Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вследствие огромных территориальных пространств, крепостного права экономика страны развивалась более медленными темпами по сравнению с передовыми европейскими государствами. К середине XIX в. в городах проживало не более 10% населения. В XVIII в. Россия занимала первое место в Европе по производству и вывозу чугуна. К 60-м гг. в пересчете на душу населения Россия выпускала чугуна в 34 раза… Читать ещё >

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В первой половине XIX в. Российская империя продолжала колониальную экспансию, расширяя свою территорию. Это создавало условия для экстенсивного развития экономики. Быстро росло население страны. В начале века оно составляло 37 млн человек, к концу 50-х гг. — 74 млн. Осваивались новые территории.

Социально-экономическое положение России определялось двумя тесно связанными друг с другом факторами: развитием капиталистического уклада и нарастающим кризисом феодально-крепостнических отношений.

Основу экономики страны по-прежнему составляло сельское хозяйство. Его натуральность все более разрушалась. Однако развитие товарно-денежных отношений сдерживало крепостное право. Повысить доходность своих хозяйств владельцы стремились не путем применения машин и новых приемов агротехники, а ужесточением эксплуатации крепостных крестьян. Расширялась барщина, увеличивался денежный оброк, крестьян переводили на месячину, т. е. лишали их земли и за работу в хозяйстве помещика выдавали продукты и одежду. Лишь в 3% помещичьих хозяйств применялись сельскохозяйственные машины. Урожайность сельскохозяйственных культур практически не изменилась по сравнению со средневековьем, составляя сам 2,5−3 (т.е. собиралось только в 2,5−3 раза больше зерна, чем сеялось).

Основой русской промышленности являлись кустарно-ремесленные предприятия. Она давали 2/3 всей промышленной продукции. Число крупных предприятий возросло к 1860 г. до 15 тыс. Доля крепостного труда на них уменьшалась, но достигала порядка 20%.

В 30−40-х гг. XIX в. в русской промышленности начался промышленный переворот. Он характеризовался переходом от мануфактуры к фабрике, заменой ручного труда машинным. Промышленный переворот положил начало формированию новых классов российского общества — буржуазии и пролетариата. Вследствие экстенсивного характера российской экономики промышленный переворот проходил медленно и, по мнению большинства специалистов, в основном завершился лишь к 90-м гг.

За вторую четверть XIX в. стоимость ввезенных в Россию машин увеличилась в 20 раз. Производительность труда в промышленности увеличилась в три раза. В 1838 г. была построена первая в России 25-верстная железная дорога между Петербургом и Царским селом. В 1851 г. открылась Николаевская железная дорога между Петербургом и Москвой. В 1815 г. в стране был построен первый пароход. К середине века их насчитывалось более 300. В 1849 г. был основан первый отечественный судостроительный завод в Сормово около Н. Новгорода.

Продолжалось развитие торговли. Большую роль по-прежнему играли ярмарки, развивалась сеть розничной торговли. В экспорте преобладали сельскохозяйственная продукция и сырье. Импорт состоял в основном из машин, предметов роскоши.

Вследствие огромных территориальных пространств, крепостного права экономика страны развивалась более медленными темпами по сравнению с передовыми европейскими государствами. К середине XIX в. в городах проживало не более 10% населения. В XVIII в. Россия занимала первое место в Европе по производству и вывозу чугуна. К 60-м гг. в пересчете на душу населения Россия выпускала чугуна в 34 раза меньше чем Англия, в 17 раз меньше чем Бельгия. Особенно заметным было отставание по протяженности и плотности железных и шоссейных дорог. К середине XIX в. Россия имела 1,5 тыс. км железных дорог, Англия — 15 тыс. км. Транспорт носил сезонный характер. Летом преобладали водные пути, зимой — санные. Основной тягловой силой оставалась лошадь. Поражение в Крымской войне продемонстрировало всю опасность технической отсталости страны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой