Формирование базы правил систем нечеткого вывода
Пример функции принадлежности для термов выходной лингвистической переменной «коэффициент усвоения» для учебной задачи № 2 (таблица 1) представлен в таблице 3. Например, для учебной задачи № 2 из таблицы 1, для критерия времени выполнения учебной задачи базу правил можно сформировать следующим образом: Таблица № 2 Функции принадлежности для термов входной лингвистической переменной «время… Читать ещё >
Формирование базы правил систем нечеткого вывода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В данном случае база правил систем нечеткого вывода предназначена для формального представления знаний экспертов о переходе от значений критериев к коэффициенту усвоения. B системах нечеткого вывода используются правила нечетких продукций, в которых условия и заключения сформулированы в терминах нечетких лингвистических высказываний.
База правил представляется в форме структурированного текста:
ПРАВИЛО1: ЕСЛИ «Условие1» ТО «Заключение1» .
ПРАВИЛО2: ЕСЛИ «Условие2» ТО «Заключение2» …
Например, для учебной задачи № 2 из таблицы 1, для критерия времени выполнения учебной задачи базу правил можно сформировать следующим образом:
ПРАВИЛО1: ЕСЛИ «время выполнения задачи минимальное» ТО «коэффициент усвоения отличный» .
ПРАВИЛО2: ЕСЛИ «время выполнения задачи небольшое» ТО «коэффициент усвоения хороший» .
ПРАВИЛО3: ЕСЛИ «время выполнения задачи большое» ТО «коэффициент усвоения удовлетворительный» .
ПРАВИЛО4: ЕСЛИ «время выполнения задачи очень большое» ТО «коэффициент усвоения неудовлетворительный» .
В системах нечеткого вывода лингвистические переменные, которые используются в нечетких высказываниях подусловий правил нечетких продукций, называют входными лингвистическими переменными, а переменные, которые используются в нечетких высказываниях подзаключений правил нечетких продукций, часто называют выходными лингвистическими переменными.
Для построения функций принадлежности входных и выходных лингвистических переменных будем использовать трапециевидную функцию принадлежности, являющуюся одной из наиболее распространенных [15].
Пример функции принадлежности для термов входной лингвистической переменной «время выполнения задачи» для учебной задачи № 2 (таблица 1) представлен в таблице 2. Параметры a и d характеризуют нижнее основание трапеции, а параметры b и с — верхнее основание.
Таблица № 2 Функции принадлежности для термов входной лингвистической переменной «время выполнения задачи», заданные аналитически
Терм. | Значения a, b, c, d. | Функция принадлежности. | |
" минимальное" . | |||
" небольшое" . | |||
" большое" . | |||
" очень большое" . | |||
Пример функции принадлежности для термов выходной лингвистической переменной «коэффициент усвоения» для учебной задачи № 2 (таблица 1) представлен в таблице 3.
Таблица № 3 Функции принадлежности для термов выходной лингвистической переменной «коэффициент усвоения», заданные аналитически
Терм. | Значения a, b, c, d. | Функция принадлежности. | |
" неудовлетворительный" . | |||
" удовлетворительный" . | |||
" хороший" . | |||
" отличный" . | |||