Охрана труда.
Право европейского союза.
Правовое регулирование сферы охраны груда, гармонизированные ЕС стандарты безопасности и гигиены производства наиболее интересны для российской аудитории, поскольку именно охрана труда включена в перечень приоритетных сфер сближения законодательства РФ с нормами европейского права в соответствии со ст. 55 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Отдельная директива посвящена… Читать ещё >
Охрана труда. Право европейского союза. (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Охрана труда — это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарногигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Как следует из § 1 ст. 153 ДФЕС обеспечение охраны труда является важнейшим направлением социальной политики ЕС. Планы конкретных мер в этой сфере устанавливаются в программах действий по охране безопасности и здоровья на производстве. На основании таких программ Сообщество в 1970—1980;е гг. приняло ряд директив, устанавливающих единые минимальные требования защиты работников на производстве и в отдельных его отраслях (атомная, металлургическая промышленность), в отраслях инфраструктуры (транспорт) от различных видов производственных рисков: уровня шума на предприятиях, кабинах транспортных средств, химических и биологических препаратов, используемых в производстве, строительстве, радиационной безопасности и др.[1]
Правовое регулирование сферы охраны груда, гармонизированные ЕС стандарты безопасности и гигиены производства наиболее интересны для российской аудитории, поскольку именно охрана труда включена в перечень приоритетных сфер сближения законодательства РФ с нормами европейского права в соответствии со ст. 55 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.
Особенно активно гармонизация стандартов безопасности на предприятиях ЕС стала проводиться с конца 1980;х гг., одновременно с шагами по окончательному введению в действие внутреннего рынка. В этот период были приняты директивы о персональных защитных средствах работника, знаках безопасности на рабочем месте, максимальной тяжести переносимых вручную грузов, эмиссии канцерогенных веществ и др.[2]
Все действующие и намечаемые к принятию в будущем директивы ЕС и, соответственно, законодательные акты государств-членов должны следовать трем правовым принципам охраны труда здоровья работников, установленным в «рамочной» Директиве Совета 89/391/ЕЭС от 12 июня 1989 г. о введении мер, содействующих улучшению безопасности и здоровья работников[3]:
- — обязанность работодателя гарантировать здоровье и безопасность в процессе осуществления трудовой деятельности, в частности путем надлежащего и своевременного информирования работников с помощью инструкций, специальных курсов правильного обращения с оборудованием предприятия;
- — обязанность каждого работника способствовать охране собственного здоровья и безопасности, безопасности других работников путем соблюдения инструкций безопасности, правильного использования технических средств;
- — отсутствие (или ограничение) ответственности работодателя за ущерб, причиненный здоровью работника ввиду непреодолимой силы (непредвиденных либо чрезвычайных обстоятельств).
Директива 89/391/ЕЭС содержит общие принципы, касающиеся предупреждения производственных рисков, безопасности и охраны здоровья, избежания факторов риска и несчастных случаев, информирования, консультирования и сбалансированного участия в соответствии с национальным законодательством и (или) практикой, обучения рабочих и их представителей, а равно указания по осуществлению упомянутых принципов.
Рамочный характер Директивы 89/391 заключается в том, что на ее основе Союзом должны быть приняты соответствующие акты, обеспечивающие охрану труда различным категориям работников. Таких директив было принято на сегодняшний день 19.
Первой из директив, принятых на основании ст. 16 Директивы 89/391/ЕЭС, является Директива Совета 89/654/ЕЭС от 30 ноября 1989 г. об установлении минимальных требований к безопасности и гигиене рабочих мест[4], согласно ст. 2 которой под рабочим местом понимается место, предназначенное для установки рабочего оборудования, которое находится на территории предприятия и (или) учреждения и к которому работник имеет доступ в процессе своей работы. В соответствии со ст. 6 рассматриваемой Директивы в целях обеспечения безопасности и гигиены труда работников, работодатель проявляет заботу о том, чтобы:
- — транспортные маршруты по направлению от рабочих мест к аварийным выходам и сами эти выходы в любое время оставались свободными (не имели заграждений);
- — осуществлялось техническое обслуживание рабочего места, оборудования и устройств, в частности, указанных в приложениях к Директиве, а любые неисправности, которые были обнаружены и могут повлиять на безопасность и гигиену труда работников, устранялись как можно скорее;
- — проводилась регулярная уборка и очистка в целях обеспечения необходимой гигиенической нормы рабочего места, соответствующего оборудования и устройств;
- — осуществлялось техническое обслуживание и проверка оборудования и устройств защиты, предназначенных для предупреждения или устранения опасности, в частности, указанных в приложениях к Директиве.
Последней такой специальной директивой является Директива Европейского парламента и Совета 2006/25/ЕС от 5 апреля 2006 г. о минимальных требованиях охраны здоровья и безопасности для работников, подвергающихся риску, исходящему от физических агентов (искусственной оптической радиации) (19-я отдельная Директива в значении статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЭС)[5].
В сфере охраны труда наиболее ярко прослеживается идея дифференциации правового регулирования труда в трудовом праве ЕС. Так, в 1992 г. была принята Директива 92/85/ЕЭС о введении мер, содействующих улучшению безопасности и здоровья беременных работниц, а также недавно родивших и кормящих работниц (10-я отдельная директива в значении ст. 16 (1) Директивы 89/391/ЕЭС). В соответствии с ней запрещается увольнение по основаниям, связанным с беременностью, рождением ребенка или материнством, а также изменение по инициативе работодателя условий трудового контракта по тем же причинам. Директива также предписывает государствам-членам провести мероприятия по устранению обязательного ночного труда для обозначенных категорий женщин-работниц.
Директивой 92/85/ЕЭС устанавливается минимальный размер пособий и компенсаций данной категории работников (не менее пособия по временной нетрудоспособности). Документ определяет длительность отпуска по беременности и родам, которая должна составлять минимум 14 недель.
Отдельная директива посвящена охране трудовых прав несовершеннолетних. В соответствии с Директивой 94/33/ЕС от 22 июня 1994 г. о защите молодежи на рабочем месте[6] государства-члены обязаны ввести специальные правила, регулирующие продолжительность рабочего времени и времени отдыха, установить повышенные стандарты безопасности трудовой деятельности лиц моложе 18 лег.