Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Особенности речи, затрудняющие процесс коммуникации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с ЗПР фактически лишены возможности словесной коммуникации, т.к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений. Нередко дети с ЗПР стараются избежать речевого… Читать ещё >

Особенности речи, затрудняющие процесс коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

У детей с ЗПР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения (С.Я. Рубинштейн).

Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с ЗПР фактически лишены возможности словесной коммуникации, т.к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.

Выраженные отклонения в ходе онтогенетического развития, обусловленные самим характером нарушений, значительно препятствуют своевременному и полноценному развитию речевого общения, оно формируется у дошкольников с ЗПР весьма ущербно, его мотивы исходят в основном из органических нужд детей. Необходимость в общении с окружающими диктуется, как правило, физиологическими потребностями.

В возрасте 5 -7 лет дети с ЗПР с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому, что и к концу дошкольного возраста дети с ЗПР с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи. коммуникативный психический мыслительный Заслуживает внимания и тот факт, что дети пяти — шестилетнего возраста с ЗПР, поступив в группу специального детского сада, обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым.

Нередко дети с ЗПР стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин. Среди них можно выделить (Л.И. Переслени):

  • — быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;
  • — отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;
  • — непонимание собеседника — дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.

Использование невербальных средств общения

У детей с ЗПР, хорошо развит самоконтроль в невербальном поведении Дети умеют с помощью мимики показать свое доброжелательное отношение к другим детям, свои речь сопровождают различными средствами невербального общения. Незначительная часть детей чаще всего скованы в движениях, особенно в непривычной для них обстановке, незнакомой ситуации. Им не всегда удается понять «невербальный язык» других людей, их настроение и отношение к происходящим событиям. Некоторые дети затрудняются выражать с помощью жестов и мимики оттенки своих чувств.

Только часть детей с ЗПР умеют передавать свои чувства и желания с помощью мимики и жестов. Незнакомая ситуация, новая обстановка существенно не влияют на их невербальный репертуар общения. Большинство с ЗПР отличаются неразвитым самоконтролем в невербальном поведении, часто не могут почувствовать настроение и эмоциональное состояние других людей, не всегда успешно передают в мимике, жестах свое положительное отношение к сверстникам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой