Заключение.
Пионерское движение как важнейший компонент советской молодежной культуры
Главными принципами деятельности пионерской организации были следующее: последовательность и преемственность трех поколений — коммунистов, комсомольцев и пионеров; революционные убеждения; коллективная деятельность для общего блага; коллективизм, товарищество; независимость и самостоятельное управление; добровольность вступления и участия в делах; учет возрастных и индивидуальных особенностей… Читать ещё >
Заключение. Пионерское движение как важнейший компонент советской молодежной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Пионерская организация, как воспитательная система, в процессе своего формирования прошла несколько стадий развития. Эти этапы, как правило, объединяют со значительными историческими и культурными событиями советского общества: образование СССР, периоды коллективизации и индустриализации, Великая Отечественная война, послевоенное развитие и восстановление народного хозяйства, перестройка, распадом союзного государства и обновлением России.
Развития ребенка во время расцвета советской власти было гармоничным и включало в себя умственный, физический, культурный и идеологический компоненты, и осуществлялось в рамках целостного государственного детского коммунистического движения. Изначально данное движение развивалось спонтанно, без жесткой государственной централизации: на первом этапе стали появляться районные детские организации и группы революционной направленности. Состав данных организаций был достаточно разрозненный по социальному и возрастному составу.
Главными принципами деятельности пионерской организации были следующее: последовательность и преемственность трех поколений — коммунистов, комсомольцев и пионеров; революционные убеждения; коллективная деятельность для общего блага; коллективизм, товарищество; независимость и самостоятельное управление; добровольность вступления и участия в делах; учет возрастных и индивидуальных особенностей и интересов.
Государственная идеология, которая сформировались в период создания пионерского движения (клятвы, призывы, традиции пионеров) применялись в ритуалах пионерии и во время ритуализированного этикета. В это же время стала стремительно развиваться неуставная литература (девизы, речевки, песни, лозунги), которые по своей форме и содержанию часто напоминали скаутскую словесность.
Еще одной яркой чертой пионерского движения являлись детские лагеря. Ежедневное существование пионерского лагеря было наполнено чередой мероприятий и праздников, которые нашли отражение и в современной системе детского отдыха. Совершенствование и развитие личности, всяческое содействие для ее социализации, были и остаются характерными чертами в работе подобных институтов. Детские пионерлагеря служили единым миром для подростков, в котором они знакомились, общались.
Для многих поездка в лагерь была наградой за отличную учебу, активную деятельность, в рамках пионерского отряда своей школы и так далее.
После распада СССР наступило время кризиса и в пионерской организации.
Однако в современном мире различные движения по работе с молодежью набирают большую популярность. Современное поколение опирается на других героев и на собственные культы, однако очень многое из пионерии позаимствовала современная молодежь в организации своего досуга. Это нашло отражение во внешних и неофициальных организациях. Например: спортивные соревнования, различные сборы, слеты, детские лагеря. Воспитательные приемы, которыми пользовалась пионерия, не исчезли бесследно.
Таким образом, данная квалификационная работа, исследуя корни, историю становления пионерской организации и этапы ее развития, со своими отличительными чертами, достижениями и трудностями дают возможность оценить тот исторический накопленный потенциал в организационной воспитательной системе детского движения, которое может быть использовано и в настоящее время.