Причины расширения британской колониальной империи
Основная причина этого явления заключалась в изменение ситуации в мировой экономике. Стремительное развитие США и Германии встревожило старые индустриальные державы и прежде всего Англию экономика, которой несколько замедлила свой рост. Начиная с конца 1870 — гг. дешевые американские и немецкие товары стали серьезными конкурентам продукции английских фирм. Это вынудило правящие круги Англии… Читать ещё >
Причины расширения британской колониальной империи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
19 век ознаменовался новым витком капиталистической глобализации принявшей форму создания колониальных империй. В течение считанных десятилетий практически вся территория Африки и Юго-Восточной Азии была поделена между крупнейшими капиталистическими державами. Немногие независимые государства, не затронутые этим процессом, были превращены в бессильные полуколонии или ожидали неминуемого раздела.
Основная причина этого явления заключалась в изменение ситуации в мировой экономике. Стремительное развитие США и Германии встревожило старые индустриальные державы и прежде всего Англию экономика, которой несколько замедлила свой рост. Начиная с конца 1870 — гг. дешевые американские и немецкие товары стали серьезными конкурентам продукции английских фирм. Это вынудило правящие круги Англии приступить к захвату новых рынков, защищенных от проникновения туда конкурентов жесткими таможенными тарифами.
Экономические мотивы колонизации не исчерпывались стремлением захвата новых рынков. Важным стимулом для английских колонизаторов были богатейшие природные и сырьевые ресурсы колоний. В дополнение к традиционным колониальным продуктам таким как какао, кофе или табак, растущая промышленность требовала новые виды сырья. Оловянные прииски Малайзии, каучуковые плантации Индокитая, запасы селитры в Чили приобрели не только экономическое, но и стратегическое значения — они требовались для изготовления современного оружия. Часто колониальная политика Англия выступала в качестве защитника интересов своих подданных — торговцев или инвесторов против местного населения или конкурентов. колония англия экспансия торговля Хотя экономические мотивы и доминировали среди причин колониальной гонки, они не были единственными. Несомненно, что волну захватов двигали вперед и геополитические интересы. Захватывая Египет правительство Англии думало не только об экономическом потенциале этой страны, но и важности контроля над Суэцким каналом — кратчайшим путем в Индию. Заморские острова Бермуды, Аден или Циндао превращались в военно-морские базы или промежуточные пункты, для пополнения запасов военных кораблей.
Кроме конкретных выгод, обладание колониями к началу XX века стало вопросом престижа. Государство не могло восприниматься как «полноценная» великая держава, если оно не имела заморских владений. Государственный флаг в тропиках будоражил сознание, как дипломатов, так и патриотических буржуа из среднего класса. Постепенно «новый империализм» стал важным фактором внутренний политики. Сесиль Родс, колонизатор Южной Африки проповедовал «социальный империализм», при котором политика захватов и эксплуатации колоний, должна была привести к разрешению социальных конфликтов внутри самих метрополий. Легкие военные победы над «дикими» племенами в эпоху массовой политики приносили правительствам голоса избирателей на выборах.
У колониализма внутри страны появились сторонники. Для военных войны в Африке и Азии были возможностью сделать легкую и сравнительно безопасную военную карьеру. Успешные бизнесмены и плантаторы наживались на эксплуатации ресурсов колоний. Миссионеры тысячами обращали в христианство язычников и идолопоклонников. Для государственных служащих пребывание в колониях было выгодно и очень престижно. Как писал американский историк Мануэль Саркисянц — «Те, кто в самой Англии порой стояли на иерархической лестнице немногим выше, чем прислуга, в Британской Индии как „белые сахибы“ могли неограниченно повелевать цветными слугами». Европейским элитам импонировали установленные в колониях авторитарные бюрократические режимы, которые самим своим существованием бросали вызов процессам демократизации набиравшим силу в странах Европы [6].