмотр же всей газеты или новостного сайта достаточно 10—20 минут.
В России информационная журналистика появилась в начале 90-х годов прошлого века, незадолго до распада СССР. На сайте издательского дома «Коммерсантъ» утверждается, что родоначальниками информационной журналистики были основатели «Коммерсанта»: «Яковлев с соратниками первыми ввели западный принцип подачи информации — „принцип перевернутой пирамиды“. В первых трех фразах сжато излагается суть информации: что, где, когда. Так появилась вводка (lead — в американской терминологии). С тех пор это непременный атрибут любой заметки в любом издании „Ъ“. И лишь после этой самой вводки следуют подробности. И еще: только факты, никаких оценок, никакой морали и уж тем более никакой личной „авторской и гражданской позиции“. Краткость, холодноватый отстраненный тон, ирония»[1].
Из подобного подхода вытекает девиз информационной журналистики: «Мы пишем факты, мы не пишем правду». Под правдой здесь имеется в виду целостная картина события, транслируемая аудитории.
В информационной журналистике критерием качества является амбивалентность в трактовке происходящего: по одним данным — украли, по другим — не воровали, один источник говорит, что все хорошо, другой — что все плохо. Право сделать вывод остается за читателем. Он — судья по отношению к персонажам новостной заметки. Впрочем, вердикт выносить не обязательно. Немецкий философ Иммануил Кант указывал, что логическая противоположность может быть и не тождественна реальной[2].
Информационную журналистику называют «объективной», потому что журналист имеет дело только с объективными проявлениями реальности: фактами, действиями, словами. Журналиста-информационщика сравнивают с датчиком, заброшенным в определенную среду и фиксирующим показатели: увидел это, услышал то. Еще один способ достичь объективности — предоставление слова всем конфликтующим сторонам. Если журналист не смог связаться с одной из сторон либо получил отказ, стандарты информационной журналистики предписывают упоминать это в тексте.
В редакционном руководстве для журналистов газеты «Ведомости» говорится:
Обязательно давать всем заинтересованным сторонам любого события или конфликта возможность высказаться. Если, например, речь идет о том, что одна компания планирует приобрести / приобретает другую, говорить нужно с обеими сторонами. Не поговорив с каждой из сторон и не получив хотя бы No comment, ставить статью в номер нельзя. При этом журналист обязан СДЕЛАТЬ ВСЕ ОТ НЕГО ЗАВИСЯЩЕЕ, чтобы получить комментарии по сути происходящего от всех ключевых участников события, даже если сами участники не заинтересованы давать комментарии или уклоняются от общения. Формулировки «связаться не удалось» и «отказался от комментариев» — это наше поражение.
Помимо предоставления слова обеим сторонам конфликта принципы подготовки новостной заметки таковы:
- • подача информации от более важного к менее важному с нарушением хронологии развития событий (принцип «перевернутой пирамиды»);
- • публикация в тексте ответов на базовые новостные вопросы (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом? Откуда мы узнали? Что это значит? Что будет? Кому выгодно и невыгодно? и т. д.);
- • указание источника каждого элемента информации (журналист сам видел, услышал от других, прочитал в документе);
- • противопоставление в тексте полярных точек зрения;
- • отделение фактов от мнений;
- • связь оценок с теми, кто их высказал, при запрете журналисту самому давать оценку происходящему.
Творчество как самовыражение в информационной журналистике неприемлемо. Свое мнение высказывать журналисту запрещено, а тексты пишутся по стандартизированной схеме, примерно одинаковой во Всех редакциях (в связи с этим информационную журналистику называют шаблонной, или трафаретной). Творчество в информационной журналистике сводится к следующему:
- 1. Первым узнать о событии.
- 2. Добыть документ, который не смогли получить конкуренты.
- 3. Получить цитату труднодоступного ньюсмейкера (от англ. newsmaker — известная личность; человек, представляющий интерес для журналистов, а также выступающий как источник информации).
- 4. Сфокусировать текст именно на том аспекте новости, который привлечет максимум читательского внимания.
Последний пункт называется «тематизация события» (превращение события в новость) и относится в большей мере к работе редактора, нежели корреспондента. Сравнить профессиональный уровень редакторов можно при сопоставлении того, как одно и то же событие осветили разные издания, какие аспекты выпячены в их материалах. Например, в одном издании новостью будет, что состоялся митинг оппозиции, в другом — что на этот митинг пришли политики, которые ранее между собой враждовали, в третьем — что митинг завершился дракой в полиции. Идеальный вариант — когда в качестве основной выбрана та грань события, которая не сразу бросается в глаза, но признается главной после прочтения.
Однако информационная журналистика далеко не тождественна окружающей нас реальности. Если сравнивать информационную журналистику с зеркалом, то это зеркало будет дырявым и кривым.
S. Weischenberg отмечает, что «картина происходящего, передаваемая посредством информационной журналистики, оказывается огрубленной и поверхностной». Например, «сообщения с войны сводятся к количеству участвующих в сражении солдат и единиц техники, местам боев и потерям враждующих сторон»[3]. Стремясь показать отдельные объективные проявления реальности, журналист упускает из виду целое, не видит леса за деревьями.
Принятые в информационной журналистике критерии отбора новостей таковы, что внимание фокусируется прежде всего на отклонениях от нормы, катастрофах и аномалиях. Если из тысячи поднявшихся в небо самолетов рухнет один, а остальные 999 благополучно приземлятся, внимание журналистов будет приковано исключительно к тому самолету, который рухнул. Аналогичная картина и при освещении других сфер жизни: про корабль напишут, только когда он утонет, про альпинистов — когда они сорвутся с горы или окажутся под лавиной, про чиновника — когда он проворуется или попадется на взятке.
Мы сходим с ума в одиночку и группами.
Новости кормят нас свежими трупами[4].
Но даже те аномалии, которые имеются в СМИ, не дают представления о реальной ситуации с аномалиями в целом. В фокусе новостей обычно оказываются лишь определенные территории и определенные социальные группы, а остальное игнорируется. Например, если в один и тот же день в европейской столице произошел теракт с десятью погибшими, а в африканской стране боевики вырезали деревню с тысячью жителей, теракт в Европе привлечет многократно больше внимания со стороны мировых СМИ.
Что же касается представленности в новостях различных социальных групп, то СМИ в основном уделяют внимание элите: политикам, общественным деятелям, крупным бизнесменам, звездам шоу-бизнеса и спорта. Даже незначительные происшествия с ними привлекают внимание журналистов. Например, новость про лопнувшее колесо у автомобиля Владимира Путина опубликовали многие российские СМИ[5]. Большинство же аварий даже с жертвами остаются без внимания журналистов. В этой связи родилась грустная поговорка: «Чтобы попасть в новости, нужно или самому убить, или чтобы тебя убили». Следует добавить, что и этого может оказаться недостаточно — надо убить или многих, или каким-то особенным способом, или самому быть убитым по-особому. Только в этом случае рядовой гражданин удостаивается упоминания в центральных СМИ.
- [1] См.: URL: http://www.kommersant.ru/about.aspx.
- [2] Кант. Опыт некоторых рассуждений об оптимизме. М.: Мысль, 1964. С. 85.
- [3] Weischenberg S. Nachrichten-Journalismus. S. 47.
- [4] Из песни «Бериллий» группы «Сплин».
- [5] Автомобиль из кортежа Путина пробил колесо на Кутузовском проспекте // РИАНовости. 2010. 3 июня. URL: http://www. rian.ru/incidents/20 100 603/242034719.html.