Экономика.
Страна Андорра
Внешняя торговля ориентирована на страны ЕС. Андорра является членом таможенного союза ЕС. Торговый обмен промышленными товарами и услугами между Андоррой и европейскими странами в ЕС не облагается таможенными тарифами, в отличие от андоррских сельскохозяйственных изделий. Экспорт из Андорры (главным образом, табак и фурнитура) составил в конце 1990;х гг. 58 млн долл. 58% экспорта приходилось… Читать ещё >
Экономика. Страна Андорра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно данным на 2000, ВВП Андорры составил 1,3 млрд долл. США, или 19 тыс. долл. на душу населения. Реальный рост ВВП в 2000 исчислялся 3,8%. В бюджете страны доходы превышают расходы (соответственно, 385 и 342 млн долл.). Налоги на финансовые организации, отопление и импорт составляют большую часть государственных доходов. Уровень инфляции составил в 2000 около 4,3%. Безработица отсутствует. Денежная единица — евро.
80% ВВП страны дает туристическая отрасль. По оценке, Андорру ежегодно посещают до 9 млн. туристов. Летом их привлекают живописные горные ландшафты и памятники Средневековья (в стране около 50 церквей 11−13 вв., историческая резиденция Генерального совета — Дом долин, построенный в 1580, и др.). Зимой Андорра становится «раем» для любителей горнолыжного спорта. Однако большинство иностранцев приезжает в Андорру на один день из соседних Франции и Испании, чтобы сделать выгодные покупки, пользуясь более низкими ценами — следствием отсутствия в стране таможенных пошлин на многие товары. Снижение таможенных тарифов в государствах ЕС ограничило преимущество Андорры.
Развитие туризма привлекло в Андорру иностранные капиталовложения и способствовало расширению строительства и росту цен на земельные участки. Государство принимает минимальное участие в управлении экономикой, и частное предпринимательство действует почти не ограничено. Большую роль в экономике играет банковский сектор, пользующийся существующими в стране налоговыми льготами.
Андорра служит одним из центров контрабандной торговли через Пиренеи. После того, как в 19 в. соседние страны ввели государственную монополию на торговлю табаком, нелегальная переправка этого продукта в Испанию и Францию стала важнейшим источником дохода для населения. Кроме табака, контрабандным способом перевозят спиртное, а в последние десятилетия — также бытовую электронику, парфюмерию, ювелирные изделия, автомобили и т. д.
Имеются запасы железных руд, свинца, гидроэнергетических ресурсов, минеральной воды и леса. Однако месторождения железа и свинца освоены слабо из-за транспортных проблем.
Большая часть электроэнергии импортируется из соседних Франции и Испании. В некоторых местах добываются железные и свинцовые руды, мрамор. Промышленность страны изготовляет табачные, шерстяные, и ремесленные изделия, мебель. Всего в промышленности занято до 21% рабочих рук (в сфере услуг — 78%).
Развитие сельского хозяйства в Андорре ограничено тем, что лишь 2% земель пригодны для обработки.
В этой отрасли занято менее 1% населения. Выращивается картофель и табак (им заняты 20% сельскохозяйственных земель), в небольшом количестве — ячмень и рожь.
Большую часть продуктов питания приходится импортировать. Зато в стране традиционно было развито животноводство. Разводят овец (основной источник шерсти), коз и крупный рогатый скот.
Внешняя торговля ориентирована на страны ЕС. Андорра является членом таможенного союза ЕС. Торговый обмен промышленными товарами и услугами между Андоррой и европейскими странами в ЕС не облагается таможенными тарифами, в отличие от андоррских сельскохозяйственных изделий. Экспорт из Андорры (главным образом, табак и фурнитура) составил в конце 1990;х гг. 58 млн долл. 58% экспорта приходилось в 2000 на Испанию, 34% - на Францию. Объем импорта достиг, напротив, 1077 млн. долларов. Ввозятся преимущественно товары массового потребления, продукты питания, электроэнергия и т. д.
А 48% импорта приходилось на Испанию, 35% - на Францию.
В Андорре нет аэропортов и железных дорог. Имеется лишь автомобильный транспорт. Первая дорога, соединяющая страну с Испанией, была построена в 1911, а с Францией — в 1933. Общая протяженность автодорог — 269 км., из них 198 км. мощеных.