Прибыльность студента как показатель эффективности вуза
При сохранении сложившихся негативных тенденций к 2020 г. численность населения может снизится со 141,9 млн.чел. в 2007 г. до 138 млн чел., при этом наиболее интенсивно будет происходить уменьшение трудоспособности возраста ()с 89,8 млн чел. до 77,5 млн.чел.). К 2030 г. население России может уменьшиться до 133 млн.чел. По расчетам Росстата, начиная с 2009 г., возрастной состав населения… Читать ещё >
Прибыльность студента как показатель эффективности вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К настоящему времени область применения маркетинговых технологий существенно расширилась и включает не только производственную сферу. Всё чаще внимание специалистов обращается к некоммерческому маркетингу и маркетингу услуг. Проникновение рыночных отношений в сферу образования, обострение конкуренции между образовательными учреждениями за привлечение потенциальных абитуриентов обусловливают чрезвычайную актуальность адаптации маркетингового инструментария к сфере образовательных услуг [17, c. 152].
В 2006/2007 учебном году на территории Российской Федерации осуществляли деятельности в области подготовки специалистов с высшим образованием 1090 учреждений. В то же время только в Московской области 6 государственных вузов, из которых почти все имеют филиальную сеть в малых городах Подмосковья.
Таблица 6.
Высшие учебные учреждения (на начало учебного года).
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Число высших учебных заведений, всего. | |||||||||
В том числе: | |||||||||
— государственных и муниципальных. | |||||||||
— негосударственных. |
Таблица 7.
Число высших учебных учреждений в Московской области.
Всего. | |||||||
Государственные. | |||||||
Негосударственные. |
Тенденция прироста числа высших учебных заведений сохраняется и в Московской области и вообще по Российской Федерации.
Однако сравнительно большее количество образовательных услуг оказывают негосударственные учреждения. В период с 2000 по 2006 гг. их удельный вес составил около 60% от общего числа вузов. Например, только в четырех городах столичной области (Воскресенск, Кломна, Зарайск, Луховицы) учебную деятельность осуществляет около 20 коммерческих высших учебных заведений, головные учреждения которых находятся, как правило, в Москве и Петербурге.
Что касается демографической ситуации, то с точки зрения среднесрочного планирования ест все основания говорить о продолжающейся сложной динамике ухудшения положения в отношении набора студентов в будущем [27, c. 13].
Видно, что тенденция уменьшения рождаемости прослеживается вплоть до 2000 г., но даже увеличение числа рожденных с 2000 г. по 2006 г. не перекрывает количества рожденных в 1990 г., то есть тех, кто на сегодня являются потенциальными абитуриентами.
Таблица 8.
Число родившихся в Московской области, чел. за год 1990;1999 гг.
Таблица 9.
Число родившихся в Московской области, чел. за год 2000;2006 гг.
При сохранении сложившихся негативных тенденций к 2020 г. численность населения может снизится со 141,9 млн.чел. в 2007 г. до 138 млн чел., при этом наиболее интенсивно будет происходить уменьшение трудоспособности возраста ()с 89,8 млн чел. до 77,5 млн.чел.). К 2030 г. население России может уменьшиться до 133 млн.чел. По расчетам Росстата, начиная с 2009 г., возрастной состав населения существенно ухудшиться вследствие вхождения в активный репродуктивный возраст малочисленных контингентов, родившихся в конце 1980;х — первой половине 1990;х годов.
Проблема с набором абитуриентов государственных высших учебных заведений усугубляется увеличивающимся количеством обучающихся в негосударственных высших учебных заведениях [27, c. 15].
Из таблицы 10 видно, что количество студентов в 2000 г., по сравнению с 2006 г., увеличилось на 32,1 тыс.чел. В государственных учреждениях Московской области студентов прибавилось 0,4 тыс.чел., а в негосударственных — 13,7 тыс. чел. Поэтому говорить о стабильности в регионах набора будущих студентов государственным высшим учебным заведениям не приходиться. В таких условиях главным в деятельности вузов становиться вопрос выживания. Для упрочнения своего положения на рынке необходимо разрабатывать долгосрочные планы и стратегии, которые реализуют грамотный, комплексный подход, обеспечивающий не получение краткосрочных результатов, а завоевание лидирующих позиций в данной сфере.
Таблица 10.
Численность студентов высших учебных заведений по регионам РФ, тыс.чел.
