Чёрный передел. "Хождение в народ" в 70-х гг. XIX в. Организация "Земля и воля"
Черный передел" в отличие от «Народной воли» не стремился к централизму. Петербургский кружок стал во главе местных объединений только в силу своего опыта и политического авторитета. Но разрастись ему не позволили. Через несколько месяцев после раскола «Земли и воли» девять основателей «Передела» были арестованы, а Г. Плеханов, В. Засулич, Л. Дейч и Я. Степанович эмигрировали в Швейцарию… Читать ещё >
Чёрный передел. "Хождение в народ" в 70-х гг. XIX в. Организация "Земля и воля" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Трудно сложилась после раскопа «Земли и воли» судьба 16 «деревенщиков», объединившихся в группу «Черный передел». В нее вошли Г. Плеханов, Б. Засулич, О. Аптекман и др. Чернопередельцы пытались сохранить традиции и программные установки «Земли и воли», хотя обстоятельства и вынуждали их менять приёмы революционной борьбы.
Чернопередельцы получили в наследство меньшую часть денежных средств «Земли и воли», а также типографию в Смоленске. Но не успели они развернуть революционную деятельность, как жандармы напали на их след. Начались аресты, была разгромлена типография. В тяжелых условиях организация налаживала связи с военными, в частности в Кронштадте, создавала студенческие и рабочие кружки в обеих столицах, Туле, Харькове.
" Черный передел" в отличие от «Народной воли» не стремился к централизму. Петербургский кружок стал во главе местных объединений только в силу своего опыта и политического авторитета. Но разрастись ему не позволили. Через несколько месяцев после раскола «Земли и воли» девять основателей «Передела» были арестованы, а Г. Плеханов, В. Засулич, Л. Дейч и Я. Степанович эмигрировали в Швейцарию. Деятельности столичного кружка мешало сильное влияние народовольческих идей. «На глазах чернопередельцев, — писал Осип Аптекман, — в провинции образовавшиеся было уже ячейки… оставляют вдруг свои позиции и переходят к народовольцам» .
Традиционные пропагандистские принципы борьбы без политической окраски теряли привлекательность в глазах революционной интеллигенции. Героический ореол страдальцев, готовых в борьбе идти до конца, рисковать жизнью во имя народного блага, представлялся вершиной революционного о подвижничества, звал молодежь в ряды приверженцев терроризма. Однако весьма широкое распространение получило более мягкое либеральное народничество. К нему тяготели образованные люди, желавшие изменить политический строй России, но без революции, террора и бесконечного прозябания в деревнях.