Место воли в структуре внутренней жизни человека
Взгляды Н. А. Бернштейна на проблему произвольной регуляции. Непроизвольная, произвольная, волевая регуляция поведения. А. В. Запорожец о развитии произвольной регуляции. Является ли воля реальным психическим феноменом? Какие критерии применяются при принятии решения? В. А. Иванников о проблеме волевой регуляции. Примерные темы рефератов и докладов. Что такое «цена деятельности»? Психология… Читать ещё >
Место воли в структуре внутренней жизни человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Так как воля включает в свою структуру мотивацию, то через мотивацию воля входит в мир внутренней жизни. Одновременно воля связана с эмоциональными переживаниями, которые тоже входят в структуру внутреннего мира. Как волевое качество личности воля отражает отношение человека к возникающему препятствию и характеризует динамическую сторону внутренней жизни. Волевые качества усиливают мотивацию достижений, мобилизуя ресурсы индивида: энергетические, интеллектуальные, эмоциональные, активизируя процессы осознания деятельности и условий ее успешного выполнения. Как личностное качество воля интегрируется в систему других личностных качеств, определяющих строй внутренней жизни личности.
Практикум
Вопросы для самоконтроля.
- 1. Можно ли объяснить поведение, не прибегая к понятию «воля»?
- 2. Что вы понимаете под волей?
- 3. Какие критерии применяются при принятии решения?
- 4. Какие типы принятия решений можно выделить? Чем они характеризуются?
- 5. Что такое волевые качества личности? Приведите примеры волевых качеств личности.
- 6. Является ли воля реальным психическим феноменом?
- 7. Что такое «цена деятельности»?
Практическое задание В книге «Деятельность. Сознание. Личность» известный советский психолог А. Н. Леонтьев писал: «В очень выразительной форме это явление однажды выступило в опытах с детьми-дошкольииками. Экспериментатор, проводивший опыты, ставил перед ребенком задачу — достать удаленный от него предмет, непременно выполняя правило — не вставать со своего места. Как только ребенок принимался решать задачу, экспериментатор переходил в соседнюю комнату, из которой и продолжал наблюдение, пользуясь обычно применяемым для этого оптическим приспособлением. Однажды после ряда безуспешных попыток малыш встал, подошел к предмету, взял его и спокойно вернулся на место. Экспериментатор тотчас вошел к ребенку, похвалил его за успех и в виде награды предложил ему шоколадную конфету. Ребенок, однако, отказался от нее, а когда экспериментатор стал настаивать, то малыш тихо заплакал».
Обратите внимание на то, что дети более младшего возраста в этом случае берут конфету, не испытывая никаких эмоций. Выскажите ваши соображения, как вы склонны интерпретировать эту ситуацию. Почему, на ваш взгляд, ребенок-дошкольник начинает плакать?
Примерные темы рефератов и докладов.
- 1. Проблема свободы воли.
- 2. Волюнтаризм В. Вундта.
- 3. Психология принятия решений.
- 4. Непроизвольная, произвольная, волевая регуляция поведения.
- 5. Взгляды Н. А. Бернштейна на проблему произвольной регуляции.
- 6. А. В. Запорожец о развитии произвольной регуляции.
- 7. В. А. Иванников о проблеме волевой регуляции.