Всего. | |||||||
РФ. | 4741,4. | 5426,9. | 5947,5. | 6455,7. | 6884,2. | 7064,6. | 7309,8. |
Моск.обл-ть. | 132,9. | 154,8. | 134,4. | 143,8. | 155,4. | ||
Государ-е. | |||||||
РФ. | 4270,8. | 4797,4. | 5228,7. | 5596,2. | 5860,1. | 5985,3. | 6133,1. |
Моск.обл-ть. | 113,3. | 131,8. | 113,8. | 116,7. | 121,6. | 126,8. | 131,7. |
Негосудар-е. | |||||||
РФ. | 470,6. | 629,5. | 718,8. | 859,5. | 1024,1. | 1079,3. | 1176,8. |
Моск.обл-ть. | 19,6. | 17,2. | 17,7. | 22,2. | 28,6. | 33,3. |
Для вузов актуально и злободневно привлечение дополнительных абитуриентов. Для решения этой задачи необходима организация отдела маркетинга в учебном заведении и усиление маркетинговой активности на рынке образовательных услуг.
Создавая систему управления взаимоотношения с клиентами, которыми в данном случае выступают будущие студенты, вуз способен проанализировать свои конкурентоспособные позиции, пролонгировать во времени динамику развития отношений с каждым конкретным абитуриентом, изучить спрос на различные виды образовательных услуг, своевременно разработать и предложить обучение по таким направлениям и специальностям, которые будут востребованы в определенный промежуток времени.
Такое внимание к потребителю для сферы образования ново и непривычно. Кроме того, остро стоит проблемы оценки качества образовательных услуг с позиции соответствия или несоответствия образовательным стандартам, именно с точки зрения потребителей.
Необходимо пояснить, что любое образовательной учреждение фактически действует на двух взаимосвязанных рынках: на рынке образовательных услуг, предоставляя свой продукт (образовательные программы) студентам, и на рынке труда, опосредованно, через своих выпускников (молодых специалистов) [27, c. 26].
Последние, в том числе и в результате потребления образовательных программ вуза, приобрели знания, умения и навыки, характеризующие качество их рабочей силы, которую они продают предприятиям — работодателям. Соответственно, для построения эффективного процесса управления качеством оказания образовательных услуг представляется необходимым установление обратной связи вуза со следующими группами потребителей:
- — со студентами, непосредственно в настоящий момент получающими высшее образование и способными оценить сам процесс его получения;
- — с молодыми специалистами, выпускниками вуза, которые могут дать оценку качества образования с учетом уже приобретенного опыта работы и оценить возможность трудоустройства по полученной специальности;
- — с работодателями, непосредственно руководителями выпускников вуза, способными оценить качество профессиональной подготовки подчиненных им молодых специалистов. Новое поколение информационных технологий в сфере образования, таких как CRM, должно стать уникальной возможностью для студентов, абитуриентов и вуза работать единым сообществом, создавать новые и использовать существующие решения в тесном сотрудничестве.
Однако внедрение информационных технологий помимо указанного положительного эффекта влечет за собой необходимость материальных и временных затрат, которые необходимо оценивать именно на начальном этапе, так как многие вузы не располагают свободными денежными средствами, а эти расходы надо планировать еще до начала внедрения CRM-системы в деятельность учебного заведения.
Оценка эффективности вложений в информационные технологии зачастую либо вообще не производятся, либо происходят на уровне интуиции.
Таким образом, по результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы:
- 1. Поведение потребителя — это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.
- 2. Человек — «существо социальное». Это утверждение особенно верно в отношении поведения потребителя. Наше поведение в основном диктуется генетической предрасположенностью, средой или неким, единственным в своем роде, сочетанием множества факторов. Это и делает его уникальным. Поэтому основополагающим является понимание характера и значения культуры, особое внимание необходимо уделить воздействию этнических факторов на поведение потребителя. Не менее существенным является и влияние индивидуальных особенностей личности, семьи и ситуации.
- 3. В условиях жесткой конкуренции перед даже широко известными предприятиями возникает достаточно сложная задача: как удержать свои позиции на рынке и сохранить эффективность деятельности. Обычно руководством организации осуществляется ряд мероприятий по увеличению доли на рынке, по снижению затрат в целях осуществления ценовой конкуренции и еще множество других. Но зачастую этого бывает мало, чтобы выжить.