Культурная столица.
Характеристика петровского Санкт-Петербурга
Наконец, в 1724 году основана Академия наук, включающая в себя и гимназию, и университет, и музей. Создавая Академию, Пётр преследовал две цели: развивать в России научную деятельность и готовить собственные, национальные кадры ученых. Понятно, что здравый смысл и интуиция заставляли Петра начинать с решения материально-технических задач, духовные же проблемы культурного рассматривались как… Читать ещё >
Культурная столица. Характеристика петровского Санкт-Петербурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как показывают толковые словари, слово «культура» и в обыденном, и в научном употреблениях имеет целый спектр значений — от «парка культуры и отдыха» до «культуры человечества как способа его существования», включая такие понятия как «духовная культура», «культура производства», «культура поведения» и т. п. понятие «культура» обозначает нечто чрезвычайно разнообразное и, вместе с тем, чем-то объединяемое. А теоретики и историки выделяют обычно какой-либо компонент этого целого, считая его главным, определяющим, и, соответственно, сводят целое к данной его части.
Строение культуры состоит, прежде всего, в том, что культура существует в трех разных модальностях, охватывая:
ѕ Специфически-человеческие духовные и физические качества самого человека, его «сущностные силы», обретенные им при жизни знания и умения, идеалы и ценностные установки, принципы деятельности и поведения по отношению к другим людям;
ѕ Способы деятельности, в которых реализуются эти «сущностные силы» человека;
ѕ Плоды многосторонней созидательной деятельности людей — и духовные, и вещественные, и художественные, то есть вся предметная среда, которую люди создают для своего в ней существовании…
Существенно при этом, что все три способа существования культуры друг друга опосредуют и превращаются друг в друга, так что оказывается, что человек является и творцом и творением культуры.
Таково общее понимание культуры, которое мы должны применить к трактовке культуры города. Это значит, что культура города трехмерна: одно ее измерение — духовно-человеческое, другое — процессуально-деятельностное, третье — предметное.
Уникальность Петербурга в истории отечественной культуры определяется тем, что положение столицы империи обусловило разносторонность бытия: юридическую роль столицы; функцию главного российского морского порта; высокий промышленный потенциал; центр политической мысли во всех ее противоречиях; активную научную, учебную, художественную формы деятельности горожан…
Пройденный Петром путь создания новой грандиозной столицыбыл нелегким и прошел через целый ряд этапов. В соответствии с такой методологической установкой в истории культуры Петербурга следует выделить первый ее этап, условно определяемый понятием «петровский Петербург», охватывающий первую половину XVIII века, от основания города и до начала царствования преемницы Петра — Екатерины Великой.
Адекватное представление об удельном весе культуро-созидательной деятельности основателя Петербурга может дать простой перечень фактов.
- 1709 — в Петербурге при кирхе Св. Петра создается первая в России государственная школа.
- 1711 — начинает работать первая типография, выполнявшая и функции издательства.
- 1711 — строится Летний дворец Петра, окруженный садом, заполнявшимся копиями античных статуй, которые закупались в Италии и превратили царский сад в своего рода музей европейской скульптуры на открытом воздухе.
- 1713 — открыты первая в стране общедоступная библиотека и первая книжная лавка; основан Ботанический сад; начал работать придворный театр.
- 1714 — царь «для детей дворянских и приказных учреждает арифметические школы в домах архиерейских и монастырских»; создается Морская академия.
- 1715 — учреждена Школа словесных наук; основаны хрустальная и стеклянная фабрики.
- 1716 — учреждена Медицинская школа, основаны Шпалерная мануфактура и мануфактура по производству шелковых тканей, затем три бумажные мануфактуры, четыре типографии и множество других заводов и фабрик.
- 1718 — открыта первая в России бумажная фабрика.
- 1719 — открыта Инженерная школа.
- 1721 — началась концертная жизнь Петербурга.
Понятно, что здравый смысл и интуиция заставляли Петра начинать с решения материально-технических задач, духовные же проблемы культурного рассматривались как производные, хотя и необходимые для целостного развития страны.
Наконец, в 1724 году основана Академия наук, включающая в себя и гимназию, и университет, и музей. Создавая Академию, Пётр преследовал две цели: развивать в России научную деятельность и готовить собственные, национальные кадры ученых.
Достаточно этого сухого перечня фактов, чтобы получить адекватное представление о нарождении в Петербурге нового для России типа культуры — и материальной, и духовной, и художественной